ЮАР - страна, навцеленная на сотрудничество с Россией

 


СТРАНА, НАЦЕЛЕННАЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ

01.02.23, Африкана,
Борис ПИЛЬНИКОВ, ПРЕТОРИЯ


"Российский рынок был и остается для нас стратегически важным, и мы очень внимательно следим за положением на нем и положительными изменениями, которые создают более выгодные условия для иностранных предпринимателей. Для нас Россия — ворота в страны СНГ", — заявил в Претории руководитель одного из департаментов министерства торговли и промышленности ЮАР Д.Дюранд.

Эти слова определяют общую позицию ЮАР по отношению к России и соответственно влияют на формирование российской политики в отношении этой страны. На фоне других африканских стран ЮАР располагает довольно развитой научно-технической базой, но это, однако, не дает ей возможность встать в ряд стран-производителей высоких технологий. Южноафриканцы сами признаются, что пока они являются потребителями иностранных высоких технологий, и потому могут быть заинтересованы в адаптации российских высоких технологий применительно к условиям их страны.
Что касается других возможностей применения капитала, то целесообразнее его участие в долгосрочных больших проектах, либо сотрудничество в области высоких технологий, когда транспортные расходы не влияют на стоимость проекта. Не надо забывать, что Россия и ЮАР находятся на значительном расстоянии друг от друга.
Pretoria .jpg (7928 bytes)Перспективным представляется также рынок недвижимости, особенно туристическая отрасль. Южноафриканцы охотно предлагают иностранцам заполнить эту нишу и участвовать в строительстве и модернизации гостиниц на территории природных заповедников. Затем можно организовать посещения российскими туристами этих заповедников.
Активное проникновение российского бизнеса на Юг Африки насчитывает всего несколько лет. И этот период показывает, что потенциальные возможности двух стран в торгово-экономической области велики и далеко не исчерпаны. Пять лет назад аналитики только прикидывали сферы, которые могли заинтересовать бизнесменов во взаимной торговле товарами, услугами, технологими и капиталами.
Главное место отводилось горнодобывающей отрасли, хотя обе страны не нуждаются в полезных ископаемых. Для ЮАР исключение составляет нефть. Перспективными для сотрудничества виделись сельское хозяйство и рыболовство, производство и обслуживание систем вооружений, туризм, воздушные и морские перевозки, космос.

ЮАР ИНВЕСТИРУЕТ В РОССИЮ

Прошедшие годы показали, что обе стороны не в равной степени воспользовались предоставленными возможностями. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о двусторонней торговле, общий объем которой в 1999 году, по информации южноафриканской таможни составил 102,69 млн долларов. Положительное сальдо торгового баланса зафиксировало разницу в 21,86 млн долларов в пользу ЮАР. В структуре российского импорта в ЮАР существенных изменений не произошло. Основу составили минеральное сырье, готовые пищевые продукты и алкогольные напитки, продукты растительного происхождения, бумажная масса из древесины, машины и оборудование. Самой крупной отдельной статьей экспорта в Россию были руды платиновой группы и концентраты, которые направлялись компанией "Импала" в Красноярск на завод по производству платины, которая потом вывозилась в третьи страны.
Из ЮАР в Россию поставлялись текстильные изделия, химпродукты, оптические приборы, драгоценные камни и металлы, изделия из пластмассы.
Следует отметить, что стоимость южноафриканского экспорта в 1999 году составила 30 млрд долларов. ЮАР является крупнейшим рынком субрегиона, играя ведущую роль в Сообществе развития Юга Африки (САДК).
Несмотря на трудности, связанные с переходом к рыночной экономике в России, и ряд специфических особенностей, южноафриканские предприниматели, имеющие больший опыт международной деятельности, смогли за короткое время осуществить прорыв на российский рынок. К успеху следует отнести строительство пивного завода в Калуге одной из старейших южноафриканских компаний "Саут африкан брювериз". Вложив 130 млн долларов, компания выпускает качественную продукцию. Торговая марка "Золотая бочка" полюбилась россиянам.
Активно действует и компания "Бейтман", которая выделила 200 млн долларов на строительство газоконденсатного завода в Томской области и недавно подписала контракт на сооружение алмазных рудников в Якутии. Бумагоделательная компания "Монди" приобрела пакет акций в Сыктывкаре. Таким образом южноафриканские инвестиции в российскую экономику составили в последнее время 800 млн долларов.

РОССИЙСКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ЧТО ЮАР - ЭТО РАЗВИТЫЙ РЫНОК

На этом фоне у российских предпринимателей пока нет столь "ярких" проектов. Но дело не стоит на месте. Начинается сотрудничество в автомобильной промышленности. Крупная автомобильная компания "Комбайнд моторз холдинг" получила право на реализацию российских внедорожников "Нива". Уже создано 15 дилерских центров по всей стране и есть планы увеличить их вдвое. Активно стремится закрепиться на местном рынке компания "Уралаз".
По мнению экономического советника посольства РФ в Претории Максима Пименова, который недавно завершил 4-летнее пребывание в ЮАР, возможности работы на местном рынке хорошие. Но требуется правильно работать. Если избрал ЮАР объектом возможного приложения своего капитала, то собери информацию, пойдет ли товар или нет. Это — рынок развитый, на него надо войти и за это заплатить соответствующую цену. Следует рассчитывать силы. Очень полезно найти себе надежного партнера в стране.
Не обойтись и без стратегии внедрения на рынок. Первый этап участие в выставках, а значит надо иметь средства. Далее идут поиск партнера, сертификация товаров. В ЮАР требуют образцы товаров и проводят испытания в реальных условиях эксплуатации. Надеяться попасть на рынок "на авось" невозможно, ибо требуются соответствующие финансовые затраты. Если, к примеру, речь пойдет о мотоцикле, то придется получить свою демонстрационную площадь, опубликовать рекламу в журналах, провести испытания.
К другим благоприятным факторам работы на южноафриканском рынке следует отнести устоявшуюся законодательную систему, разветвленную инфраструктуру — коммуникации, дороги, порты. После периода изоляции во времена апартеида, страна занимает передовые позиции на континенте по уровню демократизации жизни. Южноафриканский крупный бизнес постепенно распространяет свое влияние на другие регионы мира, особенно алмазный концерн "Де Бирс", электрическая компания "Эском", строительная "Мюррей энд Робертс".
010114_mbeki150ap.jpg (7799 bytes)При любой оценке ситуции в ЮАР следует помнить слова президента республики Табо Мбеки о том, что в стране имеются две части — богатая белая и бедная черная. И от того как будет происходить процесс выравнивания социально-экономического уровня во многом и будет зависеть мир и стабильность в стране.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ЛИНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА


Настало время активизировать взаимодействие малого бизнеса двух стран и в этом ему должны оказать содействие правительства. Если у крупных компаний имеется своя инфраструктура и финансовые средства, то у мелких экспортеров таковой нет. Им труднее рекламировать свою продукцию, участвовать в выставках и ярмарках. Но они могут гибко реагировать на возникающий спрос на рынке. Например, в России пользуются популярностью южноафриканские небольшие хлебопекарни, которые легко установить, например, на бензозаправочных станциях в сельских районах.
Недавно в южноафриканском журнале "Инджиниаринг ньюс" появилась статья под заголовком "Российская компания ищет южноафриканского партнера". В ней говорилось о том, что компания "Атомстройэкспорт" располагает технологией производства ветровых электрических установок различной мощности. По замыслу производство большей части компонентов установок должно вестись в ЮАР. Казалось бы получение дешевой электроэнергии очень актуально, особенно для сельских районов, где проживает беднейшие слои населения. Но сама по себе хорошая идея и хорошее оборудование автоматически дорогу к потребителю не найдут.
Важно ускорить принятие надлежащего законодательства, которое бы поощряло деловые контакты. Вот почему южноафриканские бизнесмены приветствовали недавнюю ратификацию российской Госдумой законов о защите инвестиций и недопущении двойного налогообложения.
Делегаций российских бизнесменов в том же Кейптауне побывало много, а контрактов подписано мало. Делегаций деловых людей было много, а результаты пока незначительные — так охарактеризовал вице-консул Генерального консульства РФ в крупнейшем портовом городе ЮАР Кейптауне Олег Сенченко состояние двусторонних торгово-экономических связей. Недавно, например, в Кейптауне побывали представители Московского экологического фонда. Они, в частности, хотели закупать в Кейптауне газовые контейнеры. Есть предложения по закупке русской водки. Приезжал бизнесмен из Твери, который занимается строительством дорог. И таких примеров можно привести много. Но, к сожалению, несмотря на увеличение таких контактов, сделок совершается пока еще очень мало.
Прямого морского судоходства между двумя странами нет и это не может не сказываться на деловых связях. Сейчас южноафриканская сторона выразила пожелание закупать в России бумагу, цемент и водку, а продавать нам фрукты, мебель, лекарства.
Время чрезмерного оптимизма в южноафриканско-российских деловых отношениях прошло, он был необоснованным и строился на недостаточных знаниях условий деловой активности, считает ведущий специалист по России в Южноафриканском институте международных отношений д-р Пинаар. Было много надежд, бурные дискуссии, поездки делегаций в середине 90-х годов. Новые люди искали новую нишу в новой ситуации. Но из этого на практике реализовалось не так уж много. И причины этого надо анализировать, отметила она.

