Выступление генерала Мунтаги ДИАЛЛО,
Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сенегал
в России, экс-главнокомандующего миротворческих сил ООН в Демократической
Республике Конго,
на круглом столе в Информацинном центре ООН
«Миротворчество ООН как оно есть»
25 октября 2005 г.
1. Виды операций по поддержанию мира (ОПМ)
Деятельность ООН по поддержанию мира претерпела изменения в течение последних
двадцати лет, – под влиянием конфликтов, большинство из участников которых
не удосуживаются следовать международным конвенциям, без колебаний атакуют
солдат мира и в основном нацеливаются на беззащитное гражданское население,
которое становилось жертвой невиданных преступлений и зверств.
Нынешние ОПМ вызываются уже в большей степени вооружёнными внутригосударственными
конфликтами (повстанческие движения, гражданские войны, межэтнические
войны и т.п.), нежели межгосударственными вооруженными конфликтами. В
то время как ОПМ прежде решали большей частью военные и политические задачи,
сегодня они стали гораздо более многоаспектными, включая такие элементы,
как гуманитарное содействие, укрепление прав человека, защита детей и
проведение выборов.
2. Взаимоотношения ООН с региональными
и субрегиональными организациями в контексте ОПМ
В настоящее время ООН осуществляет свои ОПМ практически всегда в связке
с региональными или субрегиональными заинтересованными организациями.
Она подключается либо в поддержку их (функции: политические, гуманитарные,
права человека и т.п.) или приходя на смену (и привнося военное измерение)
этим организациям, которые, как правило, подключаются и вмешиваются в
конфликты на ранней стадии. В Африке такого рода связки имели место с
Африканским Союзом/ОАЕ, СЕДЕАО, Сообществом государств Южной Африки и
т.п. Более того, на этом континенте, где кризисов и войн становится все
больше, ООН подключается к поиску решения на ранних стадиях для того,
чтобы не дать тому или иному кризису деградировать в вооруженный конфликт.
Формы ооновского подключения «в поле»: за счет назначения представителей
Генерального секретаря в том или ином государстве, специальных представителей
Генерального секретаря для отдельных регионов (скажем, Западная Африка
или регион Больших озер), специальных посланников Генерального секретаря
для назревающих или углубляющихся кризисов.
3. Взаимоотношения с различными сторонами в конфликте
Во внутригосударственных конфликтах стороны зачастую многочисленны, и
даже существует тенденция к увеличению их числа за счет раскола отдельных
участников в ходе мирного процесса. Помимо конфликтующих сторон – подписантов
мирных соглашений - существуют фракции, не подписавшие их, политические
партии и организации гражанского общества. Пример мирного процесса в ДР
Конго, побившего все рекорды в этой области, весьма показателен.
— Участвовавшие в конфликте стороны вначале состояли из 6 государств (союз
ДР Конго, Анголы, Зимбабве и Намибии против коалиции Руанды и Уганды,
плюс повстанческие движения Конголезское объединение за демократию (КОД)
и Движение за освобождение Конго (ДОК). При этом Бурунди отказалось подписывать
лусакские договоренности и избрало для себя статус наблюдателя. Движение
КОД впоследствии раскололось, и образовались КОД/Гомо, которое осталось
союзником Руанды, КОД/Кисангани – союзник правительства и “Национальное
” КОД – союзник ДОК.
— Кроме того, существовало бесчисленное количество вооруженных групп,
среди которых были самые разные - бойцы маи-маи (более или менее автономные),
наемники или бандиты маи-маи и вооруженные группы, созданные по этническому
принципу, занимавшиеся убийствами и актами геноцида. Взаимоотношения сторон,
подписавших лусакские соглашения, с партизанами маи-маи с самого начала
бывшие не слишком искренними, периодически еще более осложнялись. В ходе
двух первых фаз мирного процесса закрытость и недоверие одних накладывались
на маневры и манипуляции других, и все это приводило подчас к двойной
игре, препятствиям, блокадам и обвинениям в адрес миссии ООН в неэффективности
и бесполезности. Однако эти связи в дальнейшем улучшились, параллельно
тому, как мирный процесс продвигался вперед, даже если и той и другой
стороне подчас не доставало искренности.
