К югу

 

Южный Зиндж

Мореходы Омана, бороздившие "слепые волны" морей Восточной Африки во времена средневековья, взяли с собой в 912 году или несколькими годами позже необычного пассажира. Впоследствии этот человек вспоминал, что "море зинджей" - наиболее опасное из всех известных ему морей, а он путешествовал немало! Oгромные волны со слепой яростью бились о высокие скалы. Человек этот прошел с оманскими мореходами вдоль побережья, может быть, до самого Мадагаскара. Возможно, ему приходилось пересаживаться, с одного корабля на другой, но как бы то ни было, через три года он тем же путем вернулся в Оман. После многих других путешествий, на которые ушли молодость и зрелые гoды, он поселился в Фостате - старом Каире - и начал писать. В 955 году он завершил последнюю книгу и через год умер.
Этого человека звали Абу-ль-Хасан Алий ибн аль-Хусейн аль-Масуди, он был одним из наиболее осведомленных путешественников средневекового мира. По словам Ибн Халдуна, который писал о нем спустя четыре столетия, аль-Масуди "стал образцом и авторитетом для всех историков, на него ссылаются при критической оценке событий, составляющих предмет их исследований". Он родился в конце IX века в Багдаде, его семья происходила из Хиджаза. Почти 40 лет он отдал путешествиям и их описаниям. До нас дошли только две его работы, но они по своим достоинствам намного превосходят другие источники о торговле арабов, особенно с побережьем Восточной Африки. Наиболее знаменитую из своих книг Масуди назвал "Промывальни золота", ибо хотел, по его словам, заинтересовать читателя, чтобы ознакомить его с историей. Эта работа была завершена, по-видимому, в 948 году. В 1861 - 1877 гг. она была издана в Париже на французском языке. Английский перевод ее первой части появился в 1841 году, но полного издания нет до сих пор.
Содержание книги соответствует броскому заглавию, Имея огромное познавательное значение, она, кроме того, бесспорно, представляет собой лучший образец средневековой литературы о путешествиях. До выхода в свет книги Марко Поло ей не было равных.
Книги аль-Бакри о царствах древнего Судана основаны на сведениях, полученных из вторых рук; они появились в середине XI века. Масуди поведал о восточном побережье, основываясь на собственных впечатлениях, целым столетием раньше. Это означает, что средневековая история Восточной Африки может быть исследована на основании вполне достоверных данных с того периода, когда государство Гана достигло наибольшего могущества.
В то время, когда в Западной Африке начинался расцвет империи Мали и государства Ифе, народы восточного побережья Африки были известны арабам под общим названием зиндж. Это были негры, или "черные люди", обитавшие южнее страны эфиопов. Ибн Хордадбех впервые упомянул об этих народах в 886 году.
Сулейман - купец, который в IX веке отправился из Персидского залива в Гуанчжоу (Кантон),- написал по возвращении, что страна зинджей велика и растения, которые произрастают там, например дурра (сорго), составляющая основную пищу жителей, сахарный тростник и другие, - "все черного цвета". Затем на сцене появляется аль-Масуди, и сведения об этих странах начинают выходить за рамки слухов и побасенок.
Аль-Масуди, который путешествовал на юг с мореплавателями Омана и купцами Сирафа и несколько лет жил на восточном побережье, различает среди народов зиндж несколько племен. На одних страницах сообщается, что они "все черные", на других - что только "некоторые из них черные". К числу этих племен отнесено племя бербера, а это достаточно ясно указывает, что Масуди не различал зинджей хамитского и негритянского типа. Другие арабские писатели повторяют то же самое, явно черпая факты у Масуди. Аль-Бируни, книга которого основана только на слухах, писал в 1030 году, что южные берега и острова населены "различными племенами зинджей".
Происхождение этого слова остается загадкой. Возможно, оно пришло из Ирана, во всяком случае впервые встречается в персидской надписи 293 года н. э., где говорится, что у царя Нарсе были родственные отношения с "Жанд Африк Шах", хотя неизвестно и вряд ли мы узнаем когда-нибудь, был ли этот царь зинджей африканским правителем или всего лишь шейхом южных арабов, проникавших тогда на побережье Восточной Африки. Современный Занзибар - "берег Зинджей" - увековечивает арабский термин. Даже в настоящее время слово "зиндж" часто встречается в арабском мире, обозначая темнокожих африканцев.
