Нефть Судана

С момента получения независимости все правительства в Судане уделяли первостепенное значение вопросу разведки нефти. Исходя из того, что развитие нефтегазовой области требует значительных финансовых вливаний, с самого начала суданцы старались привлекать крупные иностранные компании, готовые пойти на долгосрочные инвестиции. В определенные периоды постколониальной эпохи некоторым суданским режимам удавалось создать климат, благоприятствующий развитию нефтяной отрасли, и привлечь для этого инокапиталы, тем не менее, до настоящего момента начать промдобычу нефти, а также ее экспорт, так никто и не смог. Это происходило как в силу неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры, так и из-за чисто внутренних проблем, как-то: отсутствие финансовых ресурсов для долевого участия в нефтяных проектах, низкая кредитоспособность Судана на мировых финансовых рынках и, наконец, продолжающаяся 30 лет гражданская война, ставящая под сомнение возвратность вложенных средств потенциальных инвесторов.
Придя к власти в 1989 г. в результате военного переворота, нынешний режим О.Башира-Х.Тураби фактически сразу сделал развитие нефтедобывающей области главным приоритетом своей экономической политики. Данное решение было продиктовано еще и тем, что новое правительство, сформированное из представителей суданского офицерства и части достаточно радикально настроенной исламской элиты Судана, с самого начала не было принято большинством стран не только европейских, но и азиатских и арабских. По этой причине режим достаточно ясно представлял, что той льготной политики в области кредитования, которой пользовались некоторые его предшественники, не будет.
На начало 1999 г. намеченные на середину года сроки запуска комплексного нефтяного проекта, включающего добычу, транспортировку, переработку и экспорт суданской нефти, выглядели достаточно реальными. Подрядные компании говорили о завершении всех основных работ к июлю-августу.
Правительство пыталось все это время маневрировать с целью поиска средств на обеспечение армии, находящейся в зоне военных действий, и поддержания в минимально дееспособном состоянии экономического сектора. Из-за отсутствия собственных свободных средств, при почти полном прекращении иностранной финансовой помощи, правительство не имело возможности в последние годы наращивать производственные мощности, что явилось причиной ставшего хроническим дефицита торгового баланса и бюджета. К этому можно добавить не решенную до сих пор проблему внешней задолженности Судана (23 млрд. долл.), обслуживание которой ежегодно увеличивает ее сумму на 500 млн.долл.
Разведка на нефть началась в Судане в конце 50-х гг., когда итальянская компания Agip Oil приступила к изыскательским работам в районах центрального и южного Красноморского побережья Судана, где через некоторое время удалось обнаружить показатели наличия нефти в двух скважинах в восточном районе Дарвара (1964-67 гг.). В начале 60-х гг. к нефтяному бизнесу в Судане подключились General Exploration of California, Continental Oil, Shell, British Petroleum, получившие лицензии на проведение нефтеразведки на территории, превышающей 10 тыс.кв.км., на востоке PC.
Закон о нефти 1972 г. и директивы по разработке нефтяных ресурсов 1973 г. значительно упростили процедуру получения разрешения на ведение работ по поиску нефти, что позволило привлечь новые компании в эту область и значительно расширить зоны разведки. В 1973-74 гг. Standard Oil of California (Chevron) получила 39 лицензий на разведочные работы на территории 28,3 тыс.кв.км. в районе Красноморского побережья и 516 тыс.кв. км. во внутренних районах страны. В середине 1979 г. Chevron объявил о положительных результатах разведки в области Абу Джабра, где при пробном бурении мощность двух скважин составила 6 тыс.б/д. Далее в 1982 г. была обнаружена нефть в Мугладском бассейне: Хеглик-1, Восточный Юнити, Кайканг-1, Яль-1. Однако в 1984 г. после гибели 3 сотрудников компании, в результате нападения повстанцев, Chevron прекратил разработку месторождений на юге, в то же время сконцентрировав основную деятельность на нефтяных полях к северу от Муглада на территории в 60 тыс.кв.км. (в том числе месторождения Абу Джабра и Шариф). В 1990 г. компания приостановила деятельность и в этих районах, а в 1992 г. продала все свои интересы частной суданской компании Concorp International. В 1991 г. часть указанных месторождений отошли румынской Rompetrol, которой так и не удалось организовать работы в этом районе.
Уход Chevron из Судана в целом связывают со значительным ухудшением политических отношений между Хартумом и Вашингтоном после прихода в 1989 г. к власти военно-исламистского режима О.Башира-Х.Тураби, хотя официально компания сослалась на отсутствие должного уровня безопасности в районах месторождений, одновременно подчеркнув бесперспективность и убыточность дальнейшей разработки нефти в Судане. В данный довод мало кто верит как в Судане, так и в других странах. По официальной информации, обнародованной несколько раньше тем же Chevron, общая сумма вложений компании в разработку месторождений составила 1,2 млрд.долл., при том, что на ближайшую перспективу планировалось потратить еще примерно столько же на строительство нефтепровода, НПЗ и другие сопутствующие проекты. Эксперты не исключают, что Chevron было предложено (за щедрое вознаграждение) уйти из Судана одной из держав Залива, которой было невыгодно появление на рынке еще одного экспортера нефти.
