При поддержке РГНФ (проект № 3 06-02-0321 5е)
ЛЬВОВА Э.С.
НОВЫЙ ГОД В СЕНТЯБРЕ?
Сентябрь 2006 года. Мы, члены русской историко-социологической экспедиции
в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. Город встречает нас яркими плакатами,
везде продаются красочные открытки, через улицы перекинуты плакаты-растяжки.
На всех них – надписи «Поздравляем с Новым 1999 годом!». В этой стране
он начинается 11 сентября (1 числа месяца мэскарема по местному календарю).
А в туристических агентствах висят приглашения –«Посетите страну, где
тринадцать месяцев солнце!».
Эти странности, с точки зрения европейца, связаны с особым летоисчислением,
которое принято в Эфиопии наряду с общепринятым григорианским календарем.В
газетах, например, указывается дата выпуска сразу по двум системам календаря
– 12 сентября 2006 года и 2 мэскарема 1999 года.
Кроме того, и для времени суток есть свое исчисление. День начинается
с шести часов, с восхода солнца, и тогда же начинается отсчет дневного
времени. Давно уже эфиопы пользуются и привычным нам способом определения
дневного времени , в государственных учреждениях, университете часы считали,
начиная с 0 часов. Старое правило сохранялось главным образом в храмах,
где часы показывали время церковных служб. Это встречается и в других
странах Африки. Например, в Танзании, если служба ведется на английском
языке, указывается 9 часов утра; если же на суахили – 3 часа. Сейчас этот
способ исчисления дневного времени получает большее распространение. Часы,
настроенные на него, можно встретить и в небольшой лавчонке, и в крупном
магазине, и в университете или ином учреждении, и в библиотеке. Не удивляешься,
если видишь в расписании, что начало занятий в 3.30, и что встречу коллега
назначает в 4 утра.
И время в течение суток, и местное летоисчисление насчитывают многовековую
историю. Эфиопская традиция знала несколько видов его. Существующий ныне
местный календарь был заимствован эфиопской церковью (а эта страна приняла
христианство в 4 веке н.э.) у коптской, а та пользовалась египетским календарем,
возникшим еще в У-1У тысячелетиях до н.э. Он состоит из двенадцати месяцев
по 30 дней и еще одного из 4дней. При Птолемее Эвергете к последнему стали
один раз в четыре года прибавлять еще один день. В средневековой Эфиопии
использовали и другие системы летоисчисления. Конечно, как и все народы
того периода, эфиопы считали годы по правлениям (например, хроники писали
о событиях 1597 года: «…на 34-ый год царствования, решил Сарца Денгель
идти походом на Сымен»). Кроме того, существовали календари от сотворения
мира (за 5 500 лет до рождения Христа); с начала «эры мучеников» (с 284
года , времени правления Диоклетиана, римского императора и яростного
гонителя ранних христиан); от рождества, полагая, что в 284 году прошло
532 года от этого события. Был еще способ подсчета времени по евангелистам,
когда каждому из них (Марку, Луке, Иоанну, Матфею) посвящался один год.
К нашему времени сохранился только один календарь, заимствованный еще
в первые годы христианизации у коптов. Он «отстает» от современного на
7 лет, 8 месяцев и 11 дней. Именно поэтому 11 сентября 2006 года для эфиопов
– первый день нового 1999 года.
А еще через 2 недели после Нового года вся страна отмечает еще один праздник.
Официально это церковное торжество – Крестовоздвижение, которое отмечают
все христиане мира. На деле же это – слившийся с ним традиционный праздник
плодородия, отмечающий конец дождливого сезона («зимы») и начало сухого
(«лета»), но прежде всего – начало нового сельскохозяйственного сезона.
Он известен как «Мэскэль» - так называются желтые цветы, напоминающие
наши ромашки, расцветающие к этому времени.
В праздновании того и другого есть и общие, и особенные черты. Накануне
улицы Аддис-Абебы наполняются блеянием многочисленных стад овец; временные
рынки, где их продают, занимают перекрестки улиц по всему городу. Будут
приготовлены праздничные блюда – тыбс, кефлю, уот и другие. Бедняки, для
которых недоступна баранина, покупают кур; иногда несколько семей вместе
разделывают одного барана. Почти все годовое потребление мяса горожанами
приходится на подобные праздничные дни. Раскупаются на уличных рынках
дрова и уголь – праздничную ынджеру и кофе для вечерней церемонии готовят
только на древесном угле.
Окрестные крестьяне везут в город длинные вязанки лимонной травы (инкукаташ)
и пучки желтых ромашек. Их быстро расхватывают принаряженные горожане.
Дома, в кафе, магазинчиках, любой лавчонке полы устилаются этой травой
, в которую вкраплены желтые цветы. Букеты стоят в витринах и на прилавках.
Даже нищие, сидящие на тротуарах, украшают травой и цветами свои циновки.