Эта многочисленная группа народов, как указывает Масуди, жила в стране, простиравшейся в длину на 700 фарсангов (примерно 2,5 тысячи миль - расстояние от Рога африки до Мозамбика), "разделенной долинами, горами и песчаными пустынями и изобилующей дикими слонами". Она доходила на юге вплоть до Софалы (около современной Бейры в Мозамбике)., "которая является самой отдаленной частью территории, куда проникали корабли Омана. и Сирафа".
Дальше этой территории, насколько сейчас известно, арабы никогда не заходили, потому что отсюда легко плыть на юг, но трудно - на север: при входе в пролив между Мозамбиком и Мадагаскаром ветер спадает и течение увлекает корабль к югу. Кроме того, и торговые интересы арабов не способствовали их дальнейшему продвижению, ибо уже в Софале было достаточно золота и слоновой кости. Арабские писатели называют территорию, лежавшую за Софалой, "страной аль-Ваквак". Не исключено, что это Наталь, а может быть, словом "аль-Ваквак" арабы обозначали бушменов, которых явно не считали зинджами. Однако более вероятно, что арабы просто не обращали внимания на побережье за пределами Мозамбика и что страна аль-Ваквак - не что иное, как остров Мадагаскар. Средневековые арабы верили, что эта страна лежит к востоку от Африки и соединяется с Великими Восточными островами, о которых им было известно, или, во всяком случае, почти достигает их. Феран даже утверждает, что "Восточным Ваквак" называли Яву или Суматру.
Некоторые народы зиндж, известные Масуди, были, без сомнения, как мы увидим позже, предками нынешнего народа суахили и "хамитских" племен Африки, Другие, видимо, были предками тех народов языковой группы банту, которые населяют сейчас континент и большую часть побережья. В этой связи следует обратить внимание на наиболее интересную часть книги Масуди, где он рассказывает о царстве Ваклими, ибо именно здесь мы получаем первые достоверные сведения о росте и развитии африканского общества на юге в эпоху железного века. В этой же главе содержится первое в истории упоминание о рудниках Родезии.
Народы зиндж из Ваклими построили свою столицу далеко на юге, в стране Софала, "где в изобилии добывают золото и другие сокровища". Масуди не указывает точного места, хотя, очевидно, оно не совпадало с расположением арабской торговой фактории в Софале.
Через 200 лет Ибн Саид, основываясь на слухах, поместил эту столицу в Синну. Безусловно, имелась в виду Сена, открытая позднее португальцами и расположенная примерно в 150 милях от устья Замбези.
Приблизительно в то же время Идриси описывает Синну как город "на границе страны Софалы". Мы можем с полным основанием считать, что столицей южных народов зиндж во времена Масуди был город, лежавший у нижних порогов реки Замбези.
Когда была возведена эта столица? У Масуди об этом ничего не сказано, но он явно подразумевает, что она возникла задолго до его времени. Он начинает описание Восточной Африки со старинной легенды, повествующей о том, что сыновья Куша - сына Канана, "которые повернули направо между востоком и западом" и заселили восточные и юго-восточные африканские земли, были "нубийцами, и биджа, и зинджами". Но он добавляет при этом, что "только зинджи" преуспели в походе на юг, "за верхние пороги Нила".
Построив столицу, говорит Масуди, "они избрали царя, которого назвали ваклими. Это имя они дают всем царям с незапамятных времен. Ваклими главенствует над всеми другими царями зинджей и имеет в своем распоряжении три сотни тысяч всадников". Эта цифра, конечно, вымышленная: уже в следующей фразе Масуди сообщает, что "зинджи используют буйволов как тягловый скот, ибо у них нет ни лошадей, ни мулов, ни верблюдов, и они даже не знают о существовании этих животных". В стране зинджей никогда не выпадает снег. Только тремя столетиями позже Абу-ль-Фида первым из арабов упомянул о снегах Килиманджаро; впрочем, он тут же осторожно добавил, что сам в это не верит. Отсутствие у Масуди упоминания о снеге само по себе уже достаточно убедительно доказывает, что в Х веке арабам почти не были известны внутренние области Африки.