В целом, оценивая вклад Chevron в развитие нефтедобычи в Судане, можно достаточно уверенно сказать, что серьезные намерения этой компании по отношению к Судану подтолкнули других к участию в нефтяном бизнесе в PC. С 70-х по конец 80-х гг. лицензии на разработку нефтяных месторождений получили английские Ball и Collins, американские Oceanic Exploration, Pacific International, Texas Eastern Corporation, Union Texas Petroleum. В 1987 г. швейцарская Pan Oceanic Oil получила концессию на разработку нефтяных и газовых полей на Красноморском побережье, однако через некоторое время перепродала 49% своих активов американской USOCO, которая, в свою очередь, в 1991 г. после прекращения действия лицензии передала концессию канадской Canada's International Petroleum Corporation (IPC). IPC и по сей день продолжает работать в Судане в районе Бантью и по сути считается прикрытием для американских нефтяных компаний, работа которых в Судане на данный момент затруднена по политическим причинам.
В 1980 г. французский Total совместно с суданской госкорпорацией Public Petroleum Corporation (PPC) (10%) и швейцарской International Development Corporation IEDC (25%) получил концессию в Мугладском бассейне (блок В) на нефтяных полях, ранее оставленных Chevron. Total принадлежало 65% акций. Однако в 1985 г. IEDC продала свою долю кувейтской Kuwaiti Foreign Petroleum Exploration Company (KUFPEC). В 1981 г. консорциум получил разрешение на разработку блока С того же месторождения. В 1984 г. к Total на этом участке присоединилась американская Marathon Oil. Однако в конце 1984 г. из-за ухудшения ситуации в области безопасности в этих районах руководство компании приняло решение об отзыве рабочих с месторождений, а в 1985 г. окончательно остановило работы на своих участках.
После прихода к власти в 1989 г. нынешний режим, понимая проблематичность налаживания отношений с большинством государств, ранее финансировавших проекты в области развития суданской экономики, провозгласил политику опоры на собственные силы. Одним из основных элементов этой политики, наряду с увеличением эффективности работы с/х сектора, были развитие нефтегазового сектора и начало экспорта суданской нефти. В этой связи правительство подготовило и приняло декреты и законы о добыче нефти и инвестициях, которые должны были способствовать привлечению как суданских, так и зарубежных капиталов в эту область. Первые бюджеты, принятые нынешним режимом, содержали статьи, предусматривающие финансирование ряда проектов по добыче и переработке нефти. За первые годы после переворота было построено и введено в строй несколько НПЗ малой мощности (до 5 тыс. б/д), а в 1996 г. был запущен НПЗ в г. Эль-Обеид мощностью 25 тыс.б/д и стоимостью 13 млн.долл., построенный американской компанией Chemical по контракту с правительством Судана.
Финансово-экономическая ситуация в стране, начиная с 1990 г., стала значительно ухудшаться в основном из-за заметного снижения иностранной финансовой помощи с 800 млн.долл. в год (1988 г.) до 35-40 млн.долл. (1998 г.) и обострения военно-политической ситуации вокруг Судана, что вынуждало правительство тратить значительные средства на содержание армии. Начиная с 1991 г. хартумское руководство ищет потенциальных инвесторов, ориентируясь в основном на лояльные к режиму правительства в странах Вост. Европы, Азии и Бл. Востока. В начале 90-х гг. суданское руководство предпринимало попытки наладить сотрудничество в этой области с Румынией, Ираном, Ливией. В середине 1993 г. суданцы, наконец, подписали соглашение с пакистано-канадской компанией State Petroleum, которая получила монопольные права на ведение разработки и добычи нефти на месторождениях в Мугладском бассейне, ранее принадлежавших Chevron и Shell. В 1994 г. компанию State Petroleum приобрела канадская Arakis Energy, получив при этом ее права на ведение работ в Судане. С 1994 г. суданское правительство начало поиск иностранных партнеров для осуществления более серьезных проектов: по строительству НПЗ большой мощности и нефтепровода с месторождений до Порт-Судана с тем, чтобы начать экспорт суданской нефти.
С конца 1995 по 1997 г.г. хартумское руководство вело переговоры с российской компанией "Зарубежнефтегазстрой" (Зангас) на предмет строительства части нефтепровода с месторождения в Хеглике до НПЗ в г. Эль-Обейд (411 км.). Принимая во внимание полное отсутствие необходимых средств у суданской стороны (порядка 300 млн. долл.), руководство "Зангас" нашло финансирование, договорившись с французскими банками и разработав достаточно эффективную схему возвратности кредитов. Однако, несмотря на то, что к началу 1997 г. уже был подписан контракт, руководство министерства энергетики Судана уведомило "Зангас" о его расторжении, мотивируя это задержкой с началом работ (хотя, по-видимому, решающую роль сыграло появление конкурирующего китайского проекта сооружения целиком всей транссуданской "трубы" (1,6 тыс.км.) за 600 млн.долл., в то время как наше предложение равнялось 850 млн.
