Главы из книги: Марк Антонио Брагадин "Итальянский флот во Второй Мировой войне." - М.: АСТ, 2000 (Bragadin М'А. La Marina Militare Italiana nella 2a Guerra Mondiale, 1948.)

 

"Итальянский флот во Второй Мировой
войне" (Bragadin М'А. La Marina Militare Italiana nella 2a Guerra Mondiale,
1948.) капитана 2 ранга Марка Антонио Брагадина, работавшего во время войны в
штабе Королевского Итальянского флота. Эти отрывки посвящены борьбе за
Средиземное море, Северную и Восточную Африку.

Столкновения 12 и 21 октября 1940 года

11 октября гражданский самолет, следующий в Ливию, сообщил, что видел британские линкор и авианосец в 100 милях к юго-востоку от Мальты.
Информация оказалась сюрпризом для Супермарины, которая продолжала гадать: почему разведывательные самолеты флота не видели этих кораблей? Тем не менее, чтобы защититься от нападения кораблей, которые прибыли на Мальту и ночью могут выйти на поиск, Супермарина приказала установить линию ночного патруля к востоку от острова. Для этого были выделены эсминцы "Артильере", "Авиере", "Джениере", "Камичиа Нера" и миноносцы "Айроне", "Альчионе", "Ариэль". Кроме того, к северу от Мальты патрулировали 4 торпедных катера. Еще одна флотилия эсминцев и торпедные катера были развернуты в Сицилийском проливе на случай, если британские корабли направятся на запад.
Предположения Супермарины оправдались, когда 12 октября в 1.35 "Альчионе" заметил вражеский крейсер и пошел в торпедную атаку. Миноносец выпустил 2 торпеды и начал маневрировать, чтобы атаковать с другого направления, одновременно вызывая ближайшие корабли. "Айроне", который подошел в это время, выпустил первые из своих торпед с расстояния 2000 метров. Продолжая идти на сближение, миноносец выпустил вторую пару торпед с дистанции всего 700 метров, одновременно открыв огонь из своих трех 100-мм орудий и добившись по крайней мере 7 попаданий. Британский корабль, оказавшийся крейсером "Аякс", сначала сделал опознавательный прожектором и не отвечал на огонь до четвертого залпа "Айроне". "Айроне" к этому моменту находился всего в 300 метрах от крейсера. Миноносец помучил множество попаданий 152-мм снарядами и потерял ход. После этого в дело вступил "Ариэль", который выпустил торпеды и открыл огонь из орудий, но тоже был накрыт ответным огнем. Миноносец затонул через несколько минут с большей частью экипажа. Все это произошло так стремительно, что, когда "Альчионе" завершил свой маневр и приготовился атаковать, британский крейсер уже исчез, а "Ариэль" затонул. "Альчионе" не осталось ничего другого, как снять экипаж с горящего и медленно тонущего "Айроне".
Некоторое время спустя, "Артильере", который мчался в район боя на полной скорости вместе с остальными тремя эсминцами, был замечен крейсером. (Как пишет в своих мемуарах адмирал Каннингхэм, "Аякс" имел радар. Благодаря ему, крейсер сразу обнаружил итальянские корабли.) Прежде чем эсминец сумел приблизиться на дистанцию торпедного выстрела, он был тяжело поврежден и остановился. Погибли все офицеры корабля, кроме старшего механика. "Авиере" в ходе атаки получил несколько попаданий, но выпустить торпеды тоже не сумел, так как вражеский корабль изменил курс и вышел из боя. "Камичиа Нера", который заметил крейсер, когда тот поворачивал, потерял контакт сразу после этого. Поэтому эсминец пошел на помощь "Артильере", который был весь объят пламенем. "Джениере", который находился дальше всех от места боя, прибыл, когда короткая стычка уже завершилась. Все, что ему оставалось, - сопровождать поврежденный "Авьере" обратно в порт.
Остальные вражеские корабли, которые следовали за "Аяксом", предпочли оставить все, как есть. Поэтому "Альчионе" сумел без помех спасти экипаж "Айроне". Командир "Айроне" капитан 2 ранга Альберто Банфи отказался покинуть корабль, так как там оставались раненые, которых нельзя было эвакуировать. К счастью, воздушный пузырь выбросил отважного офицера на поверхность, и он был спасен против своей воли. "Камичиа Нера" взял на буксир "Артильере" и пошел на север. Однако после 8.00 английские самолеты обрушили на эту пару серию бесконечных атак. Заметив приближающуюся вражескую эскадру в составе 2 крейсеров и 4 эсминцев, "Камичиа Нера" отдал буксир и скрылся. "Артильере" позднее был торпедирован и потоплен крейсером "Йорк".
Как только было получено известие о столкновении, Супермарина приказала 3-й дивизии крейсеров выходить в море. Соединение на полной скорости бросилось в район боя, но обнаружить противника не сумело.