У ДЕ БИРС И АЛРОСЫ - ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: СОХРАНИТЬ СПРОС НА АЛМАЗЫ

010215_diamond300++.jpg (16500 bytes)Южноафриканская сторона, правда, не может жаловаться на неудачу. Достаточно назвать укрепившиеся отношения алмазного концерна "Де Бирс" с российской компанией "Алмазы России — Саха" (АЛРОСА), поставки цитрусовых, фруктов, соков и вин и другой продукции.
Южноафриканские предприниматели испытывали трудности в своей деятельности в России как и другие западные компании. Но их оценка социально-экономического положения в России была реалистичной до того, как они решили вложить свой капитал. Иными словами, они шли на риск осознанно, обладая опытом подобной деятельности в других странах. В отличие от них ожидания российских бизнесменов зачастую строились на недостаточном знании того, что есть на самом деле ЮАР.
Пришла пора перемен и надо сохранить все лучшее в отношениях между "Де Бирс" и Россией и двигаться вперед, сказала мне официальная представительница алмазного концерна Трейси Питерсен. "Де Бирс" имеет плодотворные контакты с Россией свыше 40 лет и мы ценим это. Соглашение с "Алмазы России — Саха" (АЛРОСА) остается в силе.
Если суммировать высказанные через печать предложения "АЛРОСА" о возможных нововведениях в этой отрасли, то они сводятся к стремлению создать механизм, который обеспечивал бы поддержание высокого спроса на необработанные алмазы и ювелирные изделия. Мы также стремимся к этому и верим, что алмазно-бриллиантовая отрасль будет успешно конкурировать с другими товарами роскоши. Ведь иного пути нет — надо выжить в новом столетии.
Имеющиеся предложения следует спокойно взвесить и обсудить, в том числе идею о создании в отрасли организации типа ОПЕК. Она имеет свои преимущества, но у нее и много недостатков. Некоторые аспекты этой проблемы будут скоро обсуждаться с АЛРОСА и не надо забегать вперед. Ведь по этим вопросам надо выслушать мнение всех участников алмазного рынка. Но как бы там ни было, главная идея состоит в том, чтобы улучшить систему сбыта продукции.