Буквально через месяц - в марте 1997 г. - был создан международный нефтяной консорциум, который взял на себя обязательства по инвестированию необходимых средств для строительства нефтепровода (Хеглик-Порт-Судан), НПЗ в Джейли и нефтяного терминала в Порт-Судане. В консорциум вошли китайская Chinese National Petroleum Corporation (CNPC), малазийская Petronas, канадская Arakis Energy, победившие на предшествовавшем созданию консорциума тендере. Американская Ocidental Petroleum также подавала заявку на участие в тендере, однако суданское руководство не приняло ее, сославшись на политические соображения. В 1998 г. акции Arakis Energy были приобретены крупной канадской нефтяной компанией Talisman Energy после того, как у руководства первой возникли серьезные проблемы с финансовым обеспечением акций вызванные проведением ряда спекулятивных биржевых операций.
Компании, вошедшие в суданский нефтяной консорциум (Greater Nile Oil Petroleum Company (GNOPC), имеют следующее долевое участие: CNPC - 40%, Petronas - 30%, State Petroleum (Talisman) - 25%, Sudapet (суданское правительство) - 5%. По оценкам Oil & Gas Journal, CNPC является 4-м в мире производителем нефти (3 млн.б/д), имеет концессии в Казахстане, Венесуэле, Перу, Иране и Ираке, Petronas - на 22-м (700 тыс.б/д) - работает на Филиппинах, в Сирии, Вьетнаме, Иране, Алжире и Туркменистане.
Зона действия концессионного соглашения, расположенная в 450 км. юго-западнее Хартума, составляет 12,2 млн. акров и состоит из 3-х основных блоков: Юнити, Хеглик и Кайканг. Разведанные запасы на этих полях составляют порядка 550-800 млн.барр. при общих запасах нефти в Мугладском бассейне, по информации Talisman, от 8,5 млрд.барр. до 12,5 млрд.барр.
Основной целью консорциума является создание единого комплекса по добыче, транспортировке, переработке и экспорту суданской нефти. Развернуто строительство стационарного нефтепровода протяженностью 1610 км. от месторождений в Хеглике до Порт-Судана, начальной мощностью 150 тыс.б/д (с увеличением через два года до 450 тыс.б/д), высокотехнологичного НПЗ в г. Джейли мощностью 50 тыс.б/д (бензин, дизтопливо, керосин, мазут), нефтяного терминала в Порт-Судане. Общая стоимость проекта превышает 2 млрд.долл., из них 638 млн.долл. приходится на строительство НПЗ, 600 млн.долл. - трубы, 300 млн.долл. - терминала, остальное - на обустройство имеющихся месторождений и разработку новых с тем, чтобы обеспечить необходимое наполнение трубы.
В качестве подрядных компаний на проекте работают: China Petroleum Engineering Construction - обустройство месторождений, строительство трубы, Technit (Аргентина) - насосные станции и нефтяной терминал в Порт-Судане; Поставщики: Weir Pumps (Шотландия) - насосные станции, Allan Power (Великобритания) - генераторы, China Petroleum (KHP) и Mannesmann Handel (Германия) - трубы (соответственно 70% и 30%).
На начало 1999 г. мощность 85 пробуренных на месторождениях скважин немногим превышала 100 тыс.б/д. Компании не форсировали разработку новых скважин, ожидая завершения строительства нефтепровода (июль-авг. 1999 г.) и НПЗ. После открытия в 1996 г. НПЗ в Эль-Обейде (на 25 тыс.б/д) суданцы, не дожидаясь завершения строительства трубопровода, попытались наладить его наполнение сырьем за счет доставки нефти с месторождений (411 км.) в авто и ж/д цистернах с тем, чтобы обеспечить минимальные собственные потребности в нефтепродуктах. Такая форма доставки, хотя и продолжает использоваться, тем не менее, является нерентабельной и наносит серьезный вред оборудованию НПЗ, так как из-за невозможности обеспечить минимально необходимые бесперебойные поставки 5 тыс.б/д нефти в день завод приходится постоянно останавливать.
В поисках временного решения этой проблемы до завершения строительства стационарного нефтепровода суданцы попытались договориться с российской компанией "Лукойл" о строительстве мобильного нефтепровода мощностью 12,5 тыс.б/д, запустить который можно было в течение 3 мес. Однако, несмотря на долгие переговоры, в реальность проект воплотить так и не удалось (по расхожей версии суданцев, из-за того, что, не начав работ по нефтепроводу, "Лукойл" стала добиваться для себя концессии).
В соответствии с консорционным соглашением, в течение 4-х лет 40% добытой нефти пойдет на погашение вложенных инвестиций компаний-участников в соответствии с их долями. Оставшиеся 60% нефти в качестве прибыли будут отходить к инвесторам (20%) и правительству (40%). Через 4 года правительство получит 80% всей добываемой консорциумом нефти, а компании будут получать оставшиеся 20%. Таким образом, в течение 4 лет консорциум должен окупить свои затраты и получить хотя бы 10-15% прибыли. Тем не менее, не все верят в данную раскладку. Учитывая не очень высокое качество суданской нефти (наличие парафинов), низкие мировые цены на нефть и достаточно высокую себестоимость суданской нефти (в среднем 3 долл. [добыча] + 6 долл. [прокачка до порта] = 9 долл.), многие эксперты задаются вопросом, как удастся реализовать добытую нефть. При 550 млн. барр. запасов и средней мощности нефтепровода 250 тыс.б/д труба сможет бесперебойно работать не более 6 лет. Консорциуму первые четыре года будет принадлежать 60% от добытой нефти, следующие 2 года - 20% (в среднем 50%). Консорциум сможет получить из всех запасов данного месторождения 225 млн. барр. Учитывая низкое качество суданской нефти и невысокие в последнее время мировые цены на нефть (15 долл. за барр.), стоимость 1 барр. на экспорт не превысит 11-12 долл. за баррель, т.е. в общей сложности консорциум сможет получить за проданную нефть 2,4-2,7 млрд.долл. Это означает, что при более чем двухмиллиардных инвестициях в течение 6 лет работы, если не будет срывов, консорциуму удастся вернуть свои деньги и получить 10-15% прибыли.