Народы зиндж искусно обрабатывали металлы и вели оживленную торговлю. Они охотились на слонов ради слоновой кости, но "не употребляли ее для повседневных нужд". Железо у них ценилось выше золота. Это были люди с кожей иссиня-черного цвета и "отвислыми губами". Они питались бананами, но основной их пищей было сорго и растение под названием калари, которое они выкапывали из земли, как трюфели. Они употребляли в пищу также мед и мясо; в их владениях было много "кокосовых островов" и кокосовые орехи играли важную роль в питании. Эти люди были хорошими ораторами. "Зинджи отличаются красноречием, и среди них немало ораторов. Очень часто в толпе появляется человек, который произносит речь, призывая слушателей следовать путями господа и повиноваться его приказам. Он рассказывает, что влечет за собой непослушание, и приводит при этом примеры из жизни предков и прежних царей".
Эти факты дают нам основание говорить о древнем народе или группе народов, которые ведут интенсивное сельское хозяйство, выращивая зерновые и разводя крупный рогатый скот, а также занимаются торговлей. Они умеют выплавлять металлы и обрабатывать их. Все эти сведения ясно и убедительно раскрывают перед нами историю цивилизаций древнего железного века в Восточной и Юго-Восточной Африке, открытых археологами спустя тысячу лет. Но эти сведения указывают и на нечто большее. При чтении подробного и яркого повествования Масуди напрашивается мысль, что расселение негритянских народов в южной части Африки произошло задолго до Х века. До нас доносится слабый и тем не менее вполне определенный отголосок тех знаний, с багажом которых странствовали эти народы, неся свои духовные и материальные ценности в самые отдаленные места континента. Здесь, в Юго-Восточной Африке Х, века, присутствие такого рода ценностей ощущалось так же определенно, как и во всех других частях нашей планеты. Они играли большую роль в лесном поясе Западной Африки. В XV веке португальцы столкнулись с ними в Конго. Эти древние ценности в некоторых районах Африки до сих пор оказывают формирующее влияние.
Такая преемственность культуры и ее широкое распространение благодаря миграции заслуживают особого рассмотрения, ибо в этом - ключ к пониманию всего исторического процесса в Африке. Обратите внимание, например, на удивительное сходство описания идеологии южных зинджей у Масуди с описанием народов Южного Судана у нынешних этнографов.
У зинджей Юго-Восточной Африки, сообщает Масуди, нет строгих религиозных правил, "каждый выбирает предмет поклонения по своему вкусу, будь то растение, животное или металл". Их религия, таким образом, анимистична, однако включает в себя обожествление царской особы. Ваклими - титул их царей- означает "сын великого бога". Они дают царю такой титул потому, что избирают его с наказом править на началах равенства. Как только избранник начинает проявлять наклонности тирана и отходит от путей справедливости, его убивают, а потомков его исключают из списка преемников. Утратив справедливость, говорят они, этот человек перестает быть сыном великого бога, то есть повелителем неба и земли.
Теперь обратимся к сообщению профессора Эванс-Причарда о племени шиллук, обитающем сейчас, спустя тысячелетие, в Южном Судане. Шиллуки - это одно из тех "черных племен", которые суданцы, говорящие на арабском языке, называют зинджами. В маленьких деревушках нa западном берегу Белого Нила, неподалеку от города Малакал, живет примерно 110 тысяч представителей этого племени. Они занимаются в основном скотоводством, хотя кое-где выращивают зерновые. У них имеются собственные кузнецы. Племя шиллук избирает царей и считает их божествами, ничем не отличаясь в этом отношении от племен зинджей Х века, обитавших в далекой стране Софала.
