Торговые отношения России с африканскими странами в конце ХХ - начале ХХI века

 

Прежде чем приступить к основной теме доклада, хотелось бы поделиться некоторыми предварительными соображениями по поводу того, какие причины побудили сделать доклад.
Во-первых, как это ни прискорбно говорить, но в отечественной литературе последнего периода практически нет публикаций, в той или иной мере раскрывающих состояние российско-африканских торгово-экономических отношений. Этот аспект как бы выпал и из официальных экономических программ, определяющих контуры нашего поведения в мировой экономике.
Поэтому считаю целесообразным поделиться некоторыми соображениями, возникшими в результате исследования российско-африканских торгово-экономических отношений за период 1995-2002 гг. Нами избран этот период по двум причинам: во-первых, по тому, что 1995 г. как бы явился отправной точкой в относительно динамичном развитии экономических отношений с африканскими странами после хаоса, обусловленного распадом СССР; во-вторых, именно такой относительно длительный период является более репрезентативным, позволяющим выявить общие тенденции и избежать ошибок, как правило, возникающих при анализе отношений за более короткий период.
Вторая причина. За прошедший период нами были проведены несколько "круглых столов" и обсуждение проблемы на Ученых Советах. Они, как мне кажется, дали определенные результаты: о некоторых наших идеях, высказанных в ходе этих мероприятий, можно услышать положительные отклики со стороны как практических работников ВЭД, так и МИДа.
В-третьих, в экономических отношениях с африканскими странами в течение всего рассматриваемого периода просматривается устойчивая динамика. Это вселяет надежду на возможность активизации экономических отношений с африканскими странами при определенных условиях, и об этом следует заявить: какие это условия и проблемы, имеющие принципиально важный характер.
В-четвертых, в мае этого года в ЕС вступили 10 стран (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония), в результате чего российские компании могут потерять сотни миллионов долларов из-за повышения ставок таможенных тарифов на промышленную продукцию, в частности прокат черных металлов, которые могли бы найти сбыт в Африке. Африканский континент с его быстрорастущим населением представляет перспективный рынок сбыта низкокачественной, но все же промышленной продукции, и об этом, видимо, нелишне еще раз напомнить.
Ну и, наконец, об амбициях России на роль крупной мировой державы. В состоянии ли Россия сохранить этот имидж в глазах африканцев, если она будет продолжать нынешний курс в отношении Африки? Коснемся только одного вопроса - численности населения, об экономике скажем позже. Ныне Россия по этому показателю находится на шестом месте в мире и пока превышает численность населения любой африканской страны. Подчеркиваю, пока! Но уже через десяток лет ее обгонит Нигерия, а в последующие два-три десятка лет это сделают Эфиопия и ДРК. Россия выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира; если она не изменит своего отношения к экономическим возможностям Африки, то ей все труднее будет играть роль державы, с которой бы считались в Африке, и вписываться в хозяйственную жизнь этого континента.
По большому счету, высшее руководство страны, в отличие от США и Великобритании, заменяет конструктивный диалог с африканскими партнерами дежурными заявлениями о верности и преданности ничего не значащим расплывчатым идеалам. Инициативы по изменению ситуации уплывают буквально из-под нашего носа. Достаточно сказать, что премьер-министр Великобритании Тони Блэр в феврале с.г. принял решение создать международную комиссию с участием Всемирного банка, ООН и ученых, которая бы предложила варианты решения проблем Африканского континента, исходя из нового представления о прошлом, настоящем и в будущем Африки. По словам Тони Блэра, Африка станет приоритетной проблемой для США и Великобритании. И нам не учитывать данное обстоятельство нельзя, особенно, когда речь идет о роли России в восьмерке при решении африканских проблем.