Оптимисты считают, что это вполне выгодное дело, указывая на то, что в планы руководства консорциума входит разработка новых месторождений в Мугладском бассейне, а также в районах, южнее от него, с тем, чтобы получить доступ к упомянутым выше 12,5 млрд. барр. Кроме того, речь идет и о продлении в перспективе нефтепровода на юг, запад и восток Судана, а затем и в приграничные с ним государства, по словам представителей консорциума, располагающие достаточными запасами высококачественной нефти, но не имеющие возможности ее вывоза.
В нефтяном секторе в Судане на данный момент также работает ряд других иностранных компаний. В частности, на месторождении Айдер Ил, к востоку от Хеглика, работает катарская Gulf Petroleum и малазийская Petronas. Gulf получила концессию в этом районе в 1996 г., однако из-за финансовых трудностей в 1997 г. 30% своей доли компания передала малазийцам. Главной проблемой этого месторождения является сложность транспортировки. На данный момент нефть перевозится в цистернах по суше с перегрузкой на речные баржи. Такой способ доставки крайне неэкономичен и, по словам представителей компании, до завершения строительства большой трубы они вряд ли будут наращивать объемы добычи. После того, как нефтепровод будет введен в эксплуатацию, значительно сократится расстояние доставки нефти, а впоследствии планируется строительство отдельной ветки нефтепровода до этого месторождения. В ожидании завершения основного нефтяного проекта пока находятся также IPC и Total. С 1999 г. в Судан стали наведываться, несмотря на введенное Вашингтоном в отношение PC торгово-экономическое эмбарго, американские нефтекомпании. Приняты представители американских компаний были на очень высоком для нынешнего состояния двусторонних отношений между странами уровне министра топлива и минеральных ресурсов Судана.
Успех нефтяных проектов значительно укрепит позиции режима на переговорах с сепаратистской группировкой Дж. Гаранга, а также во взаимоотношениях со странами-соседями. Лидер СНОД достаточно хорошо понимает надвигающуюся опасность и в последнее время все чаще прибегает к тактике угроз и шантажа в отношении компаний, работающих в нефтяном секторе.
В Хартуме также считают, что при успешном запуске трубопровода и подтверждении дополнительных запасов нефти в других районах в страну придут новые иностранные компании, заинтересованные в участии в суданском нефтяном бизнесе. В этом случае тот, кто будет владеть трубой, способной перебросить добытую нефть из отдаленных районов Судана в порт, станет фактически монополистом в области транспортировки нефти и сможет диктовать свои условия нефтедобывающим компаниям.
Кроме того, в случае успеха нефтяных проектов суданскому руководству удастся решить значительное количество экономических проблем.
Прежде всего, собственное нефтяное перерабатывающее производство (два НПЗ общей мощностью 65-70 тыс.б/д) позволит покрыть 95% потребностей Судана во всех видах топлива. Ежегодно это высвободит 300-400 млн.долл., которые правительство тратит на закупки нефтепродуктов за рубежом. Выработка значительного количества мазута даст возможность начать строительство относительно недорогих ТЭС. Достаточно сильная разбросанность отдельных частей проекта по Судану будет способствовать не только более своевременному обеспечению отдаленных районов Судана дешевым топливом (особенно это важно для с/х сектора, который в последние годы остро испытывает нехватку горюче-смазочных материалов), но и позитивно скажется на экономическом развитии этих районов. Наконец, будут подготовлены национальные кадры, которые впоследствии станут использоваться при строительстве и эксплуатации новых объектов этой области.
Пока еще сохраняются возможности подключения наших гос. и частных структур к нефтепроектам в Судане. До сих пор крупные мировые нефтяные компании из Европы и США не приступили к окончательному разделу суданского рынка. Более того, представители некоторых компаний, работающих в Судане, с охотой бы согласились на сотрудничество с нашими структурами, с учетом богатого опыта наших специалистов и достаточно хорошего качества российского нефтяного оборудования. Мог бы пригодиться опыт российских организаций в обустройстве новых месторождений. В 1999 г. катарская Gulf Petroleum, работающая на месторождении Айдер Ил, вела предварительные переговоры с "Воронежвнешторгом" относительно привлечения этой организации в качестве подрядчика по обустройству новых месторождений.