Все эти цари шиллуков, пишет Эванс-Причард, "по общему убеждению, происходят от Ньиканга, который был вождем шиллуков в те далекие, героические времена и привел племя на нынешнее место, отвоевал эту землю у тогдашних поселенцев и разделил ее между своими сторонниками. Люди шиллук верят, что Ньиканг или, я бы сказал, дух Ньиканга присутствует во всех правителях, переходя в каждого из последующих царей династии. Таким образом, Ньиканг представляет собой мифологическое перевоплощение обожествленной царской особы, которая сама по себе символизирует национальную структуру и неизменный моральный порядок... В полной мере осознать значение царя у шиллуков нам удастся только тогда, когда мы поймем, что здесь главное - не личность данного правителя, а Ньиканг, который служит посредником между человеком и богом и каким-то образом присутствует и в боге, и в царе".
Такого рода сравнения можно продолжить. Масуди пишет, что южные зинджи убивают или изгоняют своих царей, если те плохо проявляют себя. "По мнению специалистов,- пишет Эванс-Причард,- шиллуки верят, что, когда царь физически слабеет, от этого может пострадать весь народ; более того, если царь заболевает или дряхлеет, его следует убить, дабы избежать серьезного национального бедствия, например поражениями в войне, эпидемии или голода. Царя надо убить, чтобы спасти царскую власть, а с нею и все племя шиллуков". Из сказанного ясно, что в своей основе представления нынешних шиллуков и древних зинджей вполне однородны.
Зинджи Софалы, пишет Масуди в другом месте, "выбирают себе царя, дабы он правил ими на началах справедливости и равенства". Шиллуки верхнего Нила, сообщает Эванс-Причард, выбирают царя, потому что "царская власть принадлежит всему племени, а не только царской семье".
Главное здесь, конечно, не в том, что зинджи верхнегo Нила находятся в каком-то тесном родстве с южными зинджами времен средневековья. По возрасту шиллуки - племя сравнительно "молодое". Дак Фадиет - божественный царь, которого они избирали в 1945 году,- значится в царском списке под номером тридцать первым. Таким образом, Ньиканг жил, очевидно, в XVII или XVIII веке. Важно другое: расселение и рост численности африканских народов в южной части континента были единым процессом, подчинявшимся известным правилам. Этот процесс сопровождался формированием своеобразной идеологии и общественным и культурным развитием. Его жизнеспособность позволяет нам в какой-то степени узнать древнее прошлое Африки через ее настоящее.
Однако, изучая историю Африки и стараясь выявить этапы ее роста, мы должны обратить внимание на использование железа - наиболее верный показатель. Африканские народы могли бы распространяться и заселять континент и без железных орудий труда и железного оружия, но тогда этот процесс протекал бы значительно медленнее и гораздо менее успешно. Охотиться, обрабатывать землю, заниматься ремеслами, создавая изделия из дерева, кости и кожи, покорять леса и расправляться с врагами стало значительно легче, когда люди научились использовать железо. И хотя камень, кость и дерево все еще применялись в хозяйстве, железо постепенно и неуклонно вытесняло их. Как и во всех остальных частях нашей планеты, независимо от специфики местных условий, железо в Южной Африке поставило общество на новую и более прочную основу, открыв путь к появлению городов и созданиию цивилизации.
Во времена Масуди железо уже нашло широкое применение среди зинджей. К ХП веку, как мы вскоре увидим, Юго-Восточная Африка фактически вывозила большое количество железа. Но где же оно впервые было использовано в этих далеких от Куша и Ливии южных землях?
Недавно археология сказала об этом новое слово. После открытий Десмонда Кларка в районе водопадов Каламбо хронология древнего, общества Южной Африки - этого предшественника средневековых городов и государств Родезии и побережья - начинает проступать сквозь туман, принимая четкие очертания.

Открытия в Каламбо

Длительный процесс перехода Южной Африки от палеолита к неолиту, затем к железному веку еще далеко не ясен. Если мы располагаем достаточным количеством сведений о людях, добывавших пропитание охотой и рыбной ловлей, то нам ничтожно мало известно о тех, кто занимался сельским хозяйством до наступления века металла.