Рапорты участников боя дали почву долгим размышлениям. Враг получил только несколько попаданий с "Айроне" и "Ариэля", что равнялось повреждениям, полученным одним "Авьере". Но ведь итальянцы потеряли вдобавок 1 эсминец и 2 миноносца. Мало того, это были лучшие корабли флота, которыми командовали выдающиеся офицеры. Каждый корабль, установив контакт с противником, вел себя отважно во всех отношениях, заслужив восхищение даже неприятеля.
Однако приходится отметить, что итальянцы технически отставали от англичан/, по крайней мере в том, что касалось ночных боев. Возможно, это отставание ограничивалось только наличием радара на "Аяксе". Итальянцы даже не подозревали, что англичане доработали его до такой степени, что могли использовать в бою. О существовании боеспособного радара у врага итальянцы узнали только после боя у Матапана в марте 1941 года. Поэтому исход боя с "Аяксом" считался полной случайностью, хотя и очень неприятной. (Как случайно узнал автор, это был первый случай использования радара в морском бою.)
На следующее утро Супермарина приказала флоту приготовиться к бою. Однако приказы на выход были отменены, когда стало известно, что вражеские корабли уже на полпути к Александрии и перехватить их уже невозможно. Самолеты ВВС бросились в погоню, но по ошибке они отбомбились по 3-й дивизии крейсеров, возвращающейся в базу. К счастью, попаданий не было.
Оглядываясь на происшедшее, итальянцы поняли, что флоту лучше было бы находиться в море, так как на следующее утро английское соединение было вновь замечено к западу от Крита (Когда англичане возвращались в Александрию, итальянский торпедоносец повредил крейсер "Ливерпуль", и тот едва не затонул). Но итальянцы теперь точно знали, что их корабли будут обнаружены британскими разведывательными самолетами сразу после выхода в море, и избавиться от постоянной слежки не удастся. Неприятель уже находился достаточно далеко, и поэтому имел достаточно времени, чтобы предпринять любой маневр для уклонения от нежелательной встречи. Эта ситуация повторялась много раз, когда неприятель уступал в силах. В таких случаях, если итальянский флот выходил в море, то не достигал ничего, кроме расходования ресурсов и износа машин. Попытки решить эту головоломку и вынудить врага на встречу в невыгодных для него условиях подчинили себе все усилия Супермарины. Однако, если не считать нескольких особо благоприятных стечений обстоятельств, которые нельзя было предвидеть заранее, превосходство английской воздушной разведки исключало любую встречу флотов, если англичане сами не желали принять бой. Поэтому для итальянского флота оказалось a priori невозможным дать бой, когда он этого желал и когда условия складывались благоприятно для него.
Тем временем, на далеком Красном море продолжение войны означало израсходование запасов топлива без всякой надежды пополнить их. Несмотря на это, итальянский флот не упускал возможности предпринять активные действия, если ситуация складывалась благоприятно. Именно это произошло ночью 21 октября, когда эсминцы из Массауа атаковали большой конвой, направляющийся в Суэц. 4 итальянских эсминца вступили в бой с кораблями сопровождения конвоя. На одном из эсминцев, "Нулло", отказало рулевое управление, и он потерял контакт с тремя остальными. На рассвете он был обнаружен и перехвачен тремя английскими кораблями, начался долгий бой.
После часовой перестрелки "Нулло" потерял ход, но сумел укрыться под защитой итальянской береговой батареи на острове Хармиль. Батарея обстреливала английские корабли, пока "Нулло" тонул. Итальянские артиллеристы добились попадания в эсминец "Кимберли", который пришлось отбуксировать в Порт Судан. В ходе этого боя случился эпизод, возможно, уникальный в морской истории. Командир "Нулло" капитан-лейтенант Борсини видя, что все уцелевшие спасены, отказался покидать корабль. Его ординарец матрос Чиараволо, уже находившийся в шлюпке, прыгнул обратно в море, как только понял, каким было решение командира. Верный ординарец вернулся к Борсини и погиб вместе с ним.

Эпопея "Сан Джорджио" и эвакуация Киренаики

9 декабря англичане начали свое первое наступление в Африке, и после тяжелых, упорных боев, длившихся
два месяца, итальянские войска были вынуждены отступить на край пустыни Сирт. Хотя эта кампания потребовала резкого увеличения перевозок в Ливию, флот полностью выполнил требования армии. Несмотря на увеличивающиеся трудности, с октября 1940 года по январь 1941 года в Африку было доставлено 197742 тонны грузов. Потери были минимальными: никаких в октябре и ноябре и около 7% в декабре и январе.
Быстрое окружение Бардяи и Тобрука поставило вопрос о снабжении войск, находившихся таи. Это могли сделать подводные лодки. Они прибывали в сумерках, разгружались и на рассвете выходили обратно в море. В этой работе им помогали маленькие бронированные суда из Бенгази, которые, благодаря своей незамегносги, имели некоторые шансы проскочить мимо англичан.