Статистическое открытие Африки

После распада СССР актуальность проблемы российско-африканских экономических отношений оказалась задвинутой в самый дальний угол российской внешней политики. Это место они, практически, занимают до сих пор, поскольку считается, что африканский рынок не имеет важного значения для российской экономики.
Так ли это?
Попытаемся разобраться в существе проблемы с учетом анализа некоторых нюансов, которые прежде не учитывались или не вовлекались в научный оборот.
Итак, какова цена вопроса?
Или какое место занимает Африка во внешнеэкономических связях России? Если говорить об абсолютных величинах, то удельный вес Африки во внешнеторговом обороте России, включая страны СНГ, невелик. Он составлял примерно 1,2% в 2002 г, а со странами дальнего зарубежья в целом - 1,5%, причем в экспорте значительно больше.
Если же учесть, что основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляют энергоносители (66% в 2002.г.), то при исключении этой статьи из товарооборота с ними и поставок российской нефти и нефтепродуктов в Африку, то значение африканского рынка для России, по нашей оценке, возрастет не менее чем в 4 раза. В 2002 г., например, удельный вес Африки в российском экспорте в страны дальнего зарубежья при таком подходе, по нашим подсчетам, равнялся 5,8%. С одной стороны, значение России как торгового партнера для Африки в цифровом выражении составляет менее одного процента.

Динамика российско-африканской торговли за 1995-2002 гг. (млн.долл. США)

1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
1-ое полугодие 2003
экспорт
718,5
767,9
762,1
1000,3
1115,5
1208,4
1122,5
1418,0
572,3
импорт
262,0
326,3
335,5
407,7
464,3
376,3
424,9
509,3
403,5
сальдо
456,5
441,6
426,6
512,6
651,2
832,1
697,6
908,7
168,8

Составлено по данным Таможенной статистики России

 

