«АЛМАЗНАЯ МАФИЯ» АНГОЛЫ
Малоизвестные эпизоды новейшей истории африканской страны

 

В лучшие годы Ангола добывала 2,39 миллионов каратов алмазов в год, что составляло восемь-десять процентов от общей добычи этого продукта на Африканском континенте. В первые годы после провозглашения в 1975 году независимости страны ангольское правительство не смогло удержать алмазную отрасль на должном уровне, и объемы добыч снизились в несколько раз. Причиной тому был ряд обстоятельств. Это и массовый отъезд белого населения, в том числе и специалистов – горняков, и непрерывная война с оппозиционными движениями УНИТА и ФНЛА, поддерживаемыми правительством Южно-Африканской республикой и ЦРУ. Существенный ущерб алмазодобывающей отрасли наносила и контрабанда ангольских алмазов, похищенных с приисков ангольской компании «Диаманг». В 1985 году в Луанде состоялся судебный процесс по делу о контрабанде ангольских алмазов – так называемый, процесс «камангистов» о котором российские СМИ тогда практиче5ски ничего не сообщали. Автор этих строк работал тогда в Анголе и многие события, связанные с процессом развертывались на его глазах.

Спекуляция на местных рынка у разноплеменного населения Луанды называлась «кандонгой». И, если нужно было сказать, что товар куплен на рынке, говорилось «купил на кандонге». Коротко и ясно.

В существовании нелегального трафика алмазов из провинции Лунды Норте автор этих строк убеждался не раз. Ангольские конфиденты неоднократно предлагали отовариться некоторым количеством камушков за весьма умеренную цену, причем, в качестве оплаты можно было внести и продукты, безусловно, не по госценам, а по ценам «кандонги». Каюсь, был соблазн... Но, руководствуясь пословицей: «береженого Бог бережет», неизменно отклонял заманчивые предложения. Ведь оные могли исходить и от агентов местной госбезопасности, инструкторами которой были советские контрразведчики…

В 1978-79 годах нелегальная торговля алмазами занималась организация «Сеть каравелла». На современном языке это называлось бы организованной преступной группой. Штаб-квартирой или «крышей» стала фирма «Жемчужина Бенго» - собственность Жуао Батишты, который совместно с Жоакином Роша и заправлял всей деятельностью фирмы.

Транспортировкой алмазов или «продукта» занимался пилот Фернандо Мендеш да Силва по кличке «Колорау». Он же перевозил и деньги, исключительно в валюте, полученные от покупателей.

Где-то в конце 1980 - начале 1981 года из Португалии в Анголу вернулся Эдуардо Алкоусе, открывший в столице совместно с Роша респектабельную фирму «Актимел» - удобную крышу для кандонги». В 1982 году в Португалии образован «Диаманте клуб де Португал», ставший, по сути, синдикатом по контролю за алмазным рынком.

В Анголе, наряду с «Группой Каравелла» появляется вторая группа, связанная с португальским алмазным клубом, со штаб-квартирой в Луанде. Это была фирма «Станд унивендаш», возглавляемая Антонио Гонсалвеш де Соуза по кличке «Свирепый». Обе группы установили прочные связи на традиционных европейских алмазных рынках. Алмазы в европейские страны перевозились пилотами ангольской авиакомпании ТААГ. Затем они переправлялись в Бельгию, где реализацией продукта занимались Серж Хониг, Адольф Берг, некто Роберт и другие.

В самой Анголе контрабандисты создали ряд пунктов обмена валюты. Расходы добытчиков и спекулянтов алмазами внутри страны оплачивались в местной валюте, а курс доллара на черном рынке был таков, что обмен представлял еще одну статью доходов ОПГ.

Несмотря на конкуренцию, группы находили взаимопонимание в выполнении коммерческого кодекса чести. Так, они информировали друг друга о суммах и величине сделок, чтобы избежать утечки «продукта» из системы. С другой стороны бельгийские покупатели не покупали алмазы, минуя продавцов «системы».

Так, например, когда самодеятельные торговцы Зека Сиберия и Тони Каллеш, по прибытию в Бельгию, пытались продать алмазы с ангольских приисков, минуя португальских посредников, то им давали цену в четыре-пять раз меньшую, чем та, по которой ценные «камешки» покупались у компаний-монополистов.

Сеть, связанная с «Диаманте Клуб» протянулась до Заира, куда алмазы переправлялись водителями грузовиков через границу в провинции Лунда Норте.