Используя орудия, снятые с итальянских эсминцев, потопленных в гавани Тобрука, флот создал несколько береговых батарей, укрепивших оборону Бардин. В Тобруке находился "Сан Джордхио", Этот старый броненосный крейсер стоял на якоре в порту и использовался исключительно как плавучая батарея. Хотя корабль впервые участвовал в бою еще в итало-турецкой войне в 1911 году, он оказался весьма эффективным в новой роли. Его палуба была закрыта мешками с песком, вокруг были поставлены противоторпедные сети. Экипаж корабля находился на боевых постах практически круглосуточно, "Сан Джорджио" отбил за семь месяцев огромное количество атак Королевских ВВС, использовавших буквально все имеющиеся типы самолетов. Живучесть старого крейсера была просто поразительной, и вскоре он стал легендой даже для врагов.
Когда Тобрук должен был пасть, экипаж решил вывести корабль из гавани, предпочитая погибнуть, сражаясь в море, а не уничтожать корабль на якорной стоянке. Супермарина ответила согласием, но итальянское Верховное Командование решило, что вклад "Сан Джорджио" в оборону Тобрука настолько велик, что нельзя
начинать подготовку к выходу, так как это ослабит оборону крепости. Все понимали, что уход корабля подорвет дух солдат на берегу. Поэтому "Сан Джорджио" приказали оставаться в Тобруке и оказывать поддержку войскам как можно дольше. Затем экипажу следовало затопить корабль.
Тем временем, береговые батареи тоже готовились отражать наступление с суши. Вместе с орудиями "Сан Джорджио" они оказались самым эффективным средством противодействия англичанам. Однако, днем 21 января морская база была окружена, и был потерян контакт с итальянскими сухопутными силами. На закате вражеская артиллерия, подойдя вплотную, начала обстрел "Сан Джорджио". "Чудо" подошло к концу. Ночью экипаж в полном порядке высадился на берег, на борту остались только командир и несколько специалистов, чтобы подготовить уничтожение корабля. Этой же ночью все сооружения и оборудование Тобрука были полностью уничтожены. Несколько маленьких суденышек попытались проскочить сквозь линию блокады британских судов. Большинству это удалось.
22 января в 5.00 "Сан Джорджио" встретил свой конец - он был взорван собственным экипажем. Чтобы удостовериться, что подрывные заряды сработают, офицер и торпедист пожертвовали своими жизнями. Командир корабля, капитан 2 ранга Пульезе тоже остался на борту, по был спасен, хотя и получил тяжелые ранения. В 8.30 было сломлено последнее сопротивление моряков в Тобруке, и морскую базу заняли англичане.
Неделю спустя, когда кольцо вокруг Бенгази стало плотнее, флот сумел эвакуировать весь подвижной состав и оборудование и весь свой личный состав. Все сооружения и припасы были уничтожены. Капитан порта покинул Бенгази со своим последним подразделением, когда англичане уже входили в город.
* * *
Уход из Киренаики дорого обошелся флоту. Он потерял хорошо оборудованные порты и большое количество припасов. Особенно тяжелой была потеря Тобрука, ведь эта хорошо оснащенная база строилась много лет. Кроме того, отступление из Киренаики вызвало потерю примерно 50 мелких вспомогательных судов, которые не удалось эвакуировать из-за полученных ими повреждений и по другим причинам. Эти потери оказались относительно тяжелыми и нанесли серьезный удар по ограниченным ресурсам флота. В будущем они еще дадут о себе знать - во время повторного захвата Киренаики, когда флоту понадобится восстановить потерянные запасы оборудования, техники и припасов, которые ранее имелись в Африке.
Потеря Киренаики, а особенно порта Бенгази, имела большие стратегические последствия. Обладание портами и аэродромами западной Киренаики, Греции и Мальты дало англичанам контроль над центральным Средиземноморьем и сделало проблему обеспечения путей снабжения Триполитании еще белее серьезной, чем раньше. Исход войны в Африке для обеих сторон определялся способностью снабжать свои войска там. Теперь англичане начали методически проводить операции, которые могли сделать снабжение Триполитании если не невозможным вообще, то, по крайней мере, исключительно трудным. Разумеется, основой этого плана была Мальта, куда неприятель начал перебрасывать все виды оружия, имевшегося у него. Английские подводные лодки, корабли и самолеты, имея в своем распоряжении такую мощную исходную позицию, грозно нависли над маршрутом Италия - Африка.
Усиление Мальты также представляло угрозу любым операциям итальянского флога - как в центральном Средиземноморье, так и в Сицилийском проливе. Оно также означало, что неприятель может бомбить южную Италию. Более того, оно давало прочную опору любым британским операциям как раз на полпути из Гибралтара в Александрию.