Как выглядит динамика российско-африканской торговли на фоне российской внешней торговли в целом?
При сопоставлении динамики российско-африканской торговли с общероссийской внешнеторговой динамикой за 1995-2002 гг. получим следующие данные: экспорт в Африку в 2002 г. по сравнению с 1995 г. увеличился на 97,4%, в то время как общий экспорт России только на 28,9%. Среднегодовые темпы прироста экспорта за рассматриваемый период в Африку составили 8,8%, при общих показателях прироста экспорта в 3,2%. Эти цифры красноречиво говорят, что Африка представляет собой один из рынков, где российский бизнес в состоянии успешно наращивать продвижение своей продукции.
Общий объем импорта России в 2002 г. по сравнению с 1995 снизился на 9,3%, а из Африки увеличился на 94,3%, среднегодовые темпы прироста импорта России за весь период из Африки равнялись 8,7%, а всего импорта выражались отрицательной величиной 0,1%.
Эти тенденции свидетельствуют о том, что развитие российско-африканских экономических отношений на фоне общей динамики внешней торговли России за рассматриваемый период было более успешным, несмотря на целый ряд осложняющих факторов.
При анализе соотношения экспорта и импорта в общем товарообороте и торговле с Африкой прослеживаются примерно одинаковые тенденции: 1,8 в первом случае и 1,9 - во втором. Что это значит?
Во-первых, это значит, что за счет экспорта наша страна зарабатывала валюту не только в Европе и Азии, но и в Африке - примерно 1 млрд. долл. в 2002 г. Причем в Африке на единицу экспорта даже несколько больше. Кроме того, устойчивая тенденция, характеризующаяся превышением российского экспорта над импортом из Африки, которая сохраняется на протяжении многих лет, свидетельствует о заинтересованности африканских потребителей в продукции российских производителей и не только сырьевой, как на Западе.
Во-вторых, Россия закупала в Африке относительно больше нужных ей товаров, чем в целом она тратила на импорт из других регионов.
В-третьих, если импорт из промышленно развитых государств в значительной степени действовал как агрессивный фактор, блокирующий развитие отечественного промышленного и аграрного производства, то закупки сырья и продукции тропического и субтропического земледелия в Африке фактически восполняли дефицит, который не мог быть удовлетворен за счет внутреннего производства.
Таким образом, можно заключить, что значение Африки как торгово-экономического партнера в действительности гораздо больше, чем это принято считать, и недооценка важности развития экономических отношений со странами континента на официальном уровне не способствует дальнейшему развитию наметившейся тенденции по углублению взаимовыгодного торгового взаимодействия с африканскими партнерами, которые надеются, как отмечают лидеры ряда африканских государств, на возвращение российских компаний в Африку для деятельности в различных областях, в том числе в нефтегазовой промышленности, гидроэнергетике, электроэнергетике, железнодорожной сфере, строительстве и в области новых технологий.
2. Кто они, ведущие торговые партнеры России в Африке? Анализ географического распределения торгово-экономического взаимодействия с африканскими странами в пореформенный период показал, что существенных различий в этом плане, по сравнению с прошлым, не произошло. Доминирующее положение в наших торгово-экономических отношениях по-прежнему занимают североафриканские государства. На них приходится 59,5% общего объема российско-африканского товарооборота, причем в экспорте - 72,6%, а в импорте - 25,3%.
Наиболее крупным импортером российских товаров в данном регионе является Египет. На него приходится более 59% наших поставок в страны Северной Африки. На втором месте по объему закупок российской продукции находится Алжир, его доля составляет 20%. Остальные страны региона - Ливия, Марокко и Тунис - пока меньше всего отдают свои предпочтения закупкам российской продукции.
Характерной чертой внешнеторгового взаимодействия России со странами Африки является крайняя несбалансированность экспорта и импорта. Российский экспорт в североафриканский регион превышает импорт в среднем в 7,5 раза, а в торговле с Египтом - более чем в 15 раз. Хорошо это или плохо?
Такое положение, с одной стороны, свидетельствует о том, что российские товары находят спрос в регионе, а с другой - о нежелании российского бизнеса вести кропотливую работу, чтобы найти свое твердое место на североафриканском рынке. Следует прямо сказать, что такое отношение российского бизнеса к ведению дел с арабскими партнерами нельзя рассматривать как нормальное. И при сохранении данной тенденции впредь было бы иллюзорным рассчитывать на укрепление и расширение торгово-экономических связей с нашими традиционными партнерами на севере континента.
