3 октября 1935. Вторжение войск Италии в Эфиопию. Начало итало-эфиопской войны

 

3 октября 1935. Вторжение войск Италии в Эфиопию. Начало итало-эфиопской войны

"II Мировая война. Взгляд с востока", электронная энциклопедия

 

Планы фашистской Италии предусматривали захват обширных территорий в Африке, на Балканах и в Дунайском бассейне, а также контроль над Средиземным морем. Первым объектом агрессии стала Эфиопия - единственное государство в Восточной Африке, которое благодаря соперничеству великих держав, исключительно выгодному стратегическому положению и сложным географическим условиям сумело сохранить относительную политическую независимость. Попытки аннексировать её 'мирным путём' с помощью договора о дружбе 1928 года провалились, поэтому с осени 1932 года начинается разработка планов вооружённого вторжения.
В Эритрее, Сомали и Ливии, итальянских колониях, были сосредоточены войска, реконструированы военные порты, аэродромы. За три года в метрополии и колониях численность вооружённых сил достигла 1300 тысяч человек. Для перевозки войск вторжения было задействовано 155 судов. В начале января 1935 года премьер-министр Франции П.Лаваль встретился с Муссолини и подписал декларацию о франко-итальянском сотрудничестве, которая предусматривала изменение границ в Африке. Таким образом, вместо Юго-Восточной Европы агрессия Италии направлялась в Африку. На конференции в городе Стрезе в апреле 1935 года представители Англии и Франции дали понять Италии, что, если захват Эфиопии не поколеблет их позиций в колониях, они мешать не будут.
В ночь на 3 октября 1935 года Италия вторглась в Эфиопию без объявления войны одновременно с трёх сторон. Северный флот под командованием генерала Де Боно (затем маршал Бадольо) в составе 10 дивизий наступал с территории Эритреи на Аддис-Абебу. Два других направления были вспомогательными. Южный, сомалийский, фронт силой в 4 дивизии ударом на Харар должен был сковать как можно больше войск противника. Центральная группа войск, состоявшая всего из одной дивизии, являлась связующим звеном между фронтами. Она наступала из Ассаба на Дессие через пустыню Данакиль. Господство итальянских ВВС в воздухе было решающим фактором. Итальянский Генеральный штаб планировал после захвата территорий строить дороги, мосты, налаживать работу тыла. Это создало бы условия для следующих операций. На северном фронте итальянцы действовали массированно, не дробясь на отдельные колонны. Но, несмотря на это, до конца года лишь незначительная часть страны была захвачена. На севере - Адиграт, Адува, Аксум, на юге - Герлогуби, Доло. Всего к середине февраля итальянцами в Восточную Африку было направлено: 14,5 тысяч офицеров, 350 тысяч солдат, 60 тысяч человек вспомогательного персонала, 510 самолётов, 300 танков, 800 орудий, 11,5 тысяч пулемётов, 450 тысяч винтовок, 15 тысяч автомобилей, 80 тысяч вьючных животных, 1800 радиостанций.
Лига Наций вынуждена была объявить Италию агрессором и вынести решение о применении экономических санкций. Запрещался ввоз оружия и некоторых других товаров, предоставление займов и кредитов. Однако основная мера - эмбарго на поставку нефти и ряда других военно-стратегических материалов - не получила поддержки Лиги Наций. Но и такие меры показались государственным деятелям Запада слишком суровыми. При обсуждении вопроса об экономических санкциях Австрия и Венгрия голосовали против. Премьер-министр Франции предложил продолжить поиски мирного разрешения вопроса. Британия ставила вопрос о санкциях в зависимость от позиций Германии и США. Соединённые Штаты отказались участвовать в экономических санкциях, а посол США в Риме Лонг направил государственному секретарю Хэллу телеграмму: 'Если в Женеве будет принято решение о введении санкций, я искренне надеюсь, что американское правительство не присоединится к ним. Это вызовет тяжкие последствия у нас в Штатах и ненужные осложнения'. Но его беспокойство оказалось излишним. 9 октября Хэлл поручил американскому посланнику в Женеве уведомить всех членов Лиги Наций, что 'США будут следовать своему курсу самостоятельно'.
Отказ США, Германии, Австрии и Венгрии от участия в санкциях и нежелание Франции и Англии проводить их в жизнь создали для Италии благоприятные условия, потому что в её импорте эти страны играли главную роль. Из США поставлялось 72% парафина, 60% хлопка-сырца, 40% чугунного лома, из Германии - 40% угля, 25% проката, из Австрии - 28% леса, а из Венгрии - значительная часть продовольствия. Черчилль назвал меры, принятые Лигой Наций, 'не настоящими санкциями, способными парализовать агрессора, а всего лишь такими противоречивыми мероприятиями, которые агрессор мог терпеть, поскольку, несмотря на свою обременительность, они в действительности стимулировали воинственный дух Италии'. Если бы были применены тотальные санкции, продвижение Муссолини тотчас было бы остановлено. Но большинство членов Лиги Наций лишь на словах соглашались с необходимостью порвать с Италией экономические отношения, а на деле продолжали снабжать её военно-стратегическими материалами, особенно нефтью, которая имела решающее значение для кампании. Предложения Советского Союза о запрещении ввоза нефти в Италию поддержали 9 государств: Аргентина, Голландия, Индия, Ирак, Новая Зеландия, Румыния, Сиам, Финляндия, Чехословакия, - что составляло 75% поставок. Но Муссолини обратился с просьбой к Лавалю, и Англия и Франция отказались от эмбарго нефти.
Раздел Эфиопии набирал обороты. 9 декабря 1935 года Лаваль и министр иностранных дел Англии Хор подписали секретное соглашение о 'мирном урегулировании' эфиопского кризиса. Негусу предлагалось отдать Италии две провинции: Огаден и Тигре, - а также область Данакиль. В обмен Эфиопия получала часть территории Эритреи с городом Ассабой. Эфиопия ответила отказом.
Италия попыталась вынудить эфиопскую армию контратаковать, чтобы разгромить её в решающем сражении, так как главнокомандующий маршал Бадольо опасался партизанской войны, поскольку в этом случае запланированная итальянским генштабом маневренная война неизбежно превратилась бы в затяжную войну на истощение. Без нефтяных поставок ведение подобной войны для Муссолини было просто невозможно.
Италия вела войну с применением современного оружия массового поражения: огнемётов, разрывных пуль и отравляющих веществ. В декабре 1935 года маршал Бадольо кинул клич: 'Полную свободу действий в использовании удушливых газов!' Ему вторил дуче: 'Применение газов допустимо'. И над селениями Эфиопии поднялись ядовитые облака иприта, поражающие скот, посевы и людей. Защитники Эфиопии свидетельствуют: 'Мы атаковали пулемётные гнёзда противника, голыми руками захватывали танки, переносили бомбардировки с воздуха, но против отравляющих газов, которые незаметно опускаются на лицо и руки, мы ничего сделать не могли'. Всего в этой войне погибло 760 тысяч жителей Эфиопии. А сил для отпора агрессору становилось всё меньше. Закупки оружия из-за нейтралитета основных его поставщиков были невозможны. К декабрю 1935 года эфиопские войска получили всего 4 тысячи винтовок и 36 пушек.
На севере в феврале-апреле 1936 года итальянцы вышли к городу Десспе. На южном фронте армия Грациани заняла Дабагур и Харар, а 5 мая итальянцы овладели столицей - Аддис-Абебой. За две недели до захвата столицы представитель Эфиопии в Лиге Наций заявил: 'Какие меры предполагают принять 52 страны, чтобы дать возможность народу Эфиопии продолжить борьбу?' Но ответа не последовало. И 9 мая 1935 года, в этот 'День Победы' фашистской Италии, когда треть Эфиопии была захвачена, Муссолини объявил об её окончательном завоевании. Декретом Эфиопия объединялась с Эритреей и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную Африку. Дуче заявил: 'Мир с населением Эфиопии - свершившийся факт. Различные племена бывшей империи ясно показали, что они хотят спокойно жить и работать под трёхцветным флагом Италии'. Завершился важный этап на пути подготовки Второй Мировой войны. Захват Эфиопии укрепил позиции Италии в Африке, на Красном море и на кратчайших путях из Европы в Азию. В тылу Египта был создан мощный итальянский стратегический плацдарм.

Вернуться на главную