Материалы круглого стола в Информцентре ООН 25.10.2005

 

«МИРОТВОРЧЕСТВО ООН КАК ОНО ЕСТЬ»

 

Круглый стол Информационного центра ООН в Москве,
25.10.2005


Материалы.

 

 
1. Из предварительного пресс-релиза Информационного центра
ООН в Москве о круглом столе «Миротворчество ООН как оно есть»
Информцентр ООН в Москве, 20.10.2005


2. Фоторепортаж с круглого стола «Миротворчество ООН как оно есть».
Africana.ru, 25.10.2005


3. Российское экспертное сообщество готово сделать контакты РФ с ООН более продуктивными. Africana.ru, 25.10.2005

4. Выступление на круглом столе генерала Мунтаги Диалло,
Посла Сенегала, экс-главы миротворческих сил ООН в ДР Конго.
Информцентр ООН, 25.10.2005


5. ООН и вооружённые конфликты в Африке.