Как складывалась торговля со странами Тропической Африки. Субсахарский регион представлен самой большой группой африканских государств. Из 35 государств данного региона в поле зрения российской таможенной статистики в постсоветский период попало всего четырнадцать, суммарный товарооборот с которыми составил 2533,6 млн.долл. (около 22,6% российского товарооборота с Африкой), в том числе экспорт - 1136,4 млн.долл., импорт - 1397,2 млн.долл. В отличие от торговли с североафриканскими странами внешнеторговый оборот с государствами данного региона относительно сбалансирован, причем наблюдается даже некоторое превышение российского импорта над экспортом.
Товарооборот с подавляющим большинством стран региона, регистрируемых российской таможенной статистикой, крайне мал. Основными импортерами российской продукции в данном регионе являются Нигерия, Эфиопия, Либерия и Кот-д'Ивуар. Стоимость совокупного импорта этих стран из России за рассматриваемый период составила 807,9 млн.долл. или 71% от всех закупок, сделанных всеми странами региона.
Если Нигерия, Эфиопия и Кот-д'Ивуар являются традиционными партнерами России, то несколько неожиданными оказались разовые масштабные поставки российских товаров в Либерию. Таможенная статистика не раскрывает наименований вывозимых в эту страну товаров, однако можно предположить, что это вооружение или связанные с ним материальные средства. Указом президента РФ с 22 декабря 2003 г. по 22 декабря 2004 г. введен запрет на продажу или поставку в Либерию вооружений, однако он не касается вооружений, предназначенных "для поддержки Миссии ООН в Либерии", и "несмертоносного военного имущества, предназначенного исключительно для использования в гуманитарных или защитных целях".
Одновременно введен запрет на импорт российскими компаниями всех видов круглого леса и лесоматериалов либерийского происхождения, а также всех необработанных алмазов из Либерии независимо от того, либерийского происхождения такие алмазы или нет.
Соблюдение указа президента делает впредь невозможным масштабные поставки в Либерию или импорт из этой страны.
Самыми крупными поставщиками своих товаров на российский рынок в регионе были только три страны: Кот-д'Ивуар, Гвинея и Гана. Всего они экспортировали в Россию товаров на сумму 1227,4 млн.долл., что составляет 87,8% российского импорта из стран Тропической Африки.
Главными товарами, закупаемыми Россией в Гане и Кот-д'Ивуаре, являются какао-бобы, которых последние поставили на сумму 757 млн.долл; в Гвинее - бокситы и глинозем (470,4 млн.долл.).
В целом Россия в странах Тропической Африки закупает товаров больше, чем продает. Это говорит о том, что российские экспортеры, хотя и добились определенных результатов на рынках некоторых стран, где прежде экономическое сотрудничество не получило развития, однако во взаимоотношениях с большинством стран региона наличие масштабных контактов не просматривается. Выпадение Либерии из числа относительно крупных импортеров российских товаров приведет к увеличению отрицательного сальдо в торговле со странами Тропической Африки.
Из четырнадцати стран Юга Африки (Ангола, Ботсвана, Демократическая Республика Конго, Замбия, Зимбабве, Лесото, Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Сейшелы, Танзания, ЮАР) в поле зрения российской таможенной статистики в рассматриваемый период попали только девять стран. С некоторыми из них торгово-экономические связи установлены относительно давно, а с ЮАР, если не считать проводившейся в прошлом неофициальной торговли алмазами, фактически с середины 90-х годов прошлого века.
Товарооборот России со странами региона составил 1457,4 млн.долл. (12,9% от всего. объема торговли России с Африкой), в том числе экспорт- 596,4 млн.долл., импорт - 861,0 млн.долл. Иными словами, в торговле со странами Южной Африки превышение стоимости импорта над экспортом: составило 44%.
Главным и основным торгово-экономическим партнером в регионе является ЮАР, на которую в рассматриваемый период приходилось 58,4% суммарного товарооборота со всеми странами Юга Африки, в том числе в экспорте - 37,8%, а в импорте - 72,7%.
При сравнении динамики торговли России с ЮАР и остальными странами региона в их экспорте и импорте прослеживаются противоположные тенденции.
Суммарный российский экспорт в ЮАР за рассматриваемый период составил 225,6 млн.долл., а импорт из этой страны - 626,6 млн.долл. Как мы видим, это далеко не миллиардные объемы товарооборота, на которые рассчитывали в ЮАР. Но и при этом экспорт в ЮАР был в 2,7 раза меньше, чем импорт.
Остальные страны региона закупили в России товаров на сумму 3.70,8 млн.долл. и, в свою очередь, смогли реализовать на российском рынке всего на 234,4 млн.долл., то есть в 1,5 раза меньше.
