Российская экспедиция в Эфиопию



При поддержке РГНФ (проект № 3 06-02-0321 5е)

ЛЬВОВА Э.С.

НОВЫЙ ГОД В СЕНТЯБРЕ?

Сентябрь 2006 года. Мы, члены русской историко-социологической экспедиции в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. Город встречает нас яркими плакатами, везде продаются красочные открытки, через улицы перекинуты плакаты-растяжки. На всех них – надписи «Поздравляем с Новым 1999 годом!». В этой стране он начинается 11 сентября (1 числа месяца мэскарема по местному календарю). А в туристических агентствах висят приглашения –«Посетите страну, где тринадцать месяцев солнце!».

Эти странности, с точки зрения европейца, связаны с особым летоисчислением, которое принято в Эфиопии наряду с общепринятым григорианским календарем.В газетах, например, указывается дата выпуска сразу по двум системам календаря – 12 сентября 2006 года и 2 мэскарема 1999 года.

Кроме того, и для времени суток есть свое исчисление. День начинается с шести часов, с восхода солнца, и тогда же начинается отсчет дневного времени. Давно уже эфиопы пользуются и привычным нам способом определения дневного времени , в государственных учреждениях, университете часы считали, начиная с 0 часов. Старое правило сохранялось главным образом в храмах, где часы показывали время церковных служб. Это встречается и в других странах Африки. Например, в Танзании, если служба ведется на английском языке, указывается 9 часов утра; если же на суахили – 3 часа. Сейчас этот способ исчисления дневного времени получает большее распространение. Часы, настроенные на него, можно встретить и в небольшой лавчонке, и в крупном магазине, и в университете или ином учреждении, и в библиотеке. Не удивляешься, если видишь в расписании, что начало занятий в 3.30, и что встречу коллега назначает в 4 утра.

И время в течение суток, и местное летоисчисление насчитывают многовековую историю. Эфиопская традиция знала несколько видов его. Существующий ныне местный календарь был заимствован эфиопской церковью (а эта страна приняла христианство в 4 веке н.э.) у коптской, а та пользовалась египетским календарем, возникшим еще в У-1У тысячелетиях до н.э. Он состоит из двенадцати месяцев по 30 дней и еще одного из 4дней. При Птолемее Эвергете к последнему стали один раз в четыре года прибавлять еще один день. В средневековой Эфиопии использовали и другие системы летоисчисления. Конечно, как и все народы того периода, эфиопы считали годы по правлениям (например, хроники писали о событиях 1597 года: «…на 34-ый год царствования, решил Сарца Денгель идти походом на Сымен»). Кроме того, существовали календари от сотворения мира (за 5 500 лет до рождения Христа); с начала «эры мучеников» (с 284 года , времени правления Диоклетиана, римского императора и яростного гонителя ранних христиан); от рождества, полагая, что в 284 году прошло 532 года от этого события. Был еще способ подсчета времени по евангелистам, когда каждому из них (Марку, Луке, Иоанну, Матфею) посвящался один год.

К нашему времени сохранился только один календарь, заимствованный еще в первые годы христианизации у коптов. Он «отстает» от современного на 7 лет, 8 месяцев и 11 дней. Именно поэтому 11 сентября 2006 года для эфиопов – первый день нового 1999 года.
А еще через 2 недели после Нового года вся страна отмечает еще один праздник. Официально это церковное торжество – Крестовоздвижение, которое отмечают все христиане мира. На деле же это – слившийся с ним традиционный праздник плодородия, отмечающий конец дождливого сезона («зимы») и начало сухого («лета»), но прежде всего – начало нового сельскохозяйственного сезона. Он известен как «Мэскэль» - так называются желтые цветы, напоминающие наши ромашки, расцветающие к этому времени.

В праздновании того и другого есть и общие, и особенные черты. Накануне улицы Аддис-Абебы наполняются блеянием многочисленных стад овец; временные рынки, где их продают, занимают перекрестки улиц по всему городу. Будут приготовлены праздничные блюда – тыбс, кефлю, уот и другие. Бедняки, для которых недоступна баранина, покупают кур; иногда несколько семей вместе разделывают одного барана. Почти все годовое потребление мяса горожанами приходится на подобные праздничные дни. Раскупаются на уличных рынках дрова и уголь – праздничную ынджеру и кофе для вечерней церемонии готовят только на древесном угле.

Окрестные крестьяне везут в город длинные вязанки лимонной травы (инкукаташ) и пучки желтых ромашек. Их быстро расхватывают принаряженные горожане. Дома, в кафе, магазинчиках, любой лавчонке полы устилаются этой травой , в которую вкраплены желтые цветы. Букеты стоят в витринах и на прилавках. Даже нищие, сидящие на тротуарах, украшают травой и цветами свои циновки.