ЮАР И РОССИЯ МОГЛИ БЫ ДЕЙСТВОВАТЬ В АФРИКЕ СОВМЕСТНО

Деловые контакты между Преторией и Москвой заметно активизировались, сказал мне президент Фонда Южная Африка Нил фан Хеерден.
Недавно он посетил российскую столицу и Санкт-Петербург во главе делегации деловых людей ЮАР.
- Насколько мне известно, в последнее время многие южноафриканские бизнесмены включают Россию в программу своих зарубежных поездок. И этот интерес отраден, — говорит он. — К сожалению, еще срабатывает имидж Москвы как опасного города и это мешает получить информацию из первых рук. Фонд Южная Африка уже отмечал, что признаваемый многими компаниями двух стран "значительный потенциал" взаимовыгодного сотрудничества распространяется не только на ЮАР и южноафриканский субрегион, но и на Африку Южнее Сахары. Россия имеет технологии и специалистов, ЮАР имеет технологии и не так много специалистов. И в принципе может получиться интересный симбиоз между двумя странами. Например, после прекращения гражданской войны в Анголе есть поле деятельности для России и ЮАР по восстановлению разрушенного хозяйства. В этом смысле роль ЮАР в качестве стартовой платформы для совместного сотрудничества велика.
— Деловым людям требуется информация, помогающая им устанавливать контакты и выходить на рынок со своими товарами, — добавляет Нил фан Хеерден. — Пока такого налаженного механизма нет. И это касается не только России. Доклад о России вызвал самый значительный интерес. Это значит, что появится желание узнать больше о России, ее людях, условиях ведения бизнеса.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Достойным подражания примером проникновения российских компаний и технологий на южноафриканский рынок может служить состоявшаяся не так давно близ Претории на базе Уотерклуф международная выставка "Африка аэроспейс энд дифанс-2000". Российский ВПК обладает отличными перспективами не только в Южной Африке, но и по всему континенту, а также в странах Латинской Америки, Азии и Ближнего Востока. К такому выводу приходят многие специалисты, анализирующие новинки, предлагаемые на рынок российскими предприятиями.
Хотя прошло уже несколько месяцев, специалисты и пресса ЮАР продолжают обсуждать итоги этой крупнейшей в Африке аэрокосмической выставки. В состав российской делегации, которую возглавлял заместитель министра промышленности, науки и технологии РФ Михаил Дмитриев, вошли представители госкомпании "Промэкспорт", ВО "Авиаэкспорт", ОАО "Росвертол", Московского вертолетного завода имени Миля, Казанского вертолетного завода, Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева.
Один из ведущих российских поставщиков оружия на мировой рынок, компания "Промэкспорт", представила широкую номенклатуру вооружений и военной техники. Достаточно назвать уникальный по своим возможностям зенитный ракетно-пушечный комплекс "Тунгуска-М". Среди российских мобильных средств ПВО были зенитные ракетные комплексы "Бук-М1" и "Оса-АКМ", являющиеся, по оценкам специалистов, лучшими в мире мобильными средствами защиты сухопутных войск.
Как отмечают в Претории, на фоне новейших достижений в производстве боевых самолетов и вооружений к ним, продемонстрированных в Уотерклуфе, ведущая южноафриканская корпорация вооружений "Армскор" вместе с российским "Промэкспортом" подготовила сюрприз. Он стал плодом сотрудничества военно-промышленных комплексов двух стран, которые нашли свою нишу на тесном рынке вооружений.
Речь идет о модернизации западных истребителей "F-1" и "Чита-Е". Специалистам ЮАР и России удалось усилить боевые качества этих двух машин за счет минимальных вложений. Истребители получили российские двигатели и ракеты. Этой кропотливой работой занимались компании "Аэросуд", "Денел авиэйшн", "Марвол" и "АТЕ". "Армскор" и "Промэкспорт" создали совместное южноафриканско-российское предприятие.
Смысл этой работы по модернизации находящихся на вооружении ЮАР истребителей пояснил менеджер по маркетингу корпорации "Армскор" Кен Джонс. Практически ежегодно можно продавать от 30 до 40 модернизированных самолетов в страны Южной Америки и Ближнего Востока, сказал он. Потенциальным покупателям выгоднее приобретать такие более дешевые по сравнению с последними выпусками модернизированные самолеты, которые резко улучшают свои боевые качества. Многие страны не в состоянии тратить огромные средства на приобретение новейших самолетов, которые к тому же дорого обходятся в эксплуатации. Кроме того, мы продаем не просто самолет, а пакет услуг, который включает в себя техническое обслуживание и модернизацию по желанию заказчика. У нас есть опыт, который позволяет расширить бизнес в Африке и Южной Америке. Компания "Денел" должна стать базой технического обслуживания для ВВС тех стран континента, которые использут российскую технику. Южноафриканские предприятия наладят выпуск запчастей, чего ранее не было.
Представитель "Промэкспорта" Александр Ужанов сообщил, что его компания и южноафриканская госкомпания вооружений "Армскор" развернули совместную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу по модернизации находящихся на вооружении ВВС ЮАР французских истребителей "Мираж" F1 и "Мираж" Ш за счет установки на них российских двигателей и ракет "воздух-воздух". В результате модернизации в полтора раза увеличились летные характеристики и в два раза возросла боевая мощь истребителей.
Модернизированный российскими и южноафриканскими предприятиями самолет "Мираж-F1" будет представлен на выставке оборонных технологий в Бразилии в апреле 2001 года и авиасалоне в Жуковском в августе 2001 года. Подготовка к демонстрационным полетам истребителя французского производства с российскими двигателем и вооружениями началась уже в ноябре 2000 года. Об этом cообщил директор по маркетингу южноафриканской фирмы "Армскор" Кен Джонс, которая совместно с ВВС ЮАР возглавит южноафриканскую часть проекта. С российской стороны в нем примут участие госкомпания "Промэкспорт", корпорация "МиГ" и КБ "Вымпел". Координация маркетинговых работ поручена южноафриканско-российскому консорциуму "Марвотэк".