Самым крупным поставщиком своей продукции на российский рынок в группе прочих стран Южной Африки была Зимбабве. На эту страну приходилось более 69% российских закупок в данной группе. А если учесть, что основным товаром, который Россия закупает в Зимбабве, является табачный лист, то вместе с Малави, также поставляющей табачную продукцию, на обе страны приходится 84,7% российского импорта из стран южноафриканского региона, исключая ЮАР.
Подытоживая рассмотрение динамики и географического распределения внешней торговли, представляется важным сказать, что развитие торговли с африканскими странами в ряде случаев происходило по инерционному сценарию, связанному с поставками промышленных изделий и оборудования для ранее сооруженных объектов сотрудничества, и в меньшей степени - по "новостному", характерной чертой которого является, в основном, поиск новых рынков сбыта.
В первом случае, когда мы говорим об инерционном сценарии, партнеры и в какой-то степени структура экспорта и характер взаимодействия сохранились от прежних времен, принципиально изменились лишь условия получения заказов на поставку оборудования и оказания технических услуг: они стали осуществляться не на договорной, как прежде, а на конкурентной, тендерной основе. Такой характер торгово-экономического взаимодействия нашел наиболее яркое выражение в отношениях с североафриканскими странами.
В отношениях с остальными странами континента, за редким исключением, прослеживаются основные черты развития связей по "новостному" сценарию: лихорадочный поиск рынков сбыта, акцентирование внимания на простой товарообмен или только сбыт товаров, отказ от инвестиционного сотрудничества. Последнее обстоятельство стало отличительной чертой экономического взаимодействия с африканскими странами на протяжении всего постсоветского периода. Оно самым негативным образом отразилось не только на объеме, но и на структуре российского экспорта в Африку по сравнению с советским периодом. Суть этих изменений состоит в том, что удельный вес машин, оборудования, транспортных средств и изделий промышленного назначения в экспорте в африканские страны сократился примерно вдвое, хотя удельный вес этих товаров в два-три раза выше, чем в российском экспорте в целом. Правда, в поставках продукции обрабатывающей промышленности в Африку подавляющая часть по-прежнему представлена низкотехнологичными изделиями или рядовыми по технологии (прокат черных металлов, химические удобрения, бумага, картон, лесоматериалы, незначительная часть электротехнических изделий, автотранспортных средств и запасных частей).
Наиболее весомую часть экспорта российской промышленной продукции в Африку представляют прокат черных металлов и металлоконструкции. Однако главным конкурентным преимуществом отечественной черной металлургии до сих пор было не столько качество выпускаемой продукции, сколько низкие цены, привлекающие африканских импортеров.
В последние годы конкуренция со стороны других производителей черных металлов на африканском рынке заметно возросла, поэтому если не будут предприняты решительные меры по коренному улучшению отечественной производственной базы, способной выпускать более качественную продукцию, то на этом сегменте африканского рынка Россию ожидает фиаско.
В нынешних условиях во внешнеэкономических связях все большее место занимают услуги, особенно связанные с научно-техническим прогрессом, - коммуникационные, информационные, банковские, транспортные и другие. В торговле услугами России с африканскими странами преобладает один вид: туристические, причем носящие главным образом импортный характер, ведущий к утечке валюты.
Исключительно высокая доля привлекаемых международных посредников в российско-африканской торговле - предмет постоянной критики российских бизнесменов и озабоченности африканских партнеров. Действительно, постоянно опираясь на посреднические услуги западных компаний и фирм, российские бизнесмены не проявляют заинтересованности в придании торговым отношениям долгосрочного характера. Если говорить об экспорте, то их главной целью является сбыть товар; если говорить об импорте, то во главу угла они ставят цену товара, меньше всего заботясь о его качестве. В результате на российский рынок поступает далеко не такая качественная продукция, которая могла бы быть при прямых закупках. По имеющимся данным, по группе продовольственных товаров количество забракованной и сниженной по сортности продукции, поступающей в Россию из-за рубежа, составляет 20-30%.
Говоря об использовании института международных посредников, видимо, следует учитывать и наличие объективных причин: отсутствие надлежащей коммерческой информации о рынках, производителях, закупщиках, продавцах и т.д., крайне ограниченные возможности для поездок в Африку российскими самолетами (пока сохраняется одна-единственная линия Москва-Луанда), сложности по доставке грузов морским транспортом, их страхованию и т.д.

