Берберы и гнауа - музыка Магриба

 

"Не ходите, дети, в Африку гулять". Правильный совет: праздно гулять по Африке совершенно не нужно. В Африку нужно ездить для того, чтобы услышать музыку, которую вы никогда больше нигде не услышите. И пусть вас манит побережье Атлантики с его восхитительными песчаными пляжами - совмещать приятное с полезным в Африке можно с легкостью!
Наша поездка в Марокко была организована специально для пишущей братии и людей, интересующихся "культурным туризмом". Организаторы пообещали наилучшим образом показать нам страну и побольше о ней рассказать - и в итоге однажды мы обнаружили себя, колесящими в комфортабельном автобусе по бескрайним просторам южного королевства.
По пути из Агадира в Эссауэйру, из Сафи в Фес, из Касабланки в Марракеш мы, разумеется, стремились уделить архитектуре и истории каждого города как можно больше внимания. Не забывали и о музыкальной составляющей марроканской культуры: что ни город - то шоу. Однако чаще всего на нашу туристическую долю доставались довольно однообразные танцы живота и пение гурий - непременный атрибут любых "экспортных" арабских представлений...
Первым сильным музыкальным впечатлением стал для меня шумовой ансамбль берберов среднего Атласа, который мы услышали в Фесе. Берберы - загадочный и древний народ пустыни, на протяжении веков их аристократические династии были родичами марокканских королей. Берберская музыка представляет собой одну музыкальную тему с повторами и единым рефреном, который поется хором. Пение сопровождается танцем с подпрыгиваниями, поворотами и фокусами - например, размещением тамбуринов на голове музыкантов и слушателей.
Инструменты, которые задействуются в представлении, - традиционный тамбурин, обтянутые кожей маленькие барабанчики телибат, выточенные из куска дерева или керамики, бендир - большой тамбурин, дарбука - также обтянутый кожей сосуд-барабан, который музыкант держит под мышкой.
Однако лишь одними барабанами много разнообразной музыки не выстучишь. И тут берберу на помощь приходят смекалка и новые технологии: старейший участник ансамбля, вокалист, весьма увлеченно играл на... ножницах, а еще один из музыкантов - на тормозных колодках!

А что же другие инструменты? - на первом месте в любой арабской стране, разумеется, - смычковые и щипковые: похожий на помесь лютни и скрипки ребаб, который экспортировали из Африки европейцы, и обыкновенная скрипка, которую, наоборот, ипортировали в Марокко португальцы и французы. Правда, здесь на скрипке тоже играют, положив ее на бедро. Выглядит это забавно и непривычно. Но наиболее интересным с точки зрения европейца остается, конечно, игра берберов на гембри - вытянутой лютне.

Следующим городом, порадовавшим не только наши жадные до зрелищ глаза, но и наши уши, стал великолепный Марракеш. В центре города простирается шумная и веселая средневековая площадь Джема- Эль-Фна, на которой со второй половины дня и до поздней ночи бурлит жизнь: бродячие торговцы, акробаты, музыканты и заклинатели змей стремятся привлечь внимание путников, развеселить вас и расшевелить ваше воображение невиданными зрелищами, а тем временем десятки кафе и забегаловок наполняют ваши желудки, и сотни лавочек и повозок облегчают ваши кошельки.
А вот и духовые: правда, колоритные? Это один из музыкантов шоу Chez Ali ("У Али") - загородного развлекательного комплекса, занимающего пару гектаров шоу-каравана, услаждающего разом все органы чувств. Во время пиршества, дающего сто очков вперед раблезианским трапезам, от стола к столу перемещаются танцовщики и музыканты, представляющие музыку и танцы всех народов Магриба. А после ужина зрителям представляют шоу с танцами и акробатической джигитовкой. Тем, кто видел хотя бы одно шоу в московских цирках, эта пальба и скачки хорошо знакомы, однако сами марокканцы страшно ими гордятся, мечтая увидеть великолепное представление.