Поскольку было совершенно ясно, что итальянские ВВС недостаточно сильны, чтобы помешать переброске английских подкреплений на остров, флот потребовал использовать представившуюся возможность и попытаться оккупировать Мальту. Муссолини наконец согласился потребовать поддержки Люфтваффе, хотя и сделал это против собственного желания. Гитлер уже зимой собрал значительные силы, так как намеревался вмешаться в африканскую войну. Поэтому в конце 1940 года он послал X авиакорпус - около 400 самолетов - в Сицилию непосредственно для нейтрализации Мальты. Воздушное наступление началось 16 января 1941 года. В среднем в день совершалось от 70 до 80 вылетов - для тех времен достаточно высокая цифра. Количество вылетов не удалось удержать все время на этом уровне, так как некоторые части пришлось использовать в Ливии. Тем не менее, это воздушное наступление значительно подорвало мощь Мальты.
Перевозка Африканского корпуса - Бой у Керкенны
Британское наступление на Ливийском фронте сняло вопрос о перевозках в Африку. Зато перевозки на Греческо-Албанский фронт резко увеличились. И вдруг возникла необходимость новой крупной транспортной операции. Отступление из Аджедабии и "протесты" Грациани убедили Муссолини в том, что он должен принять германскую помощь в виде Африканского корпуса. Теперь перед итальянским флотом встала задача перевезти в Африку мощное механизированное соединение и снабжать его там.
Перевозка Африканского корпуса началась в первых числах февраля 1941 года. Ее серьезно осложнили зимние шторма и в гораздо меньшей степени - британские самолеты и подводные лодки. Александрийский флот, несмотря на истерические требования Лондона, оставался совершенно пассивным, любуясь на многочисленные войсковые конвои. В конце концов Адмиралтейство потребовало от адмирала Каннингхэма принять "решительные меры" против этих конвоев. Но тот возразил, что без значительных подкреплений кораблями и самолетами ничего не сможет сделать.
К концу марта итальянский флот завершил переброску Африканского корпуса почти без потерь. Учитывая это достижение, Берлин прислал Супермарине послание, в которой, помимо всего прочего, говорилось: "Особенно примечателен тог факт, что операция проведена с такими ничтожными потерями, несмотря на большие трудности и опасность вражеских действий. Мы убеждены, что операция была успешной благодаря использованию множества военных кораблей для сопровождения конвоев, а также мерам, предусмотренным оперативным планом, разработанным итальянским Штабом ВМФ. Эти планы оказывались неизменно верными в складывающихся ситуациях".
В таких условиях 1 апреля в Африке началось второе наступление против англичан, оно же первое совместное итало-германское, которым командовал Роммель. Наступление быстро развивалось. Была отбита обратно Киренаика, однако 20 апреля у прохода Хальфайя наступление было остановлено. Эти наступательные операции срочно потребовали массы снабжения и свежих подкреплений. На итальянский флот рухнули новые обязанности. Несмотря на воздушное наступление против Мальты, количество ж эффективность британских самолетов и подводных лодок, базирующихся на острове, росли.
Теперь всерьез начали ощущаться последствия двойной ошибки - отмены оккупации Мальты и Туниса. Сам Роммель, прежде чем отправиться в Ливию, упрямо настаивал на захвате Мальты и Туниса. Б письме Гитлеру, датированном 19 июля 1941 года, после того, как он лично ознакомился со средиземноморскими проблемами, Роммель писал: "По моему мнению, проблему Мальты следует решить немедленно... Действия против Туниса и Бизерты совершенно необходимы для успешного развития наступления в долине Нила". Он добавлял:
"Необходимо иметь на Средиземном море большие силы авиации. X авиакорпуса не хватает не только для контроля над Средиземным морем, но и для воздушной поддержки Африканского фронта. Итальянские ВВС имеют мало самолетов, они устарели и плохи. Постановка службы совершенно не отвечает требованиям, их взаимодействие с наземными войсками - миф, хотя пилоты способны творить чудеса... Необходимо, чтобы конвои в Сицилийском проливе не встречали противодействия. Итальянский флот усилил спою систему конвоев, но требуется усилии, воздушную поддержку... Только благодаря маккиавеллиевым маневрам итальянских адмиралов и командиров эскортных групп потери не были больше".
Наблюдения Роммеля полностью отражали мнение, высказанное итальянским флотом в начале войны. Но даже голос Роммеля сгинул в аду добрых намерений.
Хотя воздушное прикрытие конвоев было заметно улучшено, итальянский флот столкнулся с непреодолимым препятствием в виде ограниченного количества самолетов. Увеличенные требования вынудили привлечь к сопровождению конвоев пилотов, которые не имели морской подготовки. В результате часто оказывалось, что такие летчики часами кружили на месте и возвращались на аэродром, даже не найдя конвой, который должны были сопровождать.