Откроет ли Россия Африку вновь?

В системе внешнеэкономических координат России в Африке, видимо, и впредь не будет уделяться приоритетное место. Небольшой удельный вес Африки во внешнеторговом обороте России порождает определенный скептицизм относительно целесообразности и важности придания большего динамизма экономическим отношениям с этим континентом как фактору, способствующему решению народнохозяйственных задач страны и повышения эффективности отечественной экономики.
Безусловно, воздействие конечных результатов российско-африканского торгово-экономического взаимодействия как катализатора роста на отечественную экономику пока мало ощутимо, хотя игнорировать его полное отсутствие также нельзя. Взять хотя бы пополнение продовольственных ресурсов страны за счет массовых закупок продукции тропического и субтропического земледелия - кофе, какао-бобов, чая, цитрусовых, бананов, фруктов и овощей. За счет импорта бокситов и других видов минерального сырья обеспечивается работа ряда предприятий металлургической промышленности, сотрудничество в золотодобывающей и алмазодобывающей промышленности оборачивается дополнительным притоком инвалютных поступлений.
Нельзя также не учитывать, что Россия по своему экономическому потенциалу и месту в мирохозяйственных связях далеко не та, что была прежде: ныне на нее приходится менее 2% мирового ВПП, а по объему внешнеторгового оборота она занимает 20-е место в мире, да и то благодаря, в основном, сырьевой составляющей экспорта. По результатам исследования Всемирного экономического форума о мировой конкурентоспособности 2003-2004 гг., Россия занимает лишь 70-е место по перспективной конкурентоспособности экономики.
Поэтому каждая, даже самая малая возможность улучшить положение России на мировом рынке, в том числе за счет расширения экономического взаимодействия с африканскими странами, где у нее, пожалуй, больше перспектив, нежели во многих других регионах, должна, на наш взгляд, рассматриваться как реальный успех на пути адаптации отечественной экономики к качественно меняющейся системе мирохозяйственных связей.
В современных условиях, когда центр тяжести в борьбе за упрочение конкурентоспособности на мировом рынке все больше перемещается в сферу НИОКР, научно-технического лидерства и использования научного потенциала, позиции России наиболее уязвимы. Поэтому, думается, что в ближайшей перспективе существенных изменений в характере и направлениях ее внешней торговли с Африкой не произойдет.
В ближнесрочной перспективе торгово-экономические отношения, на наш взгляд, будут развиваться по инерционному сценарию. Страны Северной Африки по-прежнему будут представлять основной рынок поставок промышленного оборудования и сырьевых материалов (сырая нефть, удобрения, лесоматериалы, бумага), а также источник валютных поступлений. Главным партнером в регионе останется Египет, в перспективе, возможно, возрастет роль Алжира и Ливии.
Страны Субсахарс кой Африки будут, как и прежде, являться источником получения какао-бобов (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия), бокситов (Гвинея), кофе, чая и некоторых других видов сельскохозяйственной продукции (Эфиопия, Уганда, Кения). Вероятно, возрастет экспорт промышленного оборудования в Гвинею в связи с расширением сотрудничества по освоению бокситовых месторождений, экспорт в другие страны региона существенных изменений не претерпит.
На Юге Африки российский экспорт, по всей вероятности, встретится с растущей конкуренцией ЮАР; есть основание надеяться, что активизируется сотрудничество с Анголой в энергетике и добыче алмазов; позиции ЮАР, Зимбабве и Малави как поставщиков некоторых видов сельскохозяйственной продукции и сырья, по всей вероятности, сохранятся, однако как импортеров российской промышленной продукции вряд ли возрастут.
Если говорить о среднесрочной перспективе, то расширение Евросоюза, завершение формирования американской зоны свободной торговли, азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли и инвестиций внесут существенные коррективы в правила и нормы международного перемещения товаров, услуг и капитала, которые могут нейтрализовать усилия российского бизнеса по освоению африканского рынка в постсоветский период или переориентировать его действия на другие направления. В конечном итоге обнадеживающая динамика в развитии российско-африканских экономических отношений, наблюдаемая в конце ХХ и первые годы XXI века, может исчерпать себя и иссякнуть.
В данной ситуации для сохранения экономических позиций, на Африканском континенте, а тем более для их укрепления и расширения, государство должно создать необходимые предпосылки, которые бы способствовали активизации деятельности российского бизнеса в этом
регионе земного шара.
В комплексе мер, необходимых для решения этой задачи, первостепенное место занимает важность разработки нового концептуального подхода к торгово-экономическим отношениям России с внешним миром, в том числе с отдельными регионами планеты с учетом кардинальных изменений, произошедших как в России, так и в остальном мире за прошедшие полтора десятка лет.
Исходя из этого, было бы целесообразным определить приоритетные направления торгово-экономического взаимодействия с каждым из регионов с учетом реальной заинтересованности и возможностей реализации определенных задач в ближайшей и среднесрочной перспективе.
По нашему мнению, при выработке и формировании качественно новой модели торгово-экономического взаимодействия с африканскими странами и выборе основных его направлений особое внимание следовало бы обратить на активизацию экономического и технического сотрудничества в традиционных отраслях (строительство, энергетика, металлургия, машиностроение) с упором на расширение поставок комплектного оборудования и оказание проектно-монтажных и строительных услуг;
