История Западной Сахары


Западная Сахара - бывшее колониальное владение Испании (так называемая Испанская Сахара).
Проникновение европейцев на территорию Западной Сахары началось в XV в. В начале XX в. Испания и Франция заключили ряд договоров, согласно которым эта территория была признана сферой влияния Испании.
В 1958 г. декретом испанского правительства Западная Сахара была преобразована в "африканскую провинцию" Испании.
В 1967 г. испанские власти создали местный орган управления - Генеральную ассамблею Западной Сахары (Джамаа). Генеральная Ассамблея ООН неоднократно подтверждала право народа Западной Сахары на самоопределение и предлагала Испании разработать порядок проведения под контролем ООН референдума о дальнейшей судьбе этой территории.
В 1975 г. Международный суд в Гааге также подтвердил право сахарского народа на самоопределение. Соседние страны Марокко и Мавритания выдвинули притязания на территорию Западной Сахары. Алжир выступил сторонником создания на этой территории независимого государства.
В феврале 1976 г. Испания передала территорию Западной Сахары под управление Марокко и Мавритании, выступивших в этом конфликте совместно. Соглашение о передаче власти было подписано 14 ноября 1975 г. в Мадриде между представителями Испании, Марокко и Мавритании.
В апреле 1976 г. было подписано двустороннее соглашение о новой границе между Марокко и Мавританией, которая закрепила раздел территории Западной Сахары между этими странами.
5 августа 1979 г. Фронт ПОЛИСАРИО, ведущий вооруженную борьбу за полное освобождение Западной Сахары с мая 1973 г., и правительство Мавритании подписали соглашение, в котором Мавритания признала право сахарского народа на самоопределение и отказалась от всех притязаний на территорию Западной Сахары. Вскоре после подписания этого соглашения Марокко оккупировало часть Западной Сахары, ранее контролируемую Мавританией, и присоединило ее к своей территории.
Генеральная Ассамблея ООН и Организация африканского единства, регулярно рассматривающие проблему Западной Сахары, выступают за проведение между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО прямых переговоров о прекращении огня и организации в Западной Сахаре референдума по вопросу о самоопределении ее населения. Фронт ПОЛИСАРИО также выступает за мирное политическое урегулирование проблемы Западной Сахары. Правительство Марокко отказывается вести прямые переговоры с Фронтом ПОЛИСАРИО.

Проблема Западной Сахары
Халифа Мухамед АБУ-БДЕЙДА, 00.03.03

С начала 70-х годов одной из самых "горячих точек" на Африканском континенте стал район Западной (бывшей испанской) Сахары. Западная Сахара (266 тыс. кв. км) граничит на севере с Марокко, на северо-востоке - с Алжиром, на востоке и на юге - с Мавританией, кроме того, на протяжении около 1300 км омывается водами Атлантического океана. На ее территории находятся крупные месторождения фосфоритов, по некоторым данным составляющие около 25% общемировых запасов. Наиболее богатое месторождение - Бу-Краа.
По данным переписи 1974 года, в Западной Сахаре проживало около 74 тыс. чел., к концу 80-х годов население этого района составило свыше 150 тыс. чел. Коренное население принадлежит к различным группам арабоберберского происхождения, исповедующих ислам суннитского толка. Страна подразделяется на два исторически сложившихся района: Сегиет эль-Хамра (на севере) и Рио-де-Оро (на юге).
Западносахарский конфликт берет свое начало с колониальной политики, проводимой Испанией и Францией в отношении народов Северо-Западной Африки. Они произвольно установили границы в регионе без учета волеизъявления проживающего там населения, в том числе западно-сахарского. Испании удалось закрепиться на северо-западном побережье Африки. В 1885 году правительство Мадрида приняло декрет об установлении над этим районом своего протектората. Установление испанского господства над Западной Сахарой вызвало активное сопротивление коренного населения, которое подавлялось колонизаторами. В конце 50-х годов произошел новый подъем освободительного движения. В 1958 году Испания пошла на изменение статуса Западной Сахары: протекторат стал заморской провинцией Испании. В то же время Марокко и Мавритания обратились в ООН с притязаниями на западно-сахарскую территорию, ссылаясь на исторические, этнические, географические факторы, затрагивающие, якобы, их жизненные интересы.