Напряжение эскортной работы, для которой флоту не хватало специальных кораблей, начало тяжело сказываться на ее эффективности. В начале войны итальянский флот имел около 120 эсминцев и миноносцев. 20 из них уже были потоплены, еще 20 стояли в ремонте, либо залечивая раны, либо проходя профилактику. Ведь эскортные корабли проводили в море 27 - 28 дней в месяц, максимум интенсивности их работы пришелся на драматическую весну 1943 года. Но уже сейчас напряжение начало сказываться. Вдобавок в апреле перевозки в Грецию, Албанию, Югославию стали еще больше, и нехватка эскортных кораблей начала ощущаться острее.
Чтобы завершить картину, упомянем, что ночью 13 апреля конвой, следующий в Ливию, подвергся нескольким атакам торпедоносцев. До этого времени атаки проводились только днем или -большей частью - в сумерках. Эти атаки продемонстрировали, что, несмотря на бомбардировки, англичане сумели создать на Мальте сложную структуру, способную проводить подобные ночные операции. Итальянские корабли оказались почти беззащитны перед новым типом атак. Не было ни радара, ни ночных истребителей, и вряд ли хоть одна система оружия флота могла отразить подобную атаку. Пришлось возвращаться к пройденному: пересматривать маршруты, маневрирование, применять ночные дымзавесы для прикрытия конвоев.
Несмотря на эго, итальянские конвои продолжали следовать в Ливию без перерывов. Это достижение заставило британское .Адмиралтейство снова нажать на адмирала Каннингхэма. "Следует предпринять все возможные шаги, чтобы помешать снабжению достигать Ливии... Неспособность флота помешать таким переходам будет считаться унижением для нас", - говорилось в полученном им приказе. Лондон оценил ситуацию столь резко, что потребовал не только послать на Мальту флотилию эсминцев, но и закупорить порт Триполи, не останавливаясь перед затоплением линкора "Барэм".
В ответ на давление Лондона в середине апреля из Александрии на Мальту были посланы 4 эсминца. Они прибыли на место, а днем 15 апреля вышли в море, не замеченные итало-германскими самолетами. В результате ночью они захватили врасплох итальянский конвой возле банки Керкенна, на который их навели свои самолеты-разведчики.
Атакованный конвой состоял из 5 торговых судов и эсминцев "Тариго", "Валено" и "Лампо". Британская атака была стремительной и дерзком. В образовавшейся свалке корабли стреляли в упор. Итальянские эсминцы, атакованные одновременно с моря и воздуха, немедленно ответили на вражеский огонь, но получили роковые повреждения уже от первых британских залпов. "Тариго", флагман конвоя, получил попадание в мостик уже первым залпом. Хотя его командиру капитану 2 ранга де Кристофаро оторвало ногу осколком снаряда, он кое-как перевязал культю и продолжал руководить боем, пока не умер от потери крови. Корабль продолжал стрелять из кормовых орудий до самого конца. На "Валено" первыми залпами были убиты капитан и все офицеры. Так как корабль уже тонул, уцелевшие направили его на отмель, где он продержался па поверхности еще 2 дня, после чего внезапно перевернулся и затонул. "Лампо", который находился на противоположном фланге конвоя, вместо того, чтобы попытаться спастись, пошел в атаку, стреляя из всех орудий. Он успел выпустить торпеды, после чего, тонущий, тоже выбросился на мель (После 4 месяцев работ "Лампо" удалось временно отремонтировать. 8 августа, после нескольких попыток, его подняли со дна и отбуксировали в Италию, где он был окончательно отремонтирован).
Британские эсминцы также потопили 3 торговых судна, но 2 сумели выброситься на отмель. Тем временем, хотя "Тариго" уже тонул, один из его мичманов сумел выпустить 2 торпеды, которые попали в эсминец "Мохаук". Он быстро затонул рядом с "Тариго".
Ожесточенность боя и предельно малые дистанции заставляют думать, что остальные вражеские корабли тоже получили попадания. В конце этой короткой стычки англичане подобрали спасшихся с "Мохаука" и скрылись в темноте. Авиаразведка не обнаружила их и на следующий день.
Повреждения, полученные итальянскими кораблями при первых же залпах, помешали им сообщить об атаке. Поэтому Супермарина узнала о катастрофе только на следующее утро, когда германский самолет заметил поврежденные корабли и плавающих в море людей, в том числе солдат, спасшихся с потопленных транспортов. Гидросамолеты, 7 эсминцев из Триполи и 2 госпитальных судна были немедленно отправлены на поиски. Удалось спасти более 1300 человек.
Внезапность в бою у Керкенны была результатом недостатков итало-германской авиаразведки, которая не заметила британских судов, Инцидент также показал отличное взаимодействие британских кораблей и самолетов. Самолеты навели эсминцы на конвой, осветили его в нужный момент и атаковали одновременно с кораблями.
