Зачем нужен гроб в форме самолета?

 

Зачем нужен гроб в форме самолета?

Геннадий Матвеев, Kurierweb, 23 марта 2003

 

В замысловатых гробах, формой напоминающих самолет, хоронят своих родственников люди африканской народности га, проживающей в Гане. Эта народность составляет примерно восемь процентов населения республики. Кто-то, может быть, и не поймет истинных мотивов такого претенциозного погребения и примет это за чудачество аборигенов: ну зачем, спрашивается, зарывать в землю такую красотищу? Но для членов семьи, принадлежащей к упомянутой народности, погребение в гробе-самолете означает выражение глубокого почтения к покойному и, кроме того, намек на высокое положение, которое он займет в загробном мире.
Проживающие на океанском побережье с незапамятных времен га относятся к смерти с должным почтением как к последнему путешествию, которое человек совершает в своей земной жизни. А потому погребальная церемония есть именно проводы в дальнюю дорогу. Если человек хорошо жил, то и к предкам должен отправляться по-хорошему, с обильной едой, выпивкой, музыкой и, конечно же, в красивом гробу. Американский журналист Майк Ли, которому однажды довелось видеть такие похороны, говорит, что похороны в Гане больше напомнили ему рок-концерт, нежели скорбное прощание с покойником.
Впрочем, в Гане, как и во многих других странах мира, тоже используются незамысловатые прямоугольные гробы, но только не среди га. Да и некоторые другие жители этой республики, если желают показать, что провожают в иной мир человека заслуженного и уважаемого, непременно закажут гроб по индивидуальному, так сказать, дизайну. Или купят готовый, но особый, с изюминкой, с особым смыслом. Гроб должен показать всем, каковы заслуги почившего, каков его вклад в жизнь общества, каков достигнутый им социальный уровень. Кроме того, гроб нередко указывает на профессиональную принадлежность умершего. Фермеру могут сделать гроб в виде индюка, петуха, боба какао или кукурузного початка, а рыбаку — в виде огромного тунца, какой-нибудь иной рыбы, или, например, в форме лодки.
Вот скажем, Даниэл Теттей, который умер от малярии в возрасте 57 лет. Всю жизнь он прослужил на торговом флоте. Поэтому его гроб представляет собой двухметровую модель грузового судна, в котором друзья и родственники торжественно несут бывшего моряка к месту погребения.
Большинство таких гробов изготавливается ремесленниками в столярных мастерских в селениях Теши и Нингва, но продаются эти, с позволения сказать, изделия и в других местах, в том числе — прямо на улицах столицы Ганы — Аккры. Перечень вариантов “фасонных” гробов, которые можно купить или заранее заказать, просто нескончаем. Это может быть гроб в виде Библии, или перец, банан, леопард, слон, лев, рак, пивная бутылка, дом, даже уменьшенная копия собственной лавки. Могут соорудить и подобие музыкального инструмента, а какому-нибудь клерку в качестве усыпальницы выберут модельный башмак. Словом, изобретательность ремесленников просто поразительна, а уровень мастерства настолько высок, что иной раз язык не поворачивается назвать все это ремеслом. Тут перед вами настоящее искусство!
Но, спрашивается, как же “чувствует себя” покойник в таком необычном последнем прибежище? А вот это, как считают га, совершенно не важно. Здесь не придают никакого значения тому, каким образом покойника разместят потом в столь причудливом гробу, в какой позе он будет там находиться. Можно согнуть его и даже свернуть калачиком, если удастся, — для души усопшего это значения не имеет, лишь бы гроб носил отпечаток индивидуальности. Ведь в стране предков человека тоже, скорее всего, “встречают по одежке”...
В Аккре, куда га поставляют свои удивительные изделия, это колоссальный бизнес. Гроб может стоить 400 долларов и больше, что у многих здесь соответствует годовому заработку. Однако на похоронах нужно продемонстрировать не только достоинства покойного, но и достаток (и сплоченность!) его семьи, поэтому расходы несут сообща. В Гане есть даже поговорка: “Каждый помогает нести бремя похорон”.
Но кто же они такие, эти га, и откуда у них столь странные представления о похоронах?
Га, называемые еще ган, гедье, — один из самых древних коренных народов Африки. Относится к негрской расе большой негроидной расы. Говорит на языке га (ган). Проживают га преимущественно в Аккре или в небольших селениях вокруг нее на побережье Гвинейского залива. Жилище га представляет собой прямоугольный дом с высокой нависающей крышей. Основные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие, разведение кур, рыболовство. В наши дни большинство га занимается мелким бизнесом, — у них свои лавчонки, мастерские или фермы. Из ремесел наиболее развиты обработка дерева, гончарное дело, ткацкое производство, а также изготовление лодок и рыболовецких снастей. Научились они всему этому давно. С XV века, когда здесь впервые появились европейцы, именно га играли важную роль в развитии торговых связей местного населения с остальным миром. Га прокладывали новые пути в глубь континента, привозя на побережье золото и иные товары, на которые был спрос у чужеземцев. Отсюда же потом шла и работорговля.
Англичане, сделавшие эту землю своей колонией, завершили ее завоевание к началу XX века, и в состав Британской империи территория нынешней Ганы вошла под названием Золотой Берег. Но и теперь, получив независимость, Республика Гана остается членом Британского Содружества наций, а государственный язык здесь — английский. Тем не менее это вовсе не означает, что коренной народ забыл свои традиции или свой язык. Наряду с некоторым количеством христиан и мусульман из 18 миллионов населения страны процентов 60 до сих пор придерживаются местных верований, в том числе и га.
В этническом, культурном и языковом отношении га связаны с соседними африканскими народностями — например, с дангбе, с целым рядом аканских групп, в том числе с ашанти. Но у га свой язык, своя культура, свои древние традиции, в том числе — культ предков. Основой основ считается семья. По местным поверьям, в семью входят и ныне здравствующие ее члены и уже почившие — вечные хранители моральных принципов племени. Считается, что предки оберегают живых от всяческих бед, на них держится и нынешнее благополучие народа. Вот почему так важно сохранить хорошие отношения с покойным членом семьи — в трудный момент он подсобит своим сородичам как в этой, так и в следующей жизнях. Именно предки “санкционируют” или, напротив, запрещают исполнение тех или иных обрядов. А в отношении похорон предки повелевают, чтобы погребальный ритуал воссоздавал весь жизненный путь покойника. Отсюда и театрализованное представление на похоронах, и персонифицированный, уникальный гроб. Все это смягчает боль утраты: есть на что посмотреть, и есть о чем поговорить…
Многое в этой стране сохранилось неизменным с самых далеких времен. У берегов Ганы рыбаки все еще ловят рыбу старинным, самым примитивным способом. Лодку-долбленку вырезают из ствола дерева, так что никаких швов, никаких стыков в ней нет. Так это делалось здесь веками. Кормятся от воды и от земли.
Ландшафт в этих местах живописный, что привлекает сюда немало путешественников. Местному населению, впрочем, как-то не до красот природы. Жизнь у большинства нелегка. Средняя продолжительность жизни у мужчин — всего 54 года, у женщин несколько больше. Уровень смертности— 10,6 (на 1000 человек населения), так что гробов требуется немало. И они тоже элемент туристской индустрии, рассчитанной на богатых иностранцев.
Гана входит в маршруты туристических вояжей. Американец, например, заплатит примерно две с половиной тысячи долларов за двухнедельную поездку в Гану и соседние экзотические места. И на тринадцатый день тура его непременно повезут в одну из ремесленных мастерских га — показать, как делаются “стильные” гробы.

Вернуться на главную