В Восточной Африке поздний неолит - эпоха сельскохозяйственной деятельности людей, не знакомых с металлами, - относится к периоду до 1 тысячелетия до н. э. Ранее этого периода мы, по-видимому, имеем дело с переходными культурами, когда люди делали первые робкие попытки сажать растения, употребляемые в пищу. Наиболее древние из обнаруженных слоев этих переходных культур, относящиеся примерно к 1П тысячелетию до н. э., найдены в районе Хиракс Хилл в Кении, где доктор Лики и его супруга провели в 1937 году археологические раскопки. Чета археологов обнаружила здесь неолитическую стоянку с погребением и каменными стенами. Кроме того, супруги отыскали подземные жилища, относящиеся к другой культуре. Очевидно, люди жили там примерно три тысячи лет.
Аналогичные переходы культуры, по всей видимости, существовали также на территории нынешней Родезии. В Северной Родезии люди "лесной стороны Начикуфу", по данным радиокарбоновой экспертизы, жили еще в IV тысячелетии до н. э. Эти люди, оставившие интересные рисунки на скалах, еще в то время использовали тяжелые палки для рыхления почвы, жернова, ступки, массивные скребки, каменные ножи, костяные шилья и полированные тесла. Подобно древним обитателям Хиракс Хилла, они уже начинали обогащать свой рацион. Правда, добиться этого было нелегко, и успехи жителей "лесной стороны" оказались весьма скромными, потому что из съедобных дикорастущих растений в этом районе Африки встречается только ямс. Возможно, он и стал культивироваться в те далекие времена. Кроме того, "лесные люди", бесспорно, питались овощами, и все же им было далеко до того господства над природой, которое обусловило и сопровождало великие миграции эпохи железного века.
О выплавке железа в Южной Африке в первых столетиях нашей эры еще год или два назад высказывались только предположения. Но теперь, когда ученые начали разыскивать свидетельства на таких "заброшенных" в смысле археологии территориях, как Родезия; им удалось найти несколько достаточно надежных доказательств. Так, Кларк обнаружил в Баротселенде (Северо-Западная Родезия) глиняные сосуды такого типа, которые, по общему мнению, относятся к первому периоду железного века. Это так называемые трубчатые сосуды Родезии. Радиокарбоновая экспертиза осколков окислившихся железных сплавов из того же места раскопок дает нам примерную дату существования этой стоянки - 90 г. до н. э. В 1953 году, когда Кларк начал раскопки в районе южной оконечности озера Танганьика, неподалеку от живописных водопадов реки Каламбо, низвергающихся с уступа долины Рифт, все сомнения рассеялись. Ученому удалось найти неопровержимые доказательства того, что культура железного века зародилась в этом районе более 1500 лет назад.
"Здесь, на месте старого озера, относящегося к межплювиальному периоду или к самому началу следующего за ним гамблианского периода верхней плейстоценовой эпохи, - писал Кларк о своих раскопках в Каламбо, - были обнаружены последние ачеулианские и более поздние напластования, в которых найдены остатки лагерных стоянок и три частично обуглившихся древесных ствола, сохранившиеся в глине, песке и иле". Радиокарбоновые исследования остатков деревьев, относящихся к палеолиту Центральной и Южной Африки, показывают, что эти стоянки существовали "более 36 тысяч лет назад". Но люди продолжали жить у водопадов Каламбо. Каждый слой земли содержит следы их занятий. Радиокарбоновый анализ памятников, относящихся к концу доисторической эпохи, подкрепленный другими исследованиями,- сам по себе такой анализ нельзя считать достаточно убедительным - довольно надежно определяет начало железного века. В результате исследования предметов, найденных в верхних слоях раннего железного века в Каламбо, оказалось возможным датировать его примерно 1000 годом до н. э. Нет никаких оснований предполагать здесь какие-то посторонние вкрапления, заявляет Кларк, поэтому вполне можно заключить, что начало железного века, когда люди занимались из- готовлением указанных сосудов, приходится примерно на первую половину I тысячелетия до н. э. или, может быть, на несколько более ранний период. Таким образом, картина начинает проясняться. В Южной и Центральной Африке железо стало применяться примерно в то же время, что и в лесном поясе Западной Африки, или немного позднее - в, последнем столетии дохристианской эры, а может быть и в I веке н. э. Возможно, что навыки обработки железа выработались здесь самостоятельно, но столь же возможно, что их принесли сюда переселенцы с Севера, прежде всего народы древнего Мероэ - этого "Бирмингема древней Африки". Однако, если согласиться с последним, представляется поразительной быстрота, с какой передавались и распространялись эти навыки, поскольку лишь 200 или 300 лет отделяют развитие металлургии на среднем Ниле от появления первых плавильных фурм в Северной Родезии. K Х веку н. э. народы нижнего Замбези, по данным Масуди, уже создали развитую культуру железного века. Археологические раскопки показывают, что на той же ступени развития находились и другие народы континента.