Что же касается вооруженных банд, занимавшихся преступлениями, резней
или актами геноцида, отношения с ними с самого начала были конфликтными.
Не слишком легкими являются отношения и с политическими партиями, у которых,
как только они подключались официально к мирному процессу, сразу проявились
их политические рефлексы, а также с организациями гражданского общества,
видящими себя «общественной совестью», призванной наблюдать за населением
и за всеми другими акторами, включая миссию ООН. Следует, однако, подчеркнуть,
что две последних коллективных группы играют свои традиционные роли -
как и в нормальное мирное время.
Надо также иметь в виду, что:
— ООН следовало прийти раньше на смену региональным и субрегиональным
организациям. Некоторые стороны в конфликте не всегда относятся с должным
уважением к своим братьям и соседям из этих организаций. Существующие
расхождения, размежевания и соперничество порождают недоверие и подозрения,
если только не являются просто предлогом для скрытых маневров, противоречащих
официально взятым обязательствам.
— Необходимо на ранней стадии прояснить ситуацию за счет приобщения вооруженных
групп к мирному процессу путем их интеграции со сторонами, подписавшими
соглашения, ведь эти стороны их контролируют и при отсутствии такой интеграции
могут испытывать искушение использовать их для саботажа и подрыва всего
процесса.
— Необходимо оказывать давление на все стороны в конфликте практически
постоянно – по очереди или одновременно с разных внешних направлений и
на разных уровнях. Международное сообщество хорошо освоило этот вид деятельности,
в которую вовлекаются как ооновская миссия «в поле», так и Секретариат
в Нью-Йорке, как послы пяти постоянных членов Совета Безопасности, так
и их правительства, как Европейский Союз, так и региональные и субрегиональные
организации; добавим к этому специальных посланников некоторых крупных
держав с ощутимым влиянием. Можно утверждать, что без этого инструмента
в ДР Конго, например, мирный процесс потерпел бы неудачу давным-давно,
и «первая мировая африканская война» снова началась бы. К сожалению, когда
вооруженные и созданные на этнической базе группы, занимающиеся резней
и актами геноцида, всерьез распоясываются, никакое политическое давление,
каким бы значительным оно ни было, не может их остановить вовремя. И тогда
не остается ничего другого, кроме как обеспечить сначала безопасность
и защиту персонала ООН и подвергающегося атакам беспомощного населения.
4. Безопасность и защита персонала ООН
и гражданского беспомощного населения
Везде, где это возможно, такой задачей должны заниматься силы ооновской
миссии. В ДР Конго, с учетом огромной территории страны, сложной местности
и небольшого размера ооновских сил (несколько подразделений охраны и безопасности
и сотни невооруженных военных наблюдателей, разбросанных по этим просторам),
безопасность персонала ООН на первых двух стадиях процесса в значительной
степени обеспечивалась сторонами, подписавшими лусакские соглашения. В
целом, они достаточно неплохо справились с этой задачей.
Напротив, одна из сторон (лусакских) соглашений и преступные военные группировки,
а также те банды, которые занимались резней и актами геноцида, избрали
тактику агрессивных нападений на ооновцев, захватывая их в заложники в
районе Бени и нападая на них в провинции Итури, что привело к гибели нескольких
членов миссии. К счастью, сейчас военные контингенты и сама ооновская
миссия достаточно сильны, чтобы обеспечить большей частью самим свою безопасность
и защиту.
Что касается гражданского населения, то даже там, где ооновские силы действуют
по главе VI Устава ООН, но все-таки имеют в наличии какие-то контингенты
в местах их расположения и настолько, насколько возможно, они должны защищать
гражданских лиц, подвергающихся угрозе физического насилия.