По словам Джонса, в отличие от типичных поставок оружия проект ориентирован на совместные научные и конструкторские разработки. Участвуя в нем, страна-заказчик получает возможность загрузить собственные оборонные предприятия, использовать национальные технические и технологические решения. Интерес к проекту проявили Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай, Алжир, Марокко и Индия, причем Бразилия готова подключиться к маркетингу "Миражей" второго поколения в Латинской Америке.
Модернизированный самолет успешно прошел первый этап летно-конструкторских испытаний. Учитывая малый вес базового самолета и существенную добавку в тяге вновь установленного двигателя, по признанию авторитетных экспертов авиационных компаний, истребитель практически соответствует параметрам лучших однодвигательных самолетов четвертого поколения: F-16, Мираж-2000 и другие.
Шансы пробиться на южноафриканский рынок имеет и легкий многоцелевой самолет ИЛ-103, который получил сертификат летной годности в США и вызвал значительный интерес в местных авиационных и деловых кругах. ИЛ-103 в ЮАР также представляла российская государственная компания "Промэкспорт". В случае достижения договоренностей, "Промэкспорт" берет на себя обязательства по поставке комплекта самолета и запасных частей к нему, сказал эксперт компании Виктор Корнышев. На компании лежит ответственность по сборке, испытанию самолета и сдаче заказчику. Предоставляется гарантийное обязательство сроком на 12 месяцев или 500 летных часов.
Предположительно, ИЛ-103, рассчитанный на четырех пассажиров, будет доставляться в разобранном виде транспортным самолетом или морем. В ходе предварительных переговоров южноафриканцы поставили вопрос о том, чтобы заменить установленный на самолете американский мотор на мотор собственного производства. Такое предложение отвечает проводимой правительством ЮАР политики обеспечения занятости. В этом случае, пояснил представитель "Промэкспорта", придется поработать конструкторам двух стран. Замена мотора потребует получение нового сертификата летной годности.
Южноафриканская компания "Марвол", специализирующаяся на деловых связях с Россией, изъявила желание заниматься маркетингом ИЛ-103. Председатель совета директоров компании Марк Волошин, проживающий в ЮАР с середины 80-х годов, считает, что, возможно, придется создать совместное конструкторское бюро по доводке ИЛ-103 до соответствия южноафриканским условиям. Он отметил, что не сомневается в успехе этих прекрасных самолетов, потребность в которых здесь велика. Исходя из опыта работы в Африке, он полагает, что ИЛ-103 найдет своих потребителей во многих странах континента.
Самым массовым боевым самолетом в Африке, каким в свое время был МИГ-21, неприхотливой рабочей лошадкой, может стать российский МИГ-29. Это мнение высказал генеральный директор и генеральный конструктор Федерального государственного предприятия "Российская самолетостроительная корпорация "МИГ" Николай Никитин. По его мнению, МИГ-29 вполне может решать те задачи, которые возлагают на свои ВВС африканские страны.
Руководитель корпорации "МИГ" сообщил о предложении российской стороны создать в ЮАР центр по продвижению на африканский рынок самолетов МИГ-29.
- Корпорация, действующая со своим стратегическим партнером государственной компанией "Промэкспорт", исходит из того, что ЮАР — самый удачный выбор для реализации задуманных планов, — отметил Н.Никитин. — Она имеет развитую промышленность, в том числе авиационную, и является ведущей на континенте. Нам следует стремиться к тому, чтобы стать хорошими партнерами.
- Чтобы не было искаженной картины, нужно уточнить, что наша корпорация и "Промэкспорт" не намерены поставлять готовые самолеты МИГ-29 на южноафриканский рынок. В рамках модернизации своих ВВС ЮАР уже сделала выбор и через несколько лет будет заменять устаревшие самолеты на шведские истребители "Грипен". Россия тоже участвовала в том тендере, но, к сожалению, удача не сопутствовала ей, — сказал руководитель "МИГ".
По его словам, речь идет о том, чтобы создать в ЮАР совместную компанию по сборке МИГ-29, которые затем будут продаваться в страны Африки. Причем предусматривается модернизация самолетов по желанию заказчика. Например, можно менять электронное оборудование, которое будет разрабатываться и производиться в ЮАР. Промышленность ЮАР будет работать по размещению компонентов, которые будут необходимы для африканских заказов. Это позволит увеличить занятость в стране.
- Так, шаг за шагом мы будем стремиться к тому, чтобы стать настоящими деловыми партнерами, — подчеркнул генеральный директор корпорации "МИГ".
"Промэкспорт" впервые представил лучшую в мире авиабомбу калибра 500 кг с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения. Как сообщили местным журналистам в отделе по связям с общественностью "Промэкспорта", она имеет длину 3 м и диаметр 0,35 м. Авиабомба оснащена телевизионной головкой самонаведения и может сбрасываться на большей дальности от цели, поражая ее с исключительной точностью.
Потенциальные покупатели также ознакомились с характеристиками вертолета огневой поддержки Ми-28, транспортно-боевого — Ми-35П, многоцелевого истребителя Су-27М. Были представлены и средства ПВО.
Россия удерживает лидерство в разработке зенитных комплексов. По мнению Александра Жукова, ведущего разработчика этих комплексов в тульском конструкторском бюро, впервые в мировой практике российские оружейники применили принципиально новую схему, предусматривающую размещение ракетного, артиллерийского вооружений и системы управления в одной башенной установке. Это обеспечивает высокую точность наведения. Кроме того, в российских комплексах используются два спаренных зенитных автомата, что позволяет существенно повысить темп стрельбы и вероятность поражения целей. Выгодное соотношение "эффективность-стоимость" обеспечивает высокий экспортный потенциал сделанных в России комплексов.