Так, зинджи и их собратья к Х веку уже испытали те социальных и экономические перевороты, которые вывели их из каменного века. Здесь, как и в Западной Африке, мы наблюдаем этот переход уже во второй половине I тысячелетия до н. э. Таким образом, изучение указанного периода играет решающую роль для понимания дальнейшего развития африканского общества.
Техническая революция в большей части Южной и Центральной Африки была тем более значительной, что обработке железа здесь не предшествовала обработка золота или меди. Во всех остальных частях света железный век следует за медным и бронзовым, в этом же краю первым металлом было железо. Вот почему можно с полным основанием говорить о государствах Южной Африки, существовавших до прихода европейцев, как о государствах "железного века". Некоторые ученые в частности профессора Гудвин и Малан, предпочитают именовать этот период "веком металла", потому что, по их мнению, золото и медь могли выплавляться и обрабатываться в небольших количествах еще до появления железа, особенно готтентотами Южной Африки, которые, однако, использовали при этом технику выплавки железа. Оба металла, так же как и олово, определенно выплавлялись наряду с железом. Кузнецам древнего Трансвааля, бесспорно, был известен секрет бронзы, и, что столь же бесспорно, кузнецы Катанги, расположенной в юго-восточном углу Конго, были знакомы с техникой "потерянной формы", известной и другим народам севера и запада Африки. В такой точке зрения есть свое рациональное зерно, и тем не менее, надо полагать, что ни один металл до железа не играл важной роли и не вызывал сколько-нибудь значительных изменений в экономической и социальной структуре общества.
Хотя эти народы широко использовали медь и золото, их техническое и военное превосходство в развивающихся обществах средневековой Южной Африки основывалось прежде всего на искусстве обработки железа. Поскольку в большинстве районов Африки имеется достаточное количество железной руды, "металлургическое производство" здесь обычно зависело - после того как стал известен сыродутный процесс выплавки железа в глиняных горнах с применением древесного угля - от спроса на металл и от наличия дерева. Ни в том, ни в другом в Африке недостатка не было. Железо получило повсеместно распространение, а вместе с ним, естественно, появились золото и медь, ибо для их выплавки требуется менее высокая температура. Существует множество письменных источников, указывающих, что эти металлы употреблялись в повседневной жизни.
Приведенные сведения основаны не только на работах Масуди и его сообщениях о торговле в Х веке. Еще более красноречиво свидетельствуют о коммерческих, а следовательно, и о социальных стимулах океанской торговли народов восточного побережья, а также народов внутренней Африки, сообщения об использовании железа и его вывозе, содержащиеся в рукописях другого арабского историка.

Основы южной цивилизации

Примерно в 1154 году аль-Идриси составил для норманского короля описание побережья Восточной Африки. В то время он жил в Сицилии. До нашего времени сохранились по меньшей мере три рукописные копии этого труда. Первая, по всей видимости, сделана в Альмерии (Южная Испания) в 1344 году; вторая обнаружена в Египте, однако на ней нет точной даты; наконец, третья, представляющая собой сокращенный вариант, была опубликована в Риме в 1592 году. Идриси писал спустя 200 лет после смерти Масуди. Судя по всему, он в большой степени полагался на слухи и сведения из вторых рук. В отличие от своего великого предшественника Идриси, видимо, не путешествовал лично вдоль африканского берега. Однако его скрупулезная точность и обилие приведенных им фактов совершенно исключительны, если учесть, что в то время мало заботились и о том, и о другом. Может быть, именно поэтому да еще благодаря любви к знаниям этот андалузский дворянин завоевал признание норманских ученых своей эпохи.