А вот противоположный пример. Когда итальянский эсминец "Вивальди" вместе с остальными кораблями подбирать людей, германский самолет прислал сообщение: "Большое соединение в 10 милях к югу от вас". "Вивальди" прекратил спасательные работы и приготовился к бою, а Супермарина немедленно отправила из Палермо 4-ю дивизию. Через 3 часа другие самолеты подтвердили, что неприятеля поблизости нет. Наконец удалось выяснить, что германский самолет допустил ошибку при шифровке сообщения. И словно для того, чтобы в том же ключе закончить этот беспокойный день, в сумерках 15 германских бомбардировщиков атаковали эсминец "Да Ноли", доставлявший спасенных в Триполи. К счастью, они не добились попаданий.
Британская атака 16 апреля оказалась единственным серьезным ударом, нанесенным по ливийским конвоям за весь период перевозки Африканского корпуса и припасов для сухопутного наступления. В целом потери были невелики, учитывая объем перевозок и условия, в которых они проводились. Именно в этот период англичане предприняли энергичные усилия, чтобы помешать итальянскому флоту снабжать Ливийский фронт. Насколько серьезно британское Адмиралтейство оценивало ситуацию и собственную неспособность перерезать линии снабжения, видно из приказа, посланного адмиралу Каннингхэму. Линкор "Барэм" следовало принести в жертву, чтобы закупорить Триполи. Каннингхэм считал эту жертву полностью бессмысленной, и это вызвало маленькую перепалку между ним и Адмиралтейством.
В конце концов англичане решили провести крупномасштабную операцию по обстрелу и бомбардировке Триполи, полагая, что слабость авиаразведки противника поможет достичь внезапности. План сработал великолепно. 21 апреля в 4.30 британские самолеты подвергли Триполи ожесточенной двухчасовой бомбардировке. Одновременно Александрийский флот и течение получаса обстреливал город.
Итальянцы до самого начала обстрела имели только "дно донесение самолета-разведчика. Оно было неопределенным и неточным, так как говорило, что в 8.50 20 апреля в центральном Средиземноморье замечена эскадра, идущая... в Александрию. Такое сообщение не требовало от итальянского флота никакой реакции. На следующий день противник вообще не был замечен.
Адмирал Каннингхэм в своей автобиографии замечает, что эта операция "прошла невероятно удачно, возможно, благодаря Божественному провидению".
Черчилль в своих мемуарах писал, что бомбардировка вызвала большие разрушения в Триполи. На самом деле разрушения в порту были невелики. Фактически поступление снабжения не прекратилось ни на день. Поэтому британская операция закончилась полным провалом, так как не достигла поставленных целей. Возможно, по этой причине Адмиралтейство пожелало немедленно повторить ее, но адмирал Каннингхэм отказался ввиду "значительного и неоправданного риска", который она представляла.
Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, итальянский флот сумел в первые 6 месяцев 1941 года удовлетворить потребности итало-германских армий в Ливии. Их запросы в это время составляли 70000 тонн в месяц. В феврале в Ливию было переброшено 79183 тонны грузов, в марте - 95753 тонны, включая топливо. В апреле в Ливию прибыло 57796 тонн грузов и 23676 тонн топлива, в мае - 49309 тонн грузов и 20027 тонн топлива. В июне была достигнута наибольшая за всю войну цифра - 125076 тонн грузов, из которых 35850 тонн топлива.
Потери на море были много меньше, чем ожидалось. По отношению к общему объему перевозок потери составили 1,5% в феврале, 9% в марте, 8% в апреле и мае и 6% в июне. Флот перебрасывал снабжение с учетом все возрастающих потребностей фронта, за 8 месяцев, с июня 1940 по январь 1941 года, 5ыло перевезено 365559 тонн грузов. За следующие 5 месяцев, с февраля по июнь, - 447815 тонн, ежемесячное поступление грузов выросло в два раза.
В эту статистику не включены перевозки войск, которые, учитывая личный состав Африканского корпуса, росли еще быстрее. Они составили 47687 человек за первые 8 месяцев и 81785 человек за следующие 5 месяцев. Сюда также не включены обратные переходы, когда многие тысячи гражданских лиц были перевезены обратно в Италию. Потери в людях тоже были очень малы. В первый период их вообще не было. Во второй период они достигли 4,8% и практически ограничивались конвоем "Тариго" плюс погибшие на трансатлантическом лайнере "Конте Россо", потопленном подводной лодкой 24 мая возле Сиракуз.
Обратный захват Киренаики потребовал от флота дополнительных и очень важных усилий. Нужно 5ыло немедленно возродить работу штабов и служб в портах, реорганизовать систему доставки снабжения, создать заново береговую оборону и минные поля, флотские арсеналы, направить вспомогательные суда из Италии. Хотя в это время флот занимался аналогичной работой в Югославии и Греции, береговые и портовые сооружения повсюду - от Сирта до Соллума - были отстроены с опережением графика. Порт Бенгази снова начал действовать всего через 9 дней после его захвата. В Дерну первый корабль прибыл через 2 дня после захвата порта.

