Африка приближается к 1914 году

 



Африка приближается к 1914 году
00.10, Евгений Бовкун, Русская Германия. Посмотреть на карту «черного континента» – так какие только конфликты не раздирают его на части! Межплеменная вражда оставалась «внутренним событием» до тех пор, пока повстанцы в Судане, Намибии, Эфиопии или Западной Сахаре сражались с правительственными войсками собственной страны, пытаясь установить новую власть. Ни в какой другой части земного шара за последние 20 лет не появилось столько новых режимов с новой национальной символикой, как в Африке.
Неоднократно гражданские войны, подобно пожару в саванне, переползали на соседние территории. Но еще никогда в национальном конфликте не участвовало сразу столько государств: Уганда, Руанда и Бурунди на одной стороне, Зимбабве, Ангола, Намибия и Чад – на другой. Первая «Антанта» поддерживает повстанческие группировки (включая марксистскую «Униту») в бывшем бельгийском Конго, вторая – правительственные войска Киншассы и остатки народной милиции Руанды. Мадлен Олбрайт назвала этот конфликт «первой мировой войной» Африки. В ней прямо или косвенно участвует 80 миллионов жителей континента. Жертв намного больше, чем в Косово.
Причина конфликта – этническая чистка в Руанде, учиненная против племени тутси. ООН бросила их в беде, а когда тутси стали побеждать, французы помогли их противникам – группировкам милиции из племени хуту – бежать в соседнее Конго. Руандийцы попросили помощи в Уганде, началась партизанская война, ускорившая падение режима Мобуту в Конго. Новым президентом в Киншассе стал друг Уганды, марксист Кабила. Но в августе 98-го Уганда и Руанда опять ополчились на Конго, на этот раз против Кабилы. Конго раскололось на два враждующих лагеря. У Кабилы не оставалось иного выхода, как объединиться с бывшими врагами – милиционерами хуту и угандийскими партизанами. Зимбабве, Ангола, Намибия и Чад послали ему свое подкрепление.

   Идеологические разногласия принципиальной роли в Африке не играют. Война идет из-за того, за чем когда-то охотились белые колонизаторы: из-за алмазных копей и золотых приисков на востоке Конго. У Анголы – особый интерес: попытаться разбить наконец группировки «Униты».
Запад сначала поддерживал Мобуту, но потом растерялся. У стран Европейского Союза нет общей политической линии для африканского региона. Собирался было совершить туда длительный вояж Йошка Фишер, но ввиду трудного положения у «Зеленых» накануне земельных выборов, передумал.
Огромный центральный регион «черного континента» фактически предоставлен сам себе. И он выбрал путь, который уже дважды приводил на грань страшной пропасти европейцев.