Книга его основана на фактах, ставших известными в результате бесчисленных торговых контактов с каждым районном восточных морей вплоть до Северного Китая, и, вполне очевидно, что за 200 лет, отделяющих Идриси от Масуди, торговля с Восточной Африкой через Индийский океан расширилась и стала более разнообразной. Тем сицилийцам, кто читал об этой торговле или слышал рассказы Идриси, Африка, очевидно, казалась невообразимо богатой страной, каким-то неведомым сверкающим Эльдорадо - попади туда европеец, он зажил бы совершенно иной жизнью.
Идриси в своей книге не дает никаких практических советов. Конечно, он знал о торговле золотом и слоновой костью, ибо эти товары к тому времени получили известность во всем арабском торговом мире, однако главное внимание он уделяет не им и не торговле рабами, а торговле железом. Именно большая товарная масса кричного железа придавала ей особое значение. Таким образом, направление торговли со времен странствий Масуди претерпело значительные изменения. На африканском берегу появилось больше городов и портов. Изменилась и номенклатура: основой торговли стало железо.
Этот момент заслуживает тщательного рассмотрения, ибо ничто так ясно не говорит нам об огромном значении торговли в Индийском океане для раннего развития африканского восточного побережья. Так, Малинди - "город зинджей" (высказано предположение, что он и есть город Геди, обнаруженный Киркманом в 1953 гoду) - стал уже "большим городом". Однако Масуди совсем не упоминает о Малинди, хотя, возможно, он и знал об этой мелкой торговой фактории. Зинджи из Малинди владели железными рудниками и плавили руду. Они торговали добытым железом, получая крупные барыши. На расстоянии двух дней пути к югу, сообщает Идриси, расположен маленький городок Маниса (в двух рукописях он называется Момбаса), жители которого занимаются тем же самым. Это достаточно ясное указание на то, что народы побережья уже регулярно поддерживали торговые отношения с народами внутренней Африки. Идриси заявляет, что по всей стране зинджей основными предметами обмена служат железо и тигровые шкуры (скорее всего шкуры леопардов - Б. Д,). Даже в южной стране Софала, славившейся богатыми запасами золота, купцы прежде всего стремятся приобрести железо. В двух маленьких городках Софалы, которые называются Дендема и Джентема (возможно, Квелиман и Чинди), по словам Идриси, жители целиком зависят от торговли железом, и "большое количество железных рудников находится в горах Софалы".
"Сюда приходят люди с островов Занедж" (ученые помещают эти острова то тут, то там, но, по-видимому, это Мальдивские или Лаккадивские острова, расположенные у южного побережья Индии), "чтобы купить железо и перевезти его на материк и острова Индии, где оно продается за большие деньги, ибо пользуется большим спросом и составляет предмет многочисленных торговых сделок". Ссылаясь на свидетелей, Идриси утверждает, что железо Софалы значительно лучше индийского, ибо имеется в изобилии и обладает хорошей ковкостью. "Индийцы отлично владеют искусством обработки этого металла", они изготовляют из железа Софалы лучшие в мире мечи. Ничего нет острее мечей из Индии - "это всем известно, и никто не станет это от рицать".
Так называемое индийское железо - не что иное, как знаменитая сталь wootz, которую Индия продавала во всем средневековом мире, та самая сталь, из которой дамасские оружейники ковали свои знаменитые мечи. Когда крестоносцы появились в Палестине, они столкнулись с хорошо вооруженным противником. Есть все основания предполагать, что лучшее оружие сарацинов и их железные кольчуги были изготовлены из стали, которую опытные мастера добыли в Юго-Восточной Африке, закалили в Юго-Западной Индии и выковали в Иране и Аравии.
Таким образом, Юго-Восточная Африка стала составной частью торговой сети средневекового мира. А если так, то период, сыгравший решающую роль в формировании цивилизации железного века в Восточной и Южной Африке, можно отнести к середине I тысячелетия н. э. Столь же верно то, что ко времени Идриси, то есть к середине ХП века, эта цивилизация шагнула ужё далеко вперед.