Конец флота в Красном море

Новости, поступающие из Эритреи с января 1941 года, ясно показывали, что скоро англичане оккупируют эту колонию. По этой причине итальянскому флоту пришлось наконец решать: что же делать с кораблями, базирующимися в Массауа? Эсминцы, эскортные корабли и торпедные катера не могли проделать долгий путь до ближайшего сою того или нейтрального порта. Поэтому Сумермарина приказала им оставаться в Массауа и затопиться, когда придет конец. 4 уцелевшие подводные лодки - "Гульельмоти", "Феррарис", "Аркимеде" и "Перла" - получили приказ совершить путешествие вокруг всей Африки в Бордо, то есть переход длиной более 14000 миль. Корабли находились не в лучшем состоянии, а на помощь во время перехода рассчитывать не приходилось. Более того, "Перла" была маленькой лодкой прибрежного действия с одним исправным двигателем.
"Перла" и вышла из Массауа первой 1 марта. Двумя днями позже вышли остальные лодки. Все они благополучно проскочили узости возле Перима и через несколько дней были уже в Индийском океане. Поход этих 4 подводных лодок, их приключения могут послужить материалом для целой книги.
Достаточно сказать, что усилия и самопожертвование экипажей помогли всем им благополучно добраться до Бордо. "Гульельмоти" прибыла первой, проведя в море 64 дня, "Перла" добралась последней, 20 мая. Ее путешествие продлилось 80 дней.
В Массауа находился также "колониальный шлюп" "Эритрея"; способный совершать большие переходы, а также торговые суда "Рамб I", "Рамб II" и "Рамб IV", которые в начале войны были переоборудованы во вспомогательные эскортные корабли. Супермарина приказала переоборудовать "Рамб IV" в госпитальное судно для того, чтобы эвакуировать больных и раненых. Эта задача оказалась невыполнимой. Двум другим кораблям и "Эритрее" приказали прорвать английскую блокаду и следовать в Японию, откуда они могли действовать в качестве рейдеров на Тихом океане. "Эритрея" и "Рамб II" успешно прошли пролив Еерим и пересекли Индийский океан, отважно прошли море Сунда и 23 марта прибыли в Кобе. А вот "Рамб I" был в Индийском океане перехвачен крейсером "Линдер", который приказал ему сдаться. Вместо этого корабль открыл огонь, но тяжелые орудия крейсера, конечно, быстро потопили его.
В начале войны около 50 торговых судов различного тоннажа, в том числе и германские, оказались запертыми в Массауа и Чисимайо. После долгой стоянки на якоре лишь немногие из них оказались в состоянии, пригодном для прорыва, и только около десятка попытались это сделать. "Гималайя" пересек Индийский и Тихий океаны, обогнул мыс Горн и достиг Рио-де-Жанейро. Другие, не в состоянии совершить подобный вояж, направились на Мадагаскар, оставшийся верным Виши. До цели добрались всего 2 судна, остальные были или потоплены, или захвачены в пути.
Тем временем, 1 февраля принц Амедео ди Савойя-Аоста решил назначить командующим обороной Массауа адмирала Бонетга, подчинив ему все силы. Адмирал немедленно принял меры по созданию оборонительных линий окопов и минных полей вокруг города, который со стороны суши был совершенно беззащитен. Гарнизон состоял из бригады туземных войск, нескольких мелких подразделений таможенников и моряков. Когда было собрано все имеющееся оружие в морском арсенале и с кораблей, подлежащих затоплению, оказалось, что можно усилить линию обороны примерно 60 полевыми пушками и несколькими десятками пулеметов. Береговая оборона была усилена новыми минными полями. Были приняты меры, чтобы обеспечить затопление кораблей, которые не могли спастись, и уничтожение береговых сооружений.
Настоящая атака неприятеля на Массауа началась 1 апреля. На следующий день англичане потребовали сдачи порта, но не получили ответа. 4 и 5 апреля англичане атаковали в северном секторе, но были легко отбиты. 6 и 7 апреля враг атаковал с севера и запада, однако защитники, подвергавшиеся сильному обстрелу, сумели снова отбить противника. 8 апреля англичане начали финальную атаку и захватили некоторые опорные пункты, открыв бреши, через которые их танки к вечеру ворвались в город. Тем временем, были затоплены стоящие в порту суда, а портовые сооружения полностью уничтожены. Старый эскортный миноносец "Ориани" стрелял до самого последнего момента и был затоплен, только когда противник уже занял центр города. С этого времени узкая полоска Красного моря стала полностью британской, исчезло даже умеренное сопротивление, которое могли оказать корабли из Массауа.