- создание в перспективе альтернативных источников получения дефицитного для российской экономики минерального сырья на долгосрочной основе;
- определение и выбор имеющихся в России передовых наукоемких технологий, которые бы позволили отечественному бизнесу занять на африканском рынке определенные ниши, соответствующие научному потенциалу развитого государства;
- возобновление и расширение военно-технического сотрудничества на взаимовыгодной финансовой основе.
В стратегической перспективе каждому из перечисленных направлений должна отводиться роль, соответствующая решению тех или иных экономических задач в определенный период времени. Так, сотрудничество в традиционных отраслях, видимо, должно рассматриваться как форма поддержания "на плаву" отечественных предприятий и фирм до тех пор, пока не наберут силу компании, готовые предложить африканским партнерам преимущественно высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, основанную на использовании передовых биотехнологии, мирного атома, солнечной энергии, информатики и т.д. Ибо на нынешней производственной базе проблему укрепления позиций на африканском рынке в долгосрочной перспективе не решить.
Внедрению уже имеющихся в России передовых технологий могло бы способствовать более глубокое изучение потребностей африканской экономики. Например, многие страны континента являются мировыми производителями чая, кофе, табака и ряда других сельскохозяйственных культур, поставляемых на внешний рынок. Для высокотемпературной сушки этой продукции африканцы по старинке используют древесное топливо, уголь или мазут. Созданное российскими учеными высокоэффективное оборудование, работающее на использовании солнечной энергии, в состоянии полностью заменить традиционное топливо экологически чистой энергией. Помимо экологического эффекта использование этого оборудования выгодно и экономически - эксплуатация его очень проста, и все затраты быстро окупаются.
В распоряжении российских ученых имеется масса других технологических наработок, которые могли бы с успехом найти свое применение в Африке. Поэтому, думается, усиление внимания со стороны соответствующих государственных структур к использованию российского научно-технического потенциала во взаимоотношениях с африканскими странами могло бы стать той спасительной соломинкой, той палочкой-выручалочкой, благодаря которой могут появиться перспективные сферы и возможности взаимовыгодного сотрудничества и нашего конкретного участия в важной для африканских стран социально-экономической программе "Новое партнерство для развития Африки". В целях более успешного решения этой задачи, думается, было бы оправданным на правительственном уровне рассмотреть вопрос о создании специализированной компании, нацеленной на поиск ниш для экспорта в Африку разработанных в России наукоемких технологий.
Целесообразность ориентации на создание в перспективе альтернативных источников получения минерального сырья из Африки диктуется тем, что нынешние потребности России в марганце, хроме, ртути, бокситах и некоторых видов других сырьевых ресурсов почти полностью обеспечивается за счет импорта. Пока эта проблема на африканском направлении частично решается лишь за счет добычи гвинейских бокситов. Наличие высококачественных месторождений полезных ископаемых в других странах, их заинтересованность в налаживании деловых связей с Россией также может служить основой для рассмотрения и проработки вопросов по установлению взаимовыгодного сотрудничества в области добычи и импорта сырья. К некоторым странам применим оправдавший себя ангольский вариант сотрудничества по добыче алмазов.
Масштабность военно-технического сотрудничества с африканскими странами в прошлом обеспечивалась предоставлением государственных кредитов. Политика по свертыванию военно-технического сотрудничества с африканскими странами в начальный период перестройки и переход на коммерческие условия поставок военной техники и вооружений сильно ослабил позиции России на этом сегменте внешнего рынка. Поскольку по своим технико-экономическим характеристикам российская военная техника и вооружения не уступают, а в ряде случаев превосходят мировой уровень, перспективы сотрудничества с африканскими партнерами в военной области будут в значительной степени определяться их платежеспособностью, а также оперативностью зарубежных военных представительств.
Таким образом, завершая рассмотрение мер, необходимых для удержания позиций России на африканском рынке, хотелось бы подчеркнуть, что автор исходил из наличия уже имеющихся в стране, но не используемых в должной мере финансовых и экономических возможностей. Их реализация, думается, послужила бы закреплению наметившихся в конце ХХ и начале XXI века позитивных сдвигов в российско-африканских экономических отношениях.
Однако, если говорить о полномасштабном возвращении России на континент в качестве серьезного торгового партнера, предложенные выше меры должны быть дополнены усилиями по созданию соответствующей транспортной, банковской и информационной инфраструктуры, принятием законов, стимулирующих расширение торговых связей российских предпринимателей с африканскими партнерами, дополнены конкретными шагами по дальнейшему развитию и совершенствованию договорно-правовой базы, а также проявлением реальной заинтересованности в развитии отношений с Африкой на высшем уровне.

В. В. Лопатов, доктор экономических наук, Институт Африки РАН, 2004 год


Вернуться на главную