Вопрос о ликвидации испанского колониального господства в испанской Сахаре неоднократно обсуждался в ООН. В 1965 году на XX сессии Генеральной Ассамблеи была принята резолюция № 2072, в соответствии с которой правительству Испании рекомендовалось немедленно принять меры для ликвидации колониального господства в испанской Сахаре. В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН признала право сахарского народа на самоопределение, призвала Испанию в соответствии с устремлениями коренного населения Испанской Сахары и после консультации с представителями Мавритании и Марокко и любой заинтересованной стороной, "установить порядок проведения референдума под эгидой ООН". Под "любой заинтересованной стороной" подразумевался Алжир, впервые заявивший на сессии о своей заинтересованности в судьбе пограничной с ним Западной Сахары. В последующие годы ООН приняла ряд решений о необходимости предоставления западносахарскому населению возможности свободного волеизъявления относительно своего будущего.
В борьбе за деколонизацию Западной Сахары объединили свои усилия Марокко, Мавритания и Алжир. Однако уже на первых встречах руководителей этих стран выявилась неоднозначность их позиций по вопросу о будущем Западной Сахары. Марокканское руководство настаивало на том, чтобы этот район был присоединен к Марокко1; мавританские лидеры выдвинули притязания на южную часть Западной Сахары, алжирцы настаивали на предоставлении сахарскому населению права на самоопределение в соответствии с резолюциями ООН. По рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о Западной Сахаре был передан на рассмотрение Международного суда в Гааге, который в принципе, но в нечетких формулировках, признал за западносахарским населением право самому решать вопрос о своем будущем2.
С целью давления на мировое общественное мнение и демонстрации своих прав король Марокко организовал в начале ноября 1975 года мирный "зеленый марш" 350 тысяч марокканцев на территорию этой испанской колонии, что накалило обстановку в Магрибе до грани вооруженного конфликта и в то же время ускорило начало испано-мароккано-мавританских переговоров, завершившихся подписанием 14 ноября 1975 года Мадридского соглашения, в соответствии с которым Испания с 28 февраля 1976 года передавала территорию Западной Сахары под "временное административное управление Марокко и Мавритании"3.
При решениии западносахарского вопроса сторонами игнорировалось мнение образованного в 1973 году Народного фронта освобождения Сегит эль-Хамра и Рио-де-Оро (ПОЛИ-САРИО) - политической организации, созданной с целью защиты прав и интересов коренного населения Западной Сахары, в том числе завоевания независимости вооруженным путем. Фронт ПОЛИСАРИО сначала скрыто, а затем и явно пользовался финансовой и материальной поддержкой алжирского и ливийского руководства. На алжирской территории в районе Тиндуфа были размещены западносахарские беженцы, руководящие органы и учебные базы ПОЛИСАРИО. Алжир решительно выступил против раздела Западной Сахары, отверг Мадридское соглашение и расценил действия Рабата и Наукшота как прямую угрозу своей территориальной целостности. В то же время он не предъявлял каких-либо претензий на Западную Сахару.
В январе 1976 года Испания вывела свои войска из Западной Сахары, в конце февраля того же года в этот район ввели свои войска Марокко и Мавритания, разделив таким образом между собой западносахарскую территорию. Напряженность в регионе еще больше усилилась после того, как 27 февраля 1976 года в одном из западносахарских оазисов Фронт ПОЛИСАРИО провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР)4. Одновременно было сформировано своего рода правительство в изгнании - Временный сахарский национальный совет. Первым государством, признавшим САДР, был Алжир. В ответ на этот шаг Марокко и Мавритания разорвали с ним дипломатические отношения, средства массовой информации двух стран развязали широкую антиалжирскую кампанию. Напряженность достигла опасной черты: Фронт ПОЛИСАРИО, получая военную помощь от Алжира и Ливии, развернул активные вооруженные действия против регулярных марокканских и мавританских войск, начавших оккупацию Западной Сахары.