- У военно-технического сотрудничества России с ЮАР и другими африканскими странами есть хорошие перспективы, полагает заместитель генерального директора государственного предприятия "Промэкспорт" Владимир Артяков. По его словам, особое внимание привлекла ракета Р-73, которую можно установить на любой тип летательного аппарата. По своим характеристикам она значительно превосходит зарубежные аналоги.
"Роствертол" (Ростовский вертолетный производственный комплекс) также удовлетворен итогами участия в выставке "Африка Аэроспейс энд Дифенс — 2000", заявил главный конструктор российской компании Сергей Кошаров.
- У нас было много плодотворных контактов как с компаниями ЮАР, так и других стран о возможных поставках модернизированного многоцелевого ударного вертолета Ми-35, — сказал он. — На основе этих контактов будут определены основные направления работы в сотрудничестве с нашим стратегическим партнером компанией "Промэкспорт".
Из имеющихся предложений о сотрудничестве с иностранными компаниями наиболее перспективной представляется работа с южноафриканскими компаниями, вместе с которыми уже в этом году можно выйти на рынки Ближнего Востока с вертолетами Ми-35, которые называют "летающими танками". С предприятиями ЮАР будут заключены соглашения о поставках комплекта оборудования для модернизации.
ОАО "Роствертол" весьма активно и успешно занимается модернизацией вертолетов и расширением их функциональных возможностей, отметил С.Кокшаров. Данное направление стало ведущим в мировой практике, поскольку модернизация повзоляет получить машину с улучшенными характеристиками за весьма умеренную плату. Соотношение цена-качество-эффективность выдерживается в оптимальных пропорциях.
Модернизация вертолета Ми-35 позволяет круглосуточно примененять управляемое и неуправляемое вооружение в простых и сложных метеоусловиях, повысить летно-технические характеристики за счет установки системы распознавания атакующих средств, средств борьбы с ними и так далее.
Доработки вертолета могут предусматривать постепенное наращивание боевых возможностей, а также установку отдельных компонентов из предлагаемого оборудования и систем в любом сочетании по желанию заказчика. Так, недавно была проведена модернизация вертолетов МИ-6, состоящих на воружении армии Зимбабве. Боевые машины были оборудованы системой ночного видения, обзорной станцией и станцией спутниковой навигации.
Среди тех, кто впервые побывал на Африканском континенте — компания "Союзкарта-Импекс".
- Мы не ошиблись в том, что участвовали, — сказал мне генеральный директор компании Рудольф Казаков. — Отечественные новые технологии, особенно в области космоса, позволяют решать многие проблемы не только в России, но и в других странах. В частности, проблемы экологии, создания и обновления топографических карт, геологии, поиска воды, нефти и газа. У нас есть большой опыт работы за рубежом. На нашем счету составление карт в таких странах, как Китай, Монголия, Куба, Никарагуа.
Одним из видов услуг "Союзкарта-Импекс" являются тематические карты различного направления. Кроме того, фирма — комплексный поставщик геоинформации из России. Это не только космические и топографические карты, но и навигационные и биологические карты.
Для ЮАР, где весьма остро стоит проблема снабжения водой, несомненно, представляет интерес работа российских геологов, которые проводили разведку на воду во многих странах мира. Сейчас, например, российские специалисты трудятся по этому проекту в Йемене. Технология поиска воды схематично выглядит так. С помощью космических снимков определяются зоны возможного залегания воды вокруг города. С использованием самых современных достижений геофизики можно с точностью до ста процентов сказать — бурить на воду надо именно в таком-то месте.
Как заявил глава российской делегации заместитель министра промышленности, науки и технологии Михаил Дмитриев, состоялись полезные беседы с представителями Алжира, Аргентины, Бразилии, Замбии, Намибии. Довольно интересные предложения по сотрудничеству выдвинула Малайзия. Министр обороны Анголы зондировал возможность поставок конкретных видов вооружений.
М.Дмитриев отметил, что исключительно деловой разговор о перспективах взаимодействия между двумя странами в области военной техники состоялся с руководством южноафриканской корпорации вооружений "Армскор".
Россия готова к выводу военно-технического сотрудничества с ЮАР на новый качественный уровень. М.Дмитриев изложил конкретные предложения российской стороны по расширению взаимодействия России и ЮАР в этой сфере. Учитывая, что в прошлом в страны Африки было поставлено большое количество военной техники, а также тот факт, что сама ЮАР занимает стратегическое положение на континенте и имеет хорошую промышленную базу, российская сторона предложила совместно вступить в партнерство.
Замминистра отметил, что взаимодействие двух стран в военно-технической сфере стали частью общего сотрудничества новой России и новой ЮАР. У нас сложились хорошие и деловые связи и контакты. К сожалению, пока российско-южноафриканское военно-техническое взаимодействие, да и экономическое в целом, далеки от желаемого уровня, констатировал М.Дмитриев. Думаем, что причины этого временные. Обе страны переживают переходный период. Очень много внутренних проблем, которые требуют безотлагательного разрешения. И на эти внутренние задачи идут основные финансовые средства. Но мы уверены, что наши народы успешно справятся с этими вызовами и у нас есть хорошие перспективы.