Там же, где задействована глава VII Устава ООН, мандат уточняет, что миссия
должна обеспечивать безопасность в ясно указанной территориальной зоне.
Заметим, однако, что гражданскому населению безразлично, о какой главе
Устава идет речь и что там предусмотрено в мандате. Люди лишь знают на
своем горьком опыте, что они страдают повсюду от произвола и жестокостей,
творимых почти всеми (вымогательства, грабежи, поджоги, аресты и произвольное
помещение под стражу, захват заложников, сексуальное рабство, дети-солдаты,
пытки и резни). Им нужна защита и они надеются получить ее от ООН, которую
они рассматривают как всемогущую наднациональную власть, явившуюся для
того, чтобы навязать и поддерживать мир. Это означает, что вооруженные
силы в распоряжении ооновской миссии должны быть значительными и располагать
крупным оперативным потенциалом. Однако следует признать, что, например,
в случае с Конго ООН никогда не сможет поставить под свои знамена армию,
способную обезопасить все значительные пространства страны, и эта задача
может быть обеспечена только вооруженными силами самой ДРК.
Что касается оперативного потенциала, то ооновские миссии сегодня располагают
боевыми вертолетами и ощутимыми резервными силами. Кроме того, ООН может
в случае необходимости подчас рассчитывать на вмешательство вооруженных
контингентов, размещенных далеко за пределами театра военных действий,
как это было в случае с Сьерра Леоне, или расквартированными поблизости,
как это случилось в Кот д’Ивуар в рамках операции «Единорог».
Каким бы современным ни было военное снаряжение, находящееся в распоряжении
данной миссии, оно может лишь поддерживать хорошо обученные, тренированные,
мотивированные, высоко профессиональные контингенты. «Тяжело в учении
– легко в бою».
5. Использование силы
При всем при том речь не идет о том, чтобы ооновцы вступали в войну с
каким-то врагом, осуществляли наступательные операции, чтобы его уничтожить.
Речь идет лишь об оборонительных действиях, максимум о контратаках для
того, чтобы нейтрализовать агрессивно настроенные группировки, саботажников
мирного процесса, тех, кто занимается убийствами и актами геноцида.
Использование силы должно отвечать следующим принципам:
— Быть крайним средством.
— Быть минимальным и пропорциональным угрозе.
— Иметь ясную задачу и четко очерченные цели.
— Необходимо плотно контролировать правила открытия огня и его ведения.
— Комбинироваться с обращением к дипломатическим путям.
— Случаи использования силы должны строго соответствовать имеющимся установкам
на этот счет в данном конкретном контингенте, которые, как правило, хорошо
продуманы, ясны и недвусмысленны.
Соблюдение этих правил войсками должно позволить им во всех обстоятельствах
реагировать соответственно ситуации и разумно, а также избегать ошибок
и катастрофических последствий.
Кроме того, разные типы операций, и в особенности наступательные вылазки,
должны быть тщательно спланированы и периодически отрабатываться на учениях.
Заключение:
ОПМ сегодня многофункциональны и осуществляются в увязке с региональными
и субрегиональными организациями, а также со всем международным сообществом.
В контексте превратностей и унижений, испытанных в прошлом, и с учетом
значительных рисков, с которыми они могут столкнуться, силы ООН начинают
прибегать к «мускулистому» миротворчеству не для того, чтобы вести войну,
но для того, чтобы:
— обеспечить безопасность и защиту персонала миссий и беспомощного гражданского
населения, подвергающегося опасности физического насилия,
— позволить мирному процессу продвигаться вперед и благополучно завершиться
- путем противодействия и, при необходимости, нейтрализации вооруженных
группировок, занимающихся саботажем, преступлениями, массовыми убийствами
и актами геноцида.
ВВЕРХ |