Однако в 1983 году гармония нарушилась появлением еще одной сети независимой от двух первых. Это была сеть Луиша Баррия Соуза де Сильва, уроженца провинции Бие, сбежавшего после провозглашения независимости в Намибию, где, по данным ангольской госбезопасности, он сотрудничал с унитовцами. Луиш де Сильва в 1982 году приехал в Португалию, создав там мощную «алмазопроводящую» сеть со связями в Испании и Бельгии.

Эта сеть молодых динамичных и наиболее агрессивных представителей мира «каманги», которые начали переманивать нужных людей из других группировок. Они же внедрили своих двух агентов в группы конкурентов алмазного трафика для изучения их с целью развалить эти группы.

«Камангисты» де Сильвы наладили деловые связи в посольствах ряда стран. Алмазы они получали напрямую с копей северных провинций страны, минуя цепочку посредников. Аналогично первым двум группам создавались нелегальные обменные пункты твердой валюты на местные кванзы. Португальские летчики Артур Перейра и Руй Кардоза авиакомпании ТААГ обеспечивали перевозку драгоценных камней в Португалию. Значительная часть алмазов проторенными дорогами следовала в Заир, а оттуда пилот Жозе Маркеш душ Сантуш на самолете португальской авиакомпании ТАП доставлял очередную партию в Португалию, а оттуда в США.

Спрашивается, почему в США?

В этом как раз и было особенностью данной группы «камангистов». Дело в том, что большую часть украденных с приисков алмазов составляли алмазы в 2-3 карата. Основным потребителем мелких алмазов была американская промышленность, прежде всего военная. Таким образом, ангольские алмазы, нелегально поставляемые в Америку косвенно «участвовали» в создании вооружения, поставляемого с помощью ЦРУ оппозиционным движениям УНИТА и ФНЛА.

Так продолжалось до 1985 года. Усилиями органов государственной безопасности, не без содействия советников КГБ, все три группы «камангистов» были разгромлены. Большинство участников были арестованы и предстали перед народным трибуналом Анголы.

Алмазодобывающая компания «Диаманг» оценила ущерб, нанесенный тремя группами нелегальных торговцев алмазами в сумму, сравнимую с суммой половины годового импорта продуктов питания в Анголу.

Делу нелегальных торговцев алмазов руководство Анголы уделяло огромное внимание. Об уроне, который понесла экономика страны, из-за нелегальной торговлей алмазами, рассказывал в одном из своих выступлений секретарь ЦК МПЛА по идеологии Роберто де Алмейда (цитирую по «живой» записи в своем дневнике): «Камангисты» нанесли огромный ущерб экономике Анголы, питали и поддерживали бандгруппировки УНИТА. На первый взгляд «камангисты» преследовали только цель личной наживы, но последствия и цели их значительно шире: дестабилизировать государство. Незаконная торговля алмазами и незаконный обмен денег был направлен на то чтобы, задушить денежный оборот, сократить до минимума прибыли «Диаманга», обеспечить материальную поддержку групп марионеток».

По мнению следователей органов безопасности, такой массовый алмазный трафик не мог эффективно существовать без широких коррумпированных связей в руководстве страны. Но ни один из чиновников высокого уровня в процессе не фигурировал, хотя один из руководителей госбезопасности провинции Уила «по секрету» сказал мне, что в деле «каманги» был замешан бывший министр обороны Ика Карейра.

Известно, что данном деле был замешан анголец Фернандо Фрагата. Член национальной сборной хоккею на роликовых коньках Фрагата был завербован в Лиссабоне секретным американским агентом Раулем Диашом. В столице Анголы Фрагата хранил архив, радиостанцию и шифры бывшего американского консула в Луанде. Он располагал достаточной суммой денег для агентурной работы, в том числе, в американских долларах.

По совокупности преступлений, включающих наряду со шпионажем обвинение в нелегальной торговле алмазами, Фрагата был приговорен к смертной казни. Затем приговор в части обвинения за преступления против безопасности государства был приостановлен в связи с доследованием. А шестилетний срок за нелегальную торговлю алмазами Фрагата отбывал в лагере Бентьяба, где автор этих строк довелось его видеть.

Так закончилось дело о крупной контрабанде алмазами из Анголы в Европу и США.

Некоторые ангольцы говорили автору, что на черном алмазном рынке европейских стран встречались и советские алмазы. Тогда этому верилось с трудом... Однако публикации последних лет о невиданном разгуле преступности, в том числе и в тот период, убеждают: все могло быть. В самом деле: чем мы хуже?..

С. Кононов
(г. Череповец)
Журнал РАН «Азия и Африка сегодня».
№ 11, 2003 год

ВВЕРХ

вернуться на главную