Отношение стран Магриба к событиям в западносахарском регионе было далеко не однозначным, столь же не однозначным оно было во всем арабском мире. Показательной в этом отношении явилась позиция Лиги арабских стран, созданной в 1945 году с целью способствовать достижению арабского единства, достичь урегулирования межарабских противоречий и конфликтов. Свою несостоятельность в качестве эффективного посредника в отношениях между арабскими государствами Лига арабских стран, руководящую роль в которой играли консервативные режимы, продемонстрировала и при обсуждении будущего Западной Сахары. Руководство Лиги, оказавшись неспособным найти справедливое решение этого вопроса, вообще отказалось от обсуждения западносахарской проблемы и передало ее на рассмотрение Организации африканского единства. Однако и в ОАЕ изучение проблемы периодически откладывалось из-за политической неоднородности стран, входящих в эту организацию, неоднозначности их позиций в отношении национально-освободительного движения, а главное из-за того, что монархический режим Марокко открыто препятствовал ее объективному обсуждению. Тем не менее, к концу 1977 года большинство государств-членов ОАЕ (33 и 38) подтвердили право западносахарского населения на самоопределение, а в июле 1978 года 15-я сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран-членов ОАЕ приняла решение создать специальную комиссию в составе пяти государств ("комитет мудрецов") для изучения всех аспектов западносахарской проблемы и разработки рекомендаций для ее решения.
Решения ОАЕ спровоцировали подъем национализма в марокканском обществе. Практически все действующие партии - промонархические, буржуазные, демократические - активно поддержали политику властей по западносахарскому вопросу. Западносахарский конфликт оказал большое влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Марокко. Во внешнеполитическом плане усилилась прозападная ориентация марокканского режима, его экономическая и военная зависимость от стран Запада, а во внутренней жизни страны конфликт отвлек внимание населения от решения острых социальных проблем, сосредоточив его на Западной Сахаре, что способствовало определенной консолидации марокканского общества и правящего режима.
Большую заинтересованность в решении западносахарской проблемы с учетом интересов САДР проявил ливийский лидер М.Каддафи, предложивший план урегулирования конфликта. Чтобы не допустить перерастания его в крупномасштабную войну, он предложил "урегулировать проблему в рамках Магрибской конференции, внутри которой спорная территория Сахары могла бы найти свое место в виде политической единицы, форму которой остается только определить"5.
Ливийский план был благосклонно встречен руководством САДР, премьер-министр которой заявил: "При реализации любого плана конфедерации необходимо учитывать стремление сахарского народа к независимости... Сахарцы... требуют независимости и отвергают какие бы то ни было притязания извне, со стороны Марокко и Мавритании, точно так же, как они отвергли власть Испании". Ливийское руководство не скрывало, на чьей оно стороне. "Основные принципы нашей политики остаются неизменными и заключаются в дружбе и взаимном сотрудничестве между нами и другими странами и народами. Что касается ПОЛИСАРИО, то мы считаем себя причастными к делу сахарского народа. Мы оказали помощь в деле создания Фронта, но это не дает нам права опекать его", - заявил один представитель ливийского руководства А.Джеллуд6.