Отовсюду слышны жизнерадостные песни, передающиеся по радио и телевидению или записанные на кассеты. Они не замолкнут в течение нескольких дней. Театры (а в Аддис-Абебе 9 театров) в эти недели не ставят драматических спектаклей, а отдают свои для праздничных концертов. Перед Новым годом к гражданам страны с поздравлениями обращаются руководители четырех основных религиозных направлений: Патриарх эфиопской монофиситской церкви; Глава католической церкви в Эфиопии; Главный наставник лютеранской евангелической церкви «Мекане Иисус»; шейх, представляющий мусульманскую общину. Передачи идут на трех основных языках Эфиопии: амаринья, ороминья и тигринья.

Накануне, во время самого праздничного дня, иногда и после него группы детишек или нарядной молодежи с барабанчикам и дудочками , приплясывая, заходят в дома или подбегают к прохожим, распевая: «Инкукаташ, инкукаташ, аддис амэт мэтташ» (Лимонная трава, лимонная трава, пришел новый год – мээскэль расцвел, новый год пришел). За это они ожидают подношений (денежных или в виде ынджеры, печения, конфет либо другой еды), совсем как во время колядок в нашей стране. Новый год – семейный праздник. Его встречают дома.

Мэскэль , пожалуй, более торжественный праздник. Конечно, во всех храмах проходят особые службы. Но когда-то (а в маленьких деревнях по окраинам страны и сейчас остается таковым) это был языческий праздник проводов старого сельскохозяйственного сезона и начала нового ( подробнее см. Львова Э.С. Традиционные верования у народов современной Эфиопии // Вестник МГУ, сер 13, 1994, № 4 ). В центре деревни сооружался костер-пирамида «демера» из ветвей деревьев, колосьев зерновых, трав и цветов. Вокруг него устраивались пляски с песнями, благодарившими за хороший сезон и с просьбами благополучного года, богатого приплода и урожая. Кульминация праздника –поджигание костра, а затем перепрыгивания молодых людей через него. Как тут не вспомнить нашу Масленицу!
В городах продают специально заготовленные связки ветвей, из которых и складываются костры-конусы. Их ставят перед своим домом или несколько домовладельцев на небольшой площадке внутри квартала – кебеле; украшают зеленью, цветами, а иногда обвивают лентами цветов национального флага – желтыми, красными, зелеными. С наступлением темноты их поджигают, и начинается веселье с танцами и песнями.

Самый большой и высокий костер устраивается в центре Аддис-Абебы, на площади, которая до 1974 года (антифеодальной революции) носила название Мэскэль, затем до 1991 года (падения авторитарного режима Мынгисту Хайле Марьяма) – Революции, и тепрь ей вернули прежнее название. Это торжественное действие, когда-то сам император поджигал «демера». Сейчас это делают абуна (патриарх) и президент страны. А вначале они произносят небольшие речи, поздравляя всех собравшихся и желая удачного года. На трибунах собирается не одна тысяча людей. Среди них – туристы (пока еще не очень многочисленные), почетные гости, дипломаты, работники всеафриканских организаций, имеющих штаб-квартиру в Аддис-Абебе (как, например, Африканский союз). При свете пылающего костра идут торжественные шествия, выступают самые знаменитые певцы и танцевальные коллективы.

Хотя, как и Новый год, это государственный, всенародный праздник и нерабочий день, все же не забывается и его церковная составляющая. И приветствия по поводу Мескеля глава мусульманской общины официально не произносит, несмотря на то, что и мусульмане принимают участие в уличных празднествах.

Телевизионные программы рассказывают, как проходит Мэскэль в разных районах страны, какие праздничные блюда готовят разные народы Эфиопии. В праздничных программах выступают популярные артисты, азмари – народные барды-сказители и музыканты. Не обходится Мэскэль и без кофейной церемонии, которая когда-то была частью обрядовых действий культа плодородия (Наш журнал уже рассказывал об этом в 1994 году – см. Львова Э.С. Чашка кофе, № 4).
В Эфиопии сейчас непростая политическая и экономическая ситуация. Страна очень пострадала от наводнений, вызванных затяжными дождями; экономическое положение в этой полиэтнической и поликонфессиональной стране довольно сложное (ВНП составляет на человека); многие партии не одобряют деятельности правительства. Поэтому во всех официальных обращениях к народу и во всех телевизионных и радиопрограммах проводится одна мысль – о необходимости забыть политические споры, различные распри, объединиться всем обществом для разрешения экономических и политических трудности.

Сдано в журнал «Азия и Африка сегодня» 8.11.06


ЛЬВОВА Элеонора Сергеевна – д.и.н.,
профессор кафедры африканистики ИСАА МГУ

ВВЕРХ

на главную Africana.ru