Девушки нагуливают животы
Балетмейстер из Египта учит их искусству Востока
Юрий Тыссовский. "Век", № 8, 25—03 марта 2000 года
«Раз, два, три, четыре. One, two, three, four. Влево, вправо, шаг вперед.
Left, right, step forward». Так, перемежая русский с английским, Самех
ад-Десуки ведет урок перед огромным — во всю стену — зеркалом тренировочного
зала в московском Доме культуры «Автомобилист». За его спиной около полутора
десятков девушек, одетых и обутых кто во что — от спортивных костюмов
и кроссовок до мини-юбок и туфелек, старательно повторяют инструкции балетмейстера
под звуки так знакомой мне арабской музыки, по сути классической, но заметно
стилизованной в соответствии с требованиями времени.
Самех — египтянин, с двумя высшими образованиями, включая диплом по балетному
искусству, взялся за непростое дело — обучать русских девушек подлинным
восточным и народным танцам. Это в целом явление для российской столицы,
согласитесь, весьма экзотическое. Во-первых, у нас не имеют практически
никакого представления о таком, скажем, элементе арабской и особенно египетской
культуры, как восточный «танец живота». Не говоря уж о танцах народных,
тоже весьма специфических. Во-вторых, никто не мог гарантировать этому
начинанию успех у нас как в творческом, так и материальном плане. Тем
не менее, как смог убедиться корреспондент «Века», успех превзошел все
ожидания Самеха и его супруги.
Как журналист и арабист за три десятилетия работы я много раз побывал
во многих арабских странах, только в Египте, кажется, более десяти. Неплохо
знаком с культурой региона. Кто в России, например, знает имя Умм Кульсум?
Единицы. А ведь она — величайшая, до сих пор никем не превзойденная певица
всего арабского мира, на ее концерты чартерными рейсами приезжали состоятельные
жители из стран Персидского залива. А когда она умерла, за гробом через
весь Каир шли более миллиона скорбящих людей.
Или танец живота. Когда я впервые приехал в Египет в 1959 году, среди
исполнительниц этого восточного танца царила «лучшая из лучших» Нагва
Фуад. Были и десятки других — тоже весьма высокого класса. Вспоминаю девушку
по имени Сюзи Хейри, которая в детстве была разбита полиомиелитом и усилиями
матери, заставлявшей ее через силу заниматься танцами, стала полноценным
человеком и, более того, великолепной исполнительницей этого вида искусства.
Самех прав, когда говорит, что восточный танец воплотил в себе важнейшие
элементы цивилизации народов Востока, хотя многие полагают, что его наиболее
известное проявление — танец живота — носит «гаремный» характер, так как
зародился и культивировался во дворцах халифов и турецких падишахов.
В школе египетского балетмейстера, которая называется почему-то «Фараоник»
(фараоническая), что мало соответствует сути обучения, девушек, прельстившихся
экзотическим танцем, довольно много — около 200. Оплата в месяц за обучение
— от 400 до 800 рублей, за частный урок — 20 долларов. Отбора как такового
нет — Самех рад всем. Меня несколько удивило, что среди клиенток были
красивые и стройные девушки. Против первого возражать трудно, но вот стройные...
ведь танец живота требует определенной степени полноты. «Ты прав, — смеется
Самех. — Здесь нужен особый живот, необязательно большой, но такой...
(подыскивает выражение) особенно подвижный. Это врожденное. Некоторые
мои девушки даже идут на жертвы во имя искусства, нагуливая животы. А
что до стройных, то после курса обучения они получают достаточную начальную
подготовку, чтобы выбрать другой жанр, например латиноамериканские или
цыганские танцы».
Самех обучает своих клиенток как народному, так и восточному направлениям
танцевального искусства. Овладение его сложной техникой требует самопожертвования
и времени — не менее четырех месяцев. На моих глазах сменились еще две
группы учениц, причем степень обретения мастерства каждой последующей
была все выше, да и одежда уже стала соответствующей — специальные лифчики,
кисейные длинные юбки и оголенный живот. А некоторые девушки выглядели
почти профессионально, чем 34-летний балетмейстер очень гордится. Он преподавал
в Германии, Франции, Финляндии, Голландии, Норвегии и находит, что его
русские подопечные имеют немалый потенциал для прогресса. Одна из них
— Екатерина — после завершения курсов у ад-Десуки стала профессиональной
исполнительницей танца живота и выступает в престижных ресторанах и казино
Каира. 19-летняя Даша Чванова тоже подумывает о профессиональной карьере
и выступает пока на подмостках Москвы.
Во второй группе мое внимание привлекла рослая девушка с привлекательным
лицом, короткой прической и тем самым животом, который не надо было специально
«нагуливать». Ее танцевальные движения на фоне довольно неуклюжих подруг
были близки к совершенству. На мой вопрос, давно ли она занимается на
курсах, Ольга Романова ответила, что всего около месяца. «Я вообще не
имела представления о восточном танце, — сказала она. — Увлекаюсь дискотекой
и плясала только там. А сюда меня привела подруга, надо было заняться
чем-то во время каникул. Самех меня хвалит, но я не обольщаюсь, нужно
много работать. Он вообще-то отличный преподаватель, остроумный и веселый,
с ним легко заниматься. Что же касается будущего, то об этом пока не задумывалась.
Я вообще-то тщеславна, и если почувствую склонность к профессиональной
карьере, то буду этого добиваться».
Ну а сам Самех, что он думает о будущем. «Я не мыслю себя вне искусства
и никогда не порву с ним, — ответил он. — Мне доставляет удовольствие
учить людей танцу. Хотелось бы, конечно, поставить дело на более широкую
ногу, создать институт танца, но это требует средств, которыми я пока
не располагаю. У меня русская жена — Ирина, мне нравится в Москве, и,
может быть, мои мечты именно здесь претворятся в жизнь».
|