Отовсюду слышны жизнерадостные песни, передающиеся по радио и телевидению
или записанные на кассеты. Они не замолкнут в течение нескольких дней.
Театры (а в Аддис-Абебе 9 театров) в эти недели не ставят драматических
спектаклей, а отдают свои для праздничных концертов. Перед Новым годом
к гражданам страны с поздравлениями обращаются руководители четырех основных
религиозных направлений: Патриарх эфиопской монофиситской церкви; Глава
католической церкви в Эфиопии; Главный наставник лютеранской евангелической
церкви «Мекане Иисус»; шейх, представляющий мусульманскую общину. Передачи
идут на трех основных языках Эфиопии: амаринья, ороминья и тигринья.
Накануне, во время самого праздничного дня, иногда и после него группы
детишек или нарядной молодежи с барабанчикам и дудочками , приплясывая,
заходят в дома или подбегают к прохожим, распевая: «Инкукаташ, инкукаташ,
аддис амэт мэтташ» (Лимонная трава, лимонная трава, пришел новый год –
мээскэль расцвел, новый год пришел). За это они ожидают подношений (денежных
или в виде ынджеры, печения, конфет либо другой еды), совсем как во время
колядок в нашей стране. Новый год – семейный праздник. Его встречают дома.
Мэскэль , пожалуй, более торжественный праздник. Конечно, во всех храмах
проходят особые службы. Но когда-то (а в маленьких деревнях по окраинам
страны и сейчас остается таковым) это был языческий праздник проводов
старого сельскохозяйственного сезона и начала нового ( подробнее см. Львова
Э.С. Традиционные верования у народов современной Эфиопии // Вестник МГУ,
сер 13, 1994, № 4 ). В центре деревни сооружался костер-пирамида «демера»
из ветвей деревьев, колосьев зерновых, трав и цветов. Вокруг него устраивались
пляски с песнями, благодарившими за хороший сезон и с просьбами благополучного
года, богатого приплода и урожая. Кульминация праздника –поджигание костра,
а затем перепрыгивания молодых людей через него. Как тут не вспомнить
нашу Масленицу!
В городах продают специально заготовленные связки ветвей, из которых и
складываются костры-конусы. Их ставят перед своим домом или несколько
домовладельцев на небольшой площадке внутри квартала – кебеле; украшают
зеленью, цветами, а иногда обвивают лентами цветов национального флага
– желтыми, красными, зелеными. С наступлением темноты их поджигают, и
начинается веселье с танцами и песнями.
Самый большой и высокий костер устраивается в центре Аддис-Абебы, на площади,
которая до 1974 года (антифеодальной революции) носила название Мэскэль,
затем до 1991 года (падения авторитарного режима Мынгисту Хайле Марьяма)
– Революции, и тепрь ей вернули прежнее название. Это торжественное действие,
когда-то сам император поджигал «демера». Сейчас это делают абуна (патриарх)
и президент страны. А вначале они произносят небольшие речи, поздравляя
всех собравшихся и желая удачного года. На трибунах собирается не одна
тысяча людей. Среди них – туристы (пока еще не очень многочисленные),
почетные гости, дипломаты, работники всеафриканских организаций, имеющих
штаб-квартиру в Аддис-Абебе (как, например, Африканский союз). При свете
пылающего костра идут торжественные шествия, выступают самые знаменитые
певцы и танцевальные коллективы.
Хотя, как и Новый год, это государственный, всенародный праздник и нерабочий
день, все же не забывается и его церковная составляющая. И приветствия
по поводу Мескеля глава мусульманской общины официально не произносит,
несмотря на то, что и мусульмане принимают участие в уличных празднествах.
Телевизионные программы рассказывают, как проходит Мэскэль в разных районах
страны, какие праздничные блюда готовят разные народы Эфиопии. В праздничных
программах выступают популярные артисты, азмари – народные барды-сказители
и музыканты. Не обходится Мэскэль и без кофейной церемонии, которая когда-то
была частью обрядовых действий культа плодородия (Наш журнал уже рассказывал
об этом в 1994 году – см. Львова Э.С. Чашка кофе, № 4).
В Эфиопии сейчас непростая политическая и экономическая ситуация. Страна
очень пострадала от наводнений, вызванных затяжными дождями; экономическое
положение в этой полиэтнической и поликонфессиональной стране довольно
сложное (ВНП составляет на человека); многие партии не одобряют деятельности
правительства. Поэтому во всех официальных обращениях к народу и во всех
телевизионных и радиопрограммах проводится одна мысль – о необходимости
забыть политические споры, различные распри, объединиться всем обществом
для разрешения экономических и политических трудности.
Сдано в журнал «Азия и Африка сегодня» 8.11.06
ЛЬВОВА Элеонора Сергеевна – д.и.н.,
профессор кафедры африканистики ИСАА МГУ
ВВЕРХ
|