Африканские перегрузки

 

Киншасский аэропорт Ндоло, где 9 мая совершил вынужденную посадку злополучный Ил-76, печально знаменит тем, что в нем произошла авиакатастрофа, повлекшая рекордное число жертв на земле. 8 января 1996 г. из аэропорта должен был взлететь грузовой Ан-32, который пилотировал российский экипаж. Однако самолет так и не смог оторваться от земли: разогнавшись, он выехал за пределы взлетного поля и оказался на оживленном рынке, который, как ни странно, находился сразу за полосой. То есть в зоне безопасности, которая непременно должна быть рядом с аэродромом именно для того, чтобы самолет, прервавший по каким-то причинам взлет, мог безопасно сбавить обороты и остановиться. «Пропахав» по рынку больше ста метров, «Ан» загорелся и развалился на части. В результате катастрофы погибли, по разным данным, от 225 до 297 человек, более 250 были ранены. Погиб и бортмеханик российского экипажа,однако оба пилота уцелели и были немедленно арестованы. Вероятно, это спасло их от самосуда: разъяренная толпа готова была растерзать летчиков. Началось расследование. Специальная комиссия, которую создали власти Заира, пришла к выводу, что причина катастрофы – небывалая перегрузка самолета. По некоторым данным, вместо 2,5 тонны груза на борту находилось чуть ли не вчетверо больше – 9 тонн. Появлялись также сообщения, что ни у кого из пилотов не было соответствующей лицензии. В результате виновными были признаны исключительно пилоты. Хотя адвокату и удалось доказать, что летчики не знали, сколько груза находится на борту, вина их несомненна: они обязаны были ознакомиться с грузом (странно, правда, что при этом не понес никакой ответственности фрахтовщик самолета – местная авиакомпания African Air). Российские власти не сделали практически никаких попыток помочь осужденным согражданам. Посольство привычно жаловалось на нехватку денег, намекая, как именно решаются юридические вопросы в коррумпированном Заире. Через несколько дней после приговора к диктатору Мобуту обратился российский премьер Черномырдин, просивший разрешить пилотам отбывать наказание на родине (ответа не последовало). К счастью, заключение оказалось сравнительно недолгим: в мае 1997 г. Киншасу взяли повстанцы Лорана Кабилы, и все заключенные городских тюрем были выпущены на свободу.

20.5.2003