Реклама:

ЗАКРЫТЬ

Тинькофф Драйв условия - отзывы вся информация на otzovik.com.

 

На главную

 

Население Кении

 

По оценкам международных экспертов, численность населения Кении в 1998 составила 29 млн. человек. Согласно результатам переписи 1989, в стране насчитывались 21,4 млн. жителей, из них 98,6% африканцев. Кроме того, были зарегистрированы 53 тыс. выходцев из Азии, 34 тыс. европейцев и 41 тыс. арабов. Африканское население состоит из более 40 этнических групп. Около 21% составляют кикуйю, 14% - лухья, 12% - луо, по 11% - камба и календжин, 5% - меру. В 1980-е годы ежегодные темпы прироста населения составляли 4%, в конце 1990-х годов они снизились до 2,2%.
В 1987 в стране насчитывалось ок. 6 млн. католиков, 4 млн. протестантов, 6 млн. приверженцев других христианских церквей, 4 млн. поборников местных традиционных верований и 1,3 млн. мусульман.
В этнолингвистическом отношении африканское население Кении делится на три группы: бантуязычные народы (кикуйю, камба, меру и др.), народы шари-нильской группы (луо и др.) и нилотские народы (масаи, кипсигис, туркана, нанди и др.). Наиболее распространен язык суахили - язык банту с сильными арабскими заимствованиями. Он широко используется на большей части Восточной Африки. С 1974 суахили является официальным языком Кении. В 1975 парламент принял решение о частичном восстановлении английского языка в качестве официального.
Различия в образе жизни существуют между оседлыми земледельцами и скотоводами (например, кикуйю и луо) и полукочевыми скотоводами и охотниками (масаи, ндоробо и северные народы, говорящие на сомали). Значительный период ранней истории этих двух групп сводился к борьбе за обладание плодородными землями и тучными пастбищами. Подобные конфликты происходили, в частности, между кикуйю и ндоробо, земельные споры которых часто разрешались путем договоренности, и между кикуйю и масаями, стычки между которыми нередко перерастали в кровавые столкновения. Белые поселенцы, появившиеся в начале 20 в. на якобы нейтральной территории нагорья, стали еще одной силой, и притом весьма мощной, которая претендовала на самые плодородные земли. Когда началось строительство железной дороги, соединившей Момбасу с Угандой, появилась еще одна группа иммигрантов: привезенные на строительство этой железной дороги индийские рабочие осели в Кении, став торговцами и фермерами. Арабское население, потомки торговцев и правящей знати с о.Занзибар, сосредоточено на побережье Индийского океана, особенно в Момбасе, а также в Найроби.
Кикуйю. У кикуйю не было централизованных объединений, основой их социальной организации была система возрастных групп. Принадлежность к одной из таких групп определялась временем прохождения юношами обряда инициации, который знаменовал вступление во взрослую жизнь. У кикуйю сохранился обряд инициации для девушек, хотя ныне он имеет меньшее распространение, чем в прежние времена. Традиционные религиозные верования подкреплялись сильно развитым сознанием принадлежности к единой этнической общности. Тщательно отработанная церемония принятия соответствующих клятв и обетов была во многом оригинальной и играла важную роль в сплочении общества, где отсутствовал единый лидер. Большинство кикуйю занимались сельским хозяйством, но это не помешало им быстро осознать и использовать возможности, которые возникли с распространением европейской идеологии и политических институтов. Кикуйю населяют плодородный район между горными хребтами Абердэр и Ньери, горами Кения, Тика и Найроби; там установились и развивались контакты с белыми поселенцами. Многие кикуйю стали работать на европейских фермах, в колониальной администрации или в городах у торговцев-индийцев. Став наемными работниками, кикуйю приобщились к политической деятельности. Часто ими двигало чувство обиды на европейских поселенцев, которые отняли у них земли предков. Для борьбы за возврат этих земель в 1922-1923 была создана Центральная ассоциация кикуйю, которую в 1928 возглавил Джомо Кениата, ставший патриархом кенийского национального движения.
Кикуйю приняли активное участие в развернувшемся в 1950-е годы в Кении антиколониальном вооруженном восстании, известном под названием Мау Мау. Первый президент независимой Кении Джомо Кениата, кикуйю по этнической принадлежности, был брошен в тюрьму за то, что был одним из руководителей этого восстания. После обретения страной независимости кикуйю стали самой влиятельной политической силой кенийского общества. Это отнюдь не исключало наличие противоречий среди самих кикуйю. Так, в борьбе за власть кикуйю из Ньери нередко соперничали с кикуйю из Киамбу.
В настоящее время кикуйю в основном занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур, включая ряд товарных. Это прежде всего чай, кофе и пиретрум, который используется как средство борьбы с вредителями сельского хозяйства. Многие кикуйю живут и работают в крупных городах. В Найроби их численность составляет почти 0,5 млн. человек. После смерти президента Джомо Кениаты политическое влияние кикуйю в стране заметно ослабло; ныне они являются самой мощной силой, находящейся в оппозиции президенту Даниелу арап Мои.
