"Не
ходите, дети, в Африку гулять". Правильный совет: праздно гулять
по Африке совершенно не нужно. В Африку нужно ездить для того, чтобы услышать
музыку, которую вы никогда больше нигде не услышите. И пусть вас манит
побережье Атлантики с его восхитительными песчаными пляжами - совмещать
приятное с полезным в Африке можно с легкостью!
Наша
поездка в Марокко была организована специально для пишущей братии и людей,
интересующихся "культурным туризмом". Организаторы пообещали
наилучшим образом показать нам страну и побольше о ней рассказать - и
в итоге однажды мы обнаружили себя, колесящими в комфортабельном автобусе
по бескрайним просторам южного королевства.
По пути из Агадира в Эссауэйру, из Сафи в Фес, из Касабланки в Марракеш
мы, разумеется, стремились уделить архитектуре и истории каждого города
как можно больше внимания. Не забывали и о музыкальной составляющей марроканской
культуры: что ни город - то шоу. Однако чаще всего на нашу туристическую
долю доставались довольно однообразные танцы живота и пение гурий - непременный
атрибут любых "экспортных" арабских представлений...
Первым
сильным музыкальным впечатлением стал для меня шумовой ансамбль берберов
среднего Атласа, который мы услышали в Фесе. Берберы - загадочный и древний
народ пустыни, на протяжении веков их аристократические династии были
родичами марокканских королей. Берберская музыка представляет собой одну
музыкальную тему с повторами и единым рефреном, который поется хором.
Пение сопровождается танцем с подпрыгиваниями, поворотами и фокусами -
например, размещением тамбуринов на голове музыкантов и слушателей.
Инструменты,
которые задействуются в представлении, - традиционный тамбурин, обтянутые
кожей маленькие барабанчики телибат, выточенные из куска дерева или керамики,
бендир - большой тамбурин, дарбука - также обтянутый кожей сосуд-барабан,
который музыкант держит под мышкой.
Однако лишь одними барабанами много разнообразной музыки не выстучишь.
И тут берберу на помощь приходят смекалка и новые технологии: старейший
участник ансамбля, вокалист, весьма увлеченно играл на... ножницах, а
еще один из музыкантов - на тормозных колодках!
А
что же другие инструменты? - на первом месте в любой арабской стране,
разумеется, - смычковые и щипковые: похожий на помесь лютни и скрипки
ребаб, который экспортировали из Африки европейцы, и обыкновенная скрипка,
которую, наоборот, ипортировали в Марокко португальцы и французы. Правда,
здесь на скрипке тоже играют, положив ее на бедро. Выглядит это забавно
и непривычно. Но наиболее интересным с точки зрения европейца остается,
конечно, игра берберов на гембри - вытянутой лютне.
Следующим
городом, порадовавшим не только наши жадные до зрелищ глаза, но и наши
уши, стал великолепный Марракеш. В центре города простирается шумная и
веселая средневековая площадь Джема- Эль-Фна, на которой со второй половины
дня и до поздней ночи бурлит жизнь: бродячие торговцы, акробаты, музыканты
и заклинатели змей стремятся привлечь внимание путников, развеселить вас
и расшевелить ваше воображение невиданными зрелищами, а тем временем десятки
кафе и забегаловок наполняют ваши желудки, и сотни лавочек и повозок облегчают
ваши кошельки.
А
вот и духовые: правда, колоритные? Это один из музыкантов шоу Chez Ali
("У Али") - загородного развлекательного комплекса, занимающего
пару гектаров шоу-каравана, услаждающего разом все органы чувств. Во время
пиршества, дающего сто очков вперед раблезианским трапезам, от стола к
столу перемещаются танцовщики и музыканты, представляющие музыку и танцы
всех народов Магриба. А после ужина зрителям представляют шоу с танцами
и акробатической джигитовкой. Тем, кто видел хотя бы одно шоу в московских
цирках, эта пальба и скачки хорошо знакомы, однако сами марокканцы страшно
ими гордятся, мечтая увидеть великолепное представление.