Если война в Западной Сахаре способствовала консолидации марокканского общества вокруг монархического режима, то совершенно иную реакцию она вызвала в Мавритании. Начало военных действий имело крайне негативные последствия для такой слаборазвитой в экономическом отношении страны. Ее правительство было вынуждено увеличить численность вооруженных сил, закупить новое вооружение, ввести новые налоги, к 1987 году расходы на военные цели составили около трети всего государственного бюджета. Ведение войны в Западной Сахаре легло непосильным бременем на экономику Мавритании, кроме того, война против сахарских партизан была крайне непопулярной среди широких слоев населения, она считалась братоубийственной. В июле 1978 года в Мавритании группой патриотически настроенных офицеров был совершен государственный переворот, устранивший от власти М. Ульд Дадду.
Новое руководство Наукшота заняло по вопросу Западной Сахары иную позицию, чему в определенной степени способствовало одностороннее прекращение с 12 июля 1978 г. Фронтом ПОЛИСАРИО военных действий против мавританских войск. После непродолжительного перемирия Мавритания в августе 1979 подписала соглашение о мире с ПОЛИСАРИО и заявила о нейтралитете в конфликте, выведя свои войска с оккупированной ею части Западной Сахары. Действия мавританского руководства были восприняты населением страны с облегчением и оптимизмом. В феврале 1984 года Мавритания официально признала САДР7.
Алжир попрежнему возлагал ответственность за напряженность в регионе на Марокко. Президент Алжира Ш.Бенджедид подтверждал готовность сотрудничать с Организацией Африканского единства в решении этой проблемы. На необходимость поисков решения западносахарской проблемы в рамках ОАЕ указывалось и в коммюнике об итогах встречи президентов Алжира и Туниса в марте 1983 года.
На основании рекомендаций созданного при ОАЕ "комитета мудрецов" на XVIII сессии Ассамблеи ОАЕ (Найроби, 1981 г.) был образован специальный комитет по подготовке референдума на территории Западной Сахары8.
Следующая сессия Ассамблеи ОАЕ (Аддис-Абеба, 1983 г.) обратилась с призывом к участвующим в конфликте сторонам - Марокко и Фронту ПОЛИСАРИО - вступить в прямые переговоры для достижения соглашения о прекращении огня и создания необходимых условий для проведения референдума. Противоборствующие стороны одобрили это решение, оно было поддержано также ООН, Движением неприсоединения. Однако марокканское руководство категорически отказалось вступить в прямые переговоры с Фронтом ПОЛИСАРИО. В феврале 1982 года САДР большинством голосов была принята в члены Организации африканского единства.
В начале 80-х годов марокканская сторона, неся огромные расходы по ведению военных действий (по различным источникам они обходились Марокко от 1 до 2 млн. долларов ежедневно), применила новую тактику борьбы с партизанскими силами ПОЛИСАРИО. Наиболее важные экономические и административные центры были обнесены "стенами безопасности" - сплошными песчаными валами до 5 метров высотой с оборонительными сооружениями и наблюдательными постами на них. К концу 80-х годов "стены безопасности" общей протяженностью свыше 1500 км были возведены практически по всему периметру западносахарской границы, вдоль стен были расположены 500 постов с постоянными воинскими гарнизонами, имеющими электронную систему наблюдения. Эти меры значительно снизили эффективность партизанской войны сахарцев. С учетом изменившихся условий фронт ПОЛИСАРИО в 1984 году провозгласил новую тактику борьбы - "войну на истощение", рассчитанную на длительное время.
Рабат настойчиво ведет освоение западносахарской территории. Марокканцами установлен надежный контроль над наиболее экономически развитыми и густо населенными районами: вдоль Атлантического побережья, включая столицу Аль-Аюн, месторождение фосфоритов Бу-Краа и др. В контролируемых марокканцами районах созданы органы администрации, жители этих районов имеют право участвовать в выборах в парламент страны. Рабат рассматривает находящиеся под его контролем районы Западной Сахары как провинцию собственно Королевства Марокко9.