Масаи. Права кикуйю на земли Центрального нагорья отрицали не только белые поселенцы, но и традиционные их враги - скотоводы-масаи. Мигрировав на территорию современной Кении ок. 600 лет назад, масаи расселились на большей части территории Рифтовой долины и прилегающих нагорьях, где разводят крупный рогатый скот, овец и коз.
В настоящее время масаи живут в южных округах Нарок и Каджиадо, бывших масайских резерватах, созданных англичанами. Хотя масаи бережно хранят традиции, они восприимчивы к новшествам, которые признают полезными. Основные формы социальной организации масаев - кланы и возрастные группы. Кланы локализованы, их члены проживают на территориях, которые они считают своими по праву первопоселенцев. Возрастные группы - надклановый мужской институт. Они составляют основу иерархической организации масайского общества. У каждой группы имеются определенные права и обязанности. По достижении юношеского возраста мальчики подвергаются обряду обрезания, их обучают воинскому искусству, и через два года они становятся воинами (моранами). Когда в разряд воинов переводится очередная возрастная группа, их предшественники поднимаются на ступеньку вверх, в категорию младших старейшин, а бывшие до этого времени младшими старейшинами воины становятся старшими старейшинами. Последние являются правящей группой.
Многие в Кении и за ее пределами считают, что масаи, противники всего нового, стремятся сохранить традиционный образ жизни. И английская администрация, и правительство независимой Кении преувеличивали приверженность масаев к традициям и их нежелание модернизировать свои социальные институты и хозяйственную деятельность.
Почти 400 тыс. масаев действительно сохраняют б льшую часть своих традиций, но при этом они приспосабливаются к жизни в современной Кении. Еще в колониальный период они быстро восприняли такие новшества, как вакцинацию крупного рогатого скота против ящура и противоклещевую дезинфекцию. После провозглашения независимости в 1963 масаи приняли активное участие в политической жизни страны. В районах, населенных масаями, было создано много современных образовательных и лечебных учреждений. Вопреки традициям, многие масаи возделывают зерновые культуры на склонах холмов, в долинах рек и вокруг болот. Занятие земледелием способствовало диверсификации хозяйственной жизни масаев. После того как масаи создали специальные этнографические деревни, где туристы имеют возможность посетить типичное масайское жилище и приобрести местные сувениры, возросли доходы от иностранного туризма. Часть прибыли, получаемой от посещений туристами национальных парков и заповедников, масаи делят с соседними этническими группами. Все больше масаев переезжает в города. В Найроби масайская молодежь обычно устраивается в службы охраны.
Европейцы. Община европейских поселенцев была особой социально-политической группой с не менее примечательными особенностями, чем у кикуйю или масаев. В начале 20 в. и по окончании обеих мировых войн правительство Великобритании всячески стимулировало участие британцев в экономическом развитии Кении. Европейские поселенцы стремились выторговать больше политических прав у колониальной администрации Кении и правительства Великобритании. Благодаря усилиям европейцев постепенно налаживалось производство на экспорт кофе и продуктов животноводства, что приносило значительные поступления в казну колониальной администрации. Европейцы занимали влиятельное положение в Законодательном совете, а жесткий расовый барьер защищал их привилегии. После передачи власти африканскому правительству началось проведение политики выкупа европейских ферм для расселения на них африканцев, и большинство европейцев эмигрировало из Кении, главным образом в Великобританию и ЮАР.
Азиатское население. В колониальный период статус азиатов был промежуточным: их позиции были хуже, чем у европейцев, но лучше, чем у африканцев. Индийцы не могли подорвать политическое господство европейцев в Кении, но захватили контроль над розничной торговлей. Привычными фигурами для Кении тех лет были индиец-торговец, бродивший со своим товаром по внутренним районам страны, или с виду бедный, но на самом деле весьма состоятельный индиец, владевший небольшой лавкой. В свое время европейцы, а несколько позднее и некоторые африканские политические деятели опасались, что в Восточную Африку устремится население из стран Азии. Подобные опасения усиливались из-за жесткой конкуренции между индийскими и африканскими торговцами, что иногда приводило к массовым антиазиатским выступлениям в крупных городах. После провозглашения независимости 120 тыс. из 176 тыс. кенийских азиатов предпочли получить британский паспорт, а не гражданство независимой Кении. Требования африканизации торговли привели к принятию парламентом в 1967 и 1968 законов об иммиграции и о введении лицензий на проведение торговых операций, что существенно ограничило возможности неграждан Кении заниматься коммерческой деятельностью. Еще до марта 1968, когда были ужесточены правила въезда в Великобританию, многие азиаты эмигрировали туда из Кении. Шатким было положение даже тех выходцев из Азии, кто принял кенийское гражданство.

Вернуться на главную