Народный
берберский танец ахуах, который мы наблюдали в Chez Ali, - зрелище довольно
однообразное с точки зрения сценографии и техники: танцовщицы просто ходят
волной, плотно прижавшись друг к другу, вокруг играющих музыкантов. Зато
их костюмы - богато отделанные, красиво разукрашенные - сами по себе зрелище
небезынтересное, а резкие высокие голоса красиво вплетаются в мелодию.
Иногда певцы исполняют своеобразные "частушки", подначивая своих
слушателей и предлагая им принять участие в пении и танце.
Однако
подлинным открытием Магриба я считаю Эссуэйру - небольшой, но невероятно
красивый бело-синий портовый город, находящийся на расстоянии 3 часов
езды как от Агадира, так и от Марракеша. Эссуэйра существует на картах
с VII века нашей эры, однако жизнь здесь всегда была довольно тихая, завоеватели,
власти и торговцы не мешали ее неторопливому ритму. Тихие улочки, небольшая
медина (восточный базар), аккуратные домики, толстые нахальные чайки и
вездесущий запах рыбы - вот приметы Эссуэйры. Именно туда мы в конце концов
сбежали, покинув свой комфортабельный автобус и своих спутников - сбежали
в поисках свободы, океана, ветра и... разумеется, музыки!
Любителям
экзотики будет интересно узнать, что в Эссуэйре ежегодно проходит фестиваль
музыки и танца Gnaoua - шоу, объединяющее этно-музыкантов со всей Африки.
Гнауа - потомки черных рабов, завезенных в Марокко еще в Средние века.
Про них ходят невероятные легенды: они-де и знахари, и колдуны, и умеют
вгонять слушателя своей музыкой в мистический транс. Что и говорить, музыка
и танцы у них необычные: обычно они представляют собой хоровое пение в
сопровождении звонких железных кастаньет и различного вида перкуссий.
Песни гнауа (если это можно назать песнями) - довольно монотонные, и при
этом - довольно живые. Они отчетливо напоминают столь любимые нами стили:
регги, психоделику, традиционный госпел - по сути, являясь "прародителем"
этих стилей. При этом у песни обычно всего один "куплет", бесконечно
повторяющийся с разными дополнениями. В процессе пения танцоры замысловато
прыгают и переворачиваются, изгибают тела и руки, раскачиваются. Да и
вид они имеют колоритный: черные, эффектные, с дредами и украшениями.
Раз
в год (обычно это происходит в конце июля) толпы фолк-музыкантов заполняют
Эссуэйру и стремятся перещеголять друг друга в трудном деле введения населения
в транс. В этом году фестиваль проходил в течение трех дней - с 24 по
27 июня - на двух сценах. Надо сказать, что в фестивале приняли участие
не только музыканты гнауа, но и представители многих других музыкальных
традиций со всей Африки. Фестиваль что ни год развивается при активном
участии самого короля Моххамеда Шестого, поэтому можно ожидать, что это
замечательное начинание будет развиваться и впредь.
А
если вы соберетесь в Марокко осенью, вам посчастливится увидеть Фестиваль
народных искусств, который ежегодно проводится в Марракеше на развалинах
дворца Эль Бадия. Фестиваль скоро отпразднует свой сороковой день Рожденья,
и представляет музыку и танцы всех народностей страны - именно уменьшенную
копию этого шоу мы и наблюдали в Chez Ali.
Многие мои соотечественники (и посетители Звуков.Ru, в
том числе) уже открыли для себя привлекательность музыкального туризма.
Мы разъезжаем по зарубежным рок-фестивалям, радуемся отечественным open-air'ам,
проходящим в глухих лесах...
Но вообразите сложные чувства на лице вашего собеседника, когда на вопрос
"где ты провел лето?" вы небрежно кидаете:
- Да вот, ездил в Марокко на фестиваль гнауа...
Соня Соколова, "Звуки.Ru",
4.07.2004
|