Сегодня единственным союзником Фронта ПОЛИСАРИО на межарабской арене остался Алжир, руководство которого связывало решение западносахарской проблемы с вопросом создания Великого Магриба. Еще в 1987 году на пленуме ЦК Фронта национального освобождения президент АНДР Ш. Бенджедид заявил: "Алжир вносит посильный вклад в поиски урегулирования конфликта между марокканцами и сахарцами, конфликта, который является главным препятствием на пути единства Арабского Магриба". Такая позиция Алжира остается неизменной10.
Набиравшая силу среди магрибских стран тенденция к объединению или союзу была безоговорочно поддержана руководителями Фронта ПОЛИСАРИО. Весьма вероятно, что у них появилась надежда войти в будущее магрибское объединение в качестве самостоятельного образования, что явилось бы косвенным признанием САДР марокканской стороной. В этом отношении представляет интерес идея поэтапного объединения стран Магриба, высказанная генеральным секретарем Фронта ПОЛИСАРИО М.Абдельазизом: "Сахарский народ стремится к строительству Магриба в составе шести государств. Но поскольку у Марокко отсутствует добрая воля, было бы весьма полезно, если бы к строительству Магриба приступили стороны, не имеющие проблем в отношениях между собой (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания). А САДР и Марокко, находящиеся в состоянии войны примкнут к нему, когда конфликт в Сахаре будет урегулирован"11.
Наметившееся в 80-е годы алжиро-марокканское сближение, приведшее к восстановлению в мае 1988 года дипломатических отношений на уровне посольств, не могло не отразиться на алжирской позиции по западносахарской проблеме. Так, алжирский президент, оценивая итоги и перспективы первой встречи руководителей стран Магриба, хотя и говорил об "урегулировании нерешенных проблем региона", не упомянул о проблеме Западном Сахары, о возможности участия САДР в процессе интеграции магрибских стран. Вопросы о признании права сахарского народа на самоопределение, об участии САДР в Великом Магрибе, о преднамеренном блокировании решения этой проблемы марокканской стороной исчезли из заявлений не только алжирских лидеров, но и представителей других магрибских государств. В этот период шла активная работа по подготовке текста Договора о создании Союза Арабского Магриба, который должен был быть подписан на второй встрече руководителей стран Магриба. За месяц до встречи король Марокко Хасан II предпринял акцию, рассчитанную на то, чтобы успокоить общественность арабских стран в отношении своих намерений по западносахарской проблеме: он встретился с сахарской делегацией и пообещал в будущем провести новые встречи и переговоры с руководящими деятелями ПОЛИСАРИО.
Накануне встречи руководителей стран Магриба президент САДР, генеральный секретарь Фронта ПОЛИСАРИО обратился с посланием к ее председателю. В нем отмечалось, что строительство Великого Магриба - не только глубокие чаяния сахарского народа, но и настоятельная необходимость для обеспечения будущего. В нем также выражалась надежда, что объявленное западносахарцами перемирие благотворно повлияет на мир и стабильность в регионе и "откроет путь строительству Великого Арабского Магриба, в котором все народы региона, включая сахарский народ, обретут законное и подобающее место". В заключение подтверждалась готовность сделать все, чтобы САДР могла сыграть конструктивную роль в реализации этой цели12. Но участники магрибского совещания в верхах проигнорировали послание западносахарского руководителя и 17 февраля 1989 года в г. Марракеше подписали Договор и создании Союза Арабского Магриба. В нем проблема Западной Сахары была полностью проигнорирована. Более того, он содержал потенциальную опасность для САДР и Фронта ПОЛИСАРИО. Статья 15 Договора гласила: "Государствачлены обязуются запрещать те организации на своей территории, деятельность которых может затрагивать безопасность и территориальную целостность любого из них, так же, как и их политические системы"13. А ведь в Алжирском районе Тиндуф размещены административные органы САДР, базы подготовки западносахарских партизан, там же находится руководство Фронта ПОЛИСАРИО, а также значительная часть западносахарских беженцев. Таким образом, алжирское руководство, идя на подписание договора о САМ, взяло на себя обязательство прекратить официальную поддержку деятельности Фронта ПОЛИСАРИО, для которого это означало потерю последнего союзника. В то же время положения Договора усиливали позиции марокканского режима в западносахарском конфликте.