КОНТАКТ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ УЖЕ УСТАНОВЛЕН

Наши политические контакты сегодня опережают экономическое сотрудничество. Динамика политических контактов за последние два года свидетельствует о складывающихся двусторонних связях в весьма благоприятной перспективе. Речь идет о визите бывшего президента ЮАР Нельсона Манделы в Россию, встречу в Нью-Йорке президента России Владимира Путина и президента ЮАР Табо Мбеки в рамках прошедшего в ООН Саммита тысячелетия. Все это создает дополнительные пердпосылки для военно-технического сотрудничества между двумя странами, подчеркнул заместитель министра.
Председатель правления южноафриканско-российской совместной компании "Марвотек", бывший министр обороны ЮАР Джо Модисе выразил уверенность в успехе проекта по модернизации французских истребителей "Мираж" F1 и "Мираж" Ш. Джо Модисе вместе с тем подчернкул, что удачный опыт взаимодействия специалистов двух стран должен быть расширен. По его словам, возможно наступило время установить тесные связи с потенциальными клиентами как в африканском регионе, так и за его пределами. Председатель правления "Марвотек" высказался также за то, чтобы двустороннее сотрудничество охватывало бы и гражданскую сферу.

В подготовке материала принимали участие:
Иван Иванов и Алексей Кондратьев