 

АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ

 

Иван Иванов. На границе двух миров. Принесет ли нефть мир Судану?

Олег Храбрый. Нефть. Золото. Судан

 

Новости

 

Суданская нефть имеет привкус крови

01.06.17, Mignews. Как указано в отчете, составленном британскими и канадскими экспертами, Судан при помощи Китая построил недалеко от Хартума три завода по производству оружия, которое, как заявляет суданское правительство, в дальнейшем будет использовано для борьбы с повстанцами, пытающимися взять под контроль нефтяные месторождения на юге страны.
Финансирование строительства осуществлялось за счет прибылей от торговли нефтью. "Совершенно очевидно, что прибыли, получаемые правительством Судана от продаж нефти, напрямую связаны с увеличением затрат на военные цели" – говорится в отчете.
В документе также указано, что вокруг Хартума размещено большое количество военных вертолетов, которые активно используются для атак против местного населения, проживающего в районах нефтяных месторождений. Специалисты уверены, что таким образом суданские власти пытаются вытеснить местных жителей из районов, называемых "Западный Верхний Нил".
"Атаки против местных жителей, безусловно, являются частью стратегии правительства Судана, вторичная цель которой – вытеснить коренное неарабское население из сельских районов, примыкающих к нефтяным месторождениям. Основная задача властей – расчистить столь варварским способом указанную территорию для разведки новых нефтяных месторождений" - подчеркивается в отчет британских и канадских специалистов.
Следует отметить, что на истекшей неделе палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, согласно которому акциям иностранных компаний, осуществляющих разведку нефтяных месторождений в Судане, запрещено участвовать в торгах на Нью-Йоркской Фондовой Бирже.

 

Правительство Судана сообщило о перерыве в работе нового экспортного нефтепровода на востоке cтраны
00.06.17, Ореанда. Этот нефтепровод, построенный с помощью международного консорциума, и открытый в прошлом году при участии президента Омара Аль Башира, должен приносить стране немалые поступления, перекачивая нефть из скважин южного Судана к недавно построенному порту. По сообщению ВВС, в воскресенье на нефтепроводе произошел взрыв, вызвавший пожар и повреждения, но ожидается, что перекачка нефти вскоре будет восстановлена. Представитель правительства возложил вину за взрыв на оппозиционную группу на востоке Судана. Министр информации Судана выразил сожаление в связи с тем, что взрыв произошел в момент, когда правительство пытается достичь национального примирения.