Буря в саванне
Дмитрий Мосяков, при участии Евгения Пахомова,
"Итоги", 7 июля 2000 года
Восточная Африка давно превратилась в символ голода и бедности.
Мир вспоминает об этом регионе только в случае очередной войны, например
между Эфиопией и Эритреей. О соседнем Судане вообще говорят редко, последний
раз эта страна оказалась в центре внимания, когда после взрывов американских
посольств в Кении и Танзании в августе 1998-го американские крылатые ракеты
разрушили фармацевтическую фабрику в Хартуме (Вашингтон заявил, что там
делали взрывчатку для Усамы бен Ладена). Однако происходящее в Судане
заслуживает большего внимания: вот уже 17 лет здесь полыхает конфликт,
который можно охарактеризовать как вооруженное столкновение цивилизаций.
На севере Судана живут арабы-мусульмане. Эта часть страны с древности
была включена в общемировой исторический процесс: еще в 3-м тысячелетии
до нашей эры здесь возникла культура, близкая к соседней египетской, затем
в XV веке Север стал частью арабского мира, здесь развивались ремесла,
торговля, земледелие. Юг - часть центральноафриканской цивилизации. Здесь
живут племена, изначально -язычники-анимисты, многие из которых в наши
дни приняли христианство. Южане занимались примитивным земледелием и скотоводством.
Отношения между Севером и Югом всегда складывались сложно. Если для европейцев
главным источником чернокожих рабов была Западная Африка, то центром работорговли
для арабского мира и Османской империи стал Судан. Юг страны превратился
в поставщика невольников - высокие и выносливые, южные суданцы хорошо
ценились на рынках от Каира до Стамбула.
В XIX веке Африка перестала быть континентом пиратов и работорговцев.
Европейские государства принялись делить Африку между собой. В конце прошлого
века Судан стал колонией Британской короны. Англичане отдавали себе отчет
в том, что преодолеть различия между Севером и Югом будет очень трудно,
и решили разделить страну внутренней границей.
По сути с начала века до 1946 года существовало два Судана. Чтобы перейти
из одной его части в другую, жителям страны требовалось специальное разрешение.
Английские миссионеры способствовали распространению христианства на языческом
юге Судана. Официальным языком наряду с местными динка, бари, азанде и
другими здесь стал английский. Однако когда после Второй мировой войны
начался распад Британской империи, Лондону было не до Южного Судана. Встал
вопрос о предоставлении южносуданским племенам самоуправления, но Лондон
решил, что они еще недостаточно развиты. В итоге в 1947 году на конференции
в административном центре Южного Судана городе Джубе племенным вождям
Юга было сообщено, что отныне ими будут управлять из Хартума.
Судан получил независимость в 1956 году. Новые власти страны относились
к южанам как к рабам. В ответ на Юге начались партизанские выступления.
Чтобы успокоить страсти, в 1972 году Югу был предоставлен статус автономии.
Ситуация обострилась, когда в 1983 году "большой друг Советского
Союза" суданский президент Джафар Нимейри, разочаровавшись в социалистическом
пути развития, сделал ставку на исламский фундаментализм. Началось введение
шариата во всем Судане, в том числе и на Юге. Тактика исламизации разнообразием
не отличалась. На Юге часты засухи и неурожаи. Во время голода эмиссары
правительства предлагали местному населению пищу и зерно для посевов в
обмен на принятие ислама, и вождь деревни был вынужден решать, "стоит
ли обед намаза". Впрочем, поев, многие новообращенные мусульмане
опять становились христианами или анимистами. Обратно в ислам их нередко
возвращали силой.
В 83-м в Судане вспыхнула гражданская война. На Севере большое влияние
приобрели радикальные исламисты, такие как организация "Братья-мусульмане".
На Юге власть от племенных вождей постепенно перешла в руки полевых командиров
и лидеров вооруженных группировок, которые принялись воевать и с Севером,
и друг с другом.
В конце 80-х на юге страны в окрестностях городка Бентиу нашли нефть.
Считается, что разработка этого месторождения позволит получать ежедневно
до миллиона долларов прибыли. Нефть стала катализатором войны: южане утверждают,
что правительство не имеет право разрабатывать месторождение, "поскольку
эта земля принадлежит Югу".
Сегодня север страны, уставший от непрекращающихся боев, стал постепенно
склоняться к компромиссу. Нынешний президент страны Омар аль-Башир запретил
деятельность радикального "Национального исламского фронта",
сформированного при активном участии "Братьев-мусульман", а
в декабре прошлого года отстранил от должности главу суданского парламента,
убежденного исламиста ат-Тураби.
Однако война уже вышла за рамки одной страны. Сегодня о ней говорят как
о "конфликте между двумя Африками - черной и исламской": южан
сначала поддерживали эфиопы, а теперь еще и угандийцы. Многие видят за
повстанческими движениями Юга руку США: Вашингтон считает суданский режим
пособником мирового терроризма и заинтересован в ослаблении Хартума.
Война стала для Юга способом самоидентификации, национального определения.
Север воюет, чтобы сохранить единство страны. В свое время англичане отделили
Север от Юга стеной. Сегодняшние события показывают, что научиться жить
без стены не удается до сих пор.
|