Боевые корабли в Массауа использовали до последнего свои скудные ресурсы. Когда пал центр города, торпедный катер Mas-213 покинул гавань и атаковал группу британских кораблей. Попав под шквал огня, он отважно подошел на 300 метров к крейсеру "Кейптаун" и выпустил торпеды. Одна попала в цель, и крейсер был отбуксирован в Порт Судан, где простоял на ремонте более года. Торпедный катер был затоплен в соответствии с заранее намеченным планом.
Эсминцы также отвергли идею затопиться в порту. 3 самых больших, "Пантера", "Тигре" и "Леоне", потребовали разрешения провести почти абсурдную атаку судоходства в порту Суэца, которого можно было достичь только через 50 часов путешествия во вражеских водах, из них 10 - в узком коридоре Суэцкого залива. Супермарина добилась согласия Люфтваффе на сотрудничество в этой отважной попытке путем одновременной бомбардировки Суэца. 3 меньших эсминца, "Манин", "Сауро" и "Баттисти", должны были в это время провести аналогичную атаку Порт Судана.
Группа "Пантеры" уже готовилась выйти в море во второй половине дня 31 марта, когда пришло известие, что немцы не смогут бомбить Суэц. Тем не менее, вечером 3 эсминца покинули порт. Проходя мимо островков, лежащих возле Массауа, "Леоне" налетел в темноте на подводную скалу и получил смертельные повреждения. "Пантера" и "Тигре" были вынуждены потопить систершип артиллерией и вернуться в Массауа, так как уже почти наступил рассвет. В этот момент 5ыло принято решение направить все 5 уцелевших эсминцев к Порт Судану.
Во второй половине дня 1 апреля, когда было отвергнуто первое предложение англичан сдаться, эти 5 эсминцев в последний раз вышли в море. Все на борту кораблей понимали, что из этого похода они не вернутся. Единственным неизвестным моментом оставалось, кто же именно потопит корабли: противник в бою или собственные экипажи после боя. Но что было точно известно - уже через несколько часов очень многие погибнут.
Великолепное сумасшествие этого предприятия заключалось в том, что кораблям предстояло сначала проскочить британские патрули у Массауа, а потом пройти 300 миль во вражеских водах без помощи, без разведки, ничего не зная о противнике. Они должны были прибыть к цели на рассвете, чтобы миновать рифы, окружающие порт. А потом должен был начаться бой с британскими кораблями, береговыми батареями и самолетами. Если бы итальянские корабли избежали повреждений, - случай совершенно невероятный, один шанс из миллиона, - они должны были попытаться пересечь Красное море и затопиться у аравийского берега
Уже через 2 часа после выхода эсминцы были атакованы вражеским самолетом. Это означало, что надежды на внезапную атаку больше нет, и англичане в Порт Судане будут настороже. Но жребий был брошен, и экипажи предпочитали идти вперед, навстречу гибели, хотя теперь это было не более чем благородный жест. Через несколько часов машины "Баттисти" сдали, и он начал терять скорость. У командира не оставалось другого выхода кик салютовать уходящим в темноту товарищам и направить корабль к аравийскому берегу. Там он и был затоплен на следующий день.
4 оставшихся эсминца на полной скорости мчались к Порт Судану, и оставшаяся часть ночи прошла без происшествий. Но с первыми лучами света, когда до цели оставалось 30 миль, 2 британских самолета появились над головой. В 7.00 показался Порт Судан, и шансы на успех круто поднялись, до одного против десяти тысяч. Однако в этот момент начались яростные воздушные атаки. В них участвовали самолеты с аэродрома Порт Судана и авианосца "Игл". Первые атаки проводились с большой высоты, но, по мере ослабления зенитного огня из-за повреждения орудий и гибели расчетов, самолеты начали спускаться ниже. Сначала атаки сконцентрировались на "Манине" и "Сауро", позволив крупным эсминцам "Пантера" и "Тигре" отойти. Хотя самолеты преследовали их, они достигли аравийского берега и затопились прежде, чем британские корабли догнали их.
"Мании" и "Сауро" продолжали отважно отбиваться. Только через 2 часа тяжелого боя в 9.00 "Сауро" был накрыт целым залпом. Поврежденный корабль взорвался и затонул в течение нескольких минут почти со всем экипажем. На борту "Манина" тяжело раненный командир продолжал руководить роковым боем. Его корабль был буквально изрешечен, но экипаж продолжал отчаянно сражаться, питая фантастическую надежду привести корабль к аравийским берегам. И лишь в 1 1.00, через 4 часа после начала боя, британские самолеты добились попаданий 2 тяжелыми бомбами, сброшенными с малой вы-. соты. "Манин" также затонул.
Этим смелым боем в безнадежных обстоятельствах завершилась история итальянского флота в Красном море.

 

 

вернуться на главную