Стало очевидным, что западносахарская проблема не может быть урегулирована в приемлемой для всех сторон форме с участием и с помощью таких региональных организаций, как ОАЕ и ЛАС, поэтому инициатива в поиске решений конфликта к концу 80-х годов снова перешла к ООН. В 1987 году Западную Сахару посетила специальная техническая миссия ООН для ознакомления с ситуацией на месте и выработки практических рекомендаций о прекращении огня и создания условий для проведения референдума. В августе 1988 г. в Женеве представители всех противоборствующих сторон одобрили план урегулирования, разработанный ООН, при активном участии ее тогдашнего генерального секретаря Переса де Куэльяра. Последний по рекомендации Совета Безопасности ООН назначил специального представителя для претворения в жизнь процесса деколонизации Западной Сахары, который провел серию консультаций с королем Марокко и руководителями Фронта ПОЛИСАРИО14.
В марте 1990 года в ходе поездки по странам Северной Африки генеральный секретарь ООН посетил район Западной Сахары, контролируемый марокканцами, а также лагеря са-харских беженцев в Тиндуфе. В июне 1990 года Пересом де Куэльяром был представлен доклад о положении в Западной Сахаре, в котором содержался план урегулирования западносахарской проблемы. Она должна была быть решена в два этапа: первый, прекращение огня; второй, переход Западной Сахары под контроль специального наблюдателя ООН, отвод части марокканских войск, проведение референдума о будущем территории15.
Марокканское руководство и лидеры Фронта ПОЛИСАРИО в принципе согласились с предложенным ООН планом. Одобрило его и большинство арабских стран, в том числе и магрибских. Однако до сих пор план не вступил в стадию практической реализации.
В настоящее время продолжается планомерно ведущаяся "марокканизация" Западной Сахары.
Руководство Марокко считает, что время работает на него. Это дает ему возможность сохранить желательное для него территориальное статус-кво. Уже сейчас западносахарская проблема отодвинута на второй план. Со временем она, вероятнее всего, будет все более и более утрачивать остроту в межмагрибских отношениях. В определенной степени этому способствует дальнейшее развитие интеграционных процессов в Магрибе.
В то же время далекая от полного и устраивающего все стороны решения проблемы Западной Сахары сохраняет потенциальную опасность для стабильности в Магрибе. При определенных условиях она может быть преднамеренно выдвинута на авансцену магрибской политики и доведена до стадии острого конфликта, который отразится на межгосударственных отношениях стран региона.

Литература

1 Аl-Mamlaka Al-Magribiya. - Rabat, 1976; Gaudio A. Le dossier du Sahara Occidental. - Rabat, 1977; Gaudio A. Sahara Espagnol. Fin d'un myth coloniale. - Rabat, 1975; Yata A. Le Sahara Occidental marocain. - Casablanca, 1972.
2 Королевство Марокко. Справочник. - М., 1991. - С. 100.
3 Проблема Западной Сахары: состояние и перспективы решения. - 1978. - С. 16.
4 Balletin quatidien d'Afrique. - 1977. - № 9407. - Р. 10.
5 Monde. - 1977.- 25-27 septembre.
6 Balletin quаtidien d'Afrique. - Р.10.
7 Le continent. - 1981. - 14 avril.
8 L'action. - 1983. - 21 mars.
9 Королевство Марокко. Справочник. - С. 106.
10 El Moudjahid. - 1987. - 2 juillet.
11 Sahara Libre. - 1988. - № 317. - Р. 2.
12 Ibid. - 1989. - № 335. - Р. 2.
13 Al-Gods. - 1989. - № 17. - Р. 4.
14 Sahara Libre. - 1989. - № 17. - Р. 4.
15 Королевство Марокко. Справочник. - С. 105.