В указанный период Восточная и Юго-Восточная, Африка благодаря развитию техники обработки металла породила новые общества и новые цивилизации не только на побережье, но и во внутренних районах. Как мы увидим, это утверждение в достаточной степени под креплено данными археологии.
Эти общества и цивилизация были результатом самостоятельного развития Южной и Восточной Африки. Однако они, подобно царствам и империям древнего Судана или государствам и городам-государствам лесного пояса на юге, развивались не в вакууме. Во всех районах успехи в обработке металла, а также развитие и рост торговли с технически более передовыми районами мира были основой прогресса. Куш и Карфаген, распространяя навыки обработки железа, свою религию и идеологию, сыграли по отношению к Западной Африке ту же стимулирующую роль, какую Средиземноморье несколькими веками раньше сыграло для Западной и Северной Европы. Для Южной Африки такими стимуляторами были, возможно, Куш и Западная Африка, но, бесспорно, огромное значение для ее развития имела торговля на побережье Индийского океана.
Для Восточной и Юго-Восточной Африки Индийский океан значил столько же, сколько Сахара для Западной. Между ними нет существенного различия, разве только в первом случае средством связи служили верблюжьи караваны, а во втором - корабли. Когда мавры вторглись в Западный Судан, сходство это стало еще более полным, ибо путешествующие через Сахару начали пользоваться навигационными приборами. Некий мавританский завоеватель, по имени Аммар-паша, даже взял с собой в поход пленного французского моряка, который умел отыскивать дорогу в песках при помощи квадранта и компаса.
К ХШ и XIV векам у южных границ Сахары, в тех местах, где кончаются одни караванные пути и начинаются другие, возникли торговые центры. Там встречались купцы, погонщики верблюдов, путешественники и авантюристы, они смешивались между собой, задерживались или оседали. Среди них были арабы и берберы, негры и жители пустыни - туареги и фульбе. Возвращаясь в 1553 году на север после поездки по Западному Судану, Ибн Баттута наблюдал эти опоясывающие пустыню рынки в пору их наивысшего расцвета. Он останавливался в сложенных из красного камня жилищах горожан Такедды, восхищался их роскошью-довольством. Эти люди, писал он, "не занимаются ничем, кроме торговли, Каждый год они отправляются в Египет и привозят оттуда много прекрасных тканей и других изделий". Подобно мореходам Омана и купцам Сирафа на востоке, жители Такедды были могущественными посредниками в торговле между северной и континентальной Африкой.
Купцы на побережье Индийского океана, где торговля росла из века в век, тоже давно основали торговые центры там, где индийцы и арабы могли разгружать трюмы своих судов и наполнять их африканскими товарами. Народы, населяющие восточное побережье Африки, - эти зоркие жители приморских городов - были продуктом смешения различных расовых групп. Жители Малинди, писал Барбоша примерно в 1501 году, живут в "красивых каменных домах" с "плоскими крышами на португальский манер". Среди них встречаются "как черные, так и белые", хамиты и арабы, без сомнения, индийцы и банту. Все они "великие менялы, которые торгуют тканями, золотом, слоновой костью и жемчугом... И в это райское место каждый год приходит великое множество кораблей, груженых товарами".
Как не поразиться такому сходству! Народы Западного Судана развивались по море развития техники и идеологии железного века, а также по мере расширения торговли через Сахару. Результатом этого было появление цивилизованных государств, например Ганы, Мали, Сонгаи. И такой же процесс шел примерно в то же время в тех областях Восточной и Южной Африки, где население вступило в железный век и стало развивать культуру и заморскую торговлю. Эти народы создали свои государства - Ваклими и Мономотапа. Они заселили Сену, Зимбабве, Мапунгубве и другие места.
Таким образом, история Восточной и Южной Африки тесно связана с ростом торговли через Индийский океан. На развитие этих районов оказали влияние Аравия, Индия и Китай. В свою очередь, приморские города Малинди, Момбаса, Килва, Софала и добрая полусотня других наряду с поселенцами Азании, африканскими рудокопами и империей Мономотапа внесли свой вклад в историю Аравии, Индии и Китая, и мы можем говорить об этом с полной уверенностью, хотя размеры и роль вклада до сих пop еще не определены.

 

 

Вернуться на главную