Народный берберский танец ахуах, который мы наблюдали в Chez Ali, - зрелище довольно однообразное с точки зрения сценографии и техники: танцовщицы просто ходят волной, плотно прижавшись друг к другу, вокруг играющих музыкантов. Зато их костюмы - богато отделанные, красиво разукрашенные - сами по себе зрелище небезынтересное, а резкие высокие голоса красиво вплетаются в мелодию. Иногда певцы исполняют своеобразные "частушки", подначивая своих слушателей и предлагая им принять участие в пении и танце.

Однако подлинным открытием Магриба я считаю Эссуэйру - небольшой, но невероятно красивый бело-синий портовый город, находящийся на расстоянии 3 часов езды как от Агадира, так и от Марракеша. Эссуэйра существует на картах с VII века нашей эры, однако жизнь здесь всегда была довольно тихая, завоеватели, власти и торговцы не мешали ее неторопливому ритму. Тихие улочки, небольшая медина (восточный базар), аккуратные домики, толстые нахальные чайки и вездесущий запах рыбы - вот приметы Эссуэйры. Именно туда мы в конце концов сбежали, покинув свой комфортабельный автобус и своих спутников - сбежали в поисках свободы, океана, ветра и... разумеется, музыки!
Любителям экзотики будет интересно узнать, что в Эссуэйре ежегодно проходит фестиваль музыки и танца Gnaoua - шоу, объединяющее этно-музыкантов со всей Африки. Гнауа - потомки черных рабов, завезенных в Марокко еще в Средние века. Про них ходят невероятные легенды: они-де и знахари, и колдуны, и умеют вгонять слушателя своей музыкой в мистический транс. Что и говорить, музыка и танцы у них необычные: обычно они представляют собой хоровое пение в сопровождении звонких железных кастаньет и различного вида перкуссий. Песни гнауа (если это можно назать песнями) - довольно монотонные, и при этом - довольно живые. Они отчетливо напоминают столь любимые нами стили: регги, психоделику, традиционный госпел - по сути, являясь "прародителем" этих стилей. При этом у песни обычно всего один "куплет", бесконечно повторяющийся с разными дополнениями. В процессе пения танцоры замысловато прыгают и переворачиваются, изгибают тела и руки, раскачиваются. Да и вид они имеют колоритный: черные, эффектные, с дредами и украшениями.
Раз в год (обычно это происходит в конце июля) толпы фолк-музыкантов заполняют Эссуэйру и стремятся перещеголять друг друга в трудном деле введения населения в транс. В этом году фестиваль проходил в течение трех дней - с 24 по 27 июня - на двух сценах. Надо сказать, что в фестивале приняли участие не только музыканты гнауа, но и представители многих других музыкальных традиций со всей Африки. Фестиваль что ни год развивается при активном участии самого короля Моххамеда Шестого, поэтому можно ожидать, что это замечательное начинание будет развиваться и впредь.

А если вы соберетесь в Марокко осенью, вам посчастливится увидеть Фестиваль народных искусств, который ежегодно проводится в Марракеше на развалинах дворца Эль Бадия. Фестиваль скоро отпразднует свой сороковой день Рожденья, и представляет музыку и танцы всех народностей страны - именно уменьшенную копию этого шоу мы и наблюдали в Chez Ali.

Многие мои соотечественники (и посетители Звуков.Ru, в том числе) уже открыли для себя привлекательность музыкального туризма. Мы разъезжаем по зарубежным рок-фестивалям, радуемся отечественным open-air'ам, проходящим в глухих лесах...
Но вообразите сложные чувства на лице вашего собеседника, когда на вопрос "где ты провел лето?" вы небрежно кидаете:
- Да вот, ездил в Марокко на фестиваль гнауа...

Соня Соколова, "Звуки.Ru", 4.07.2004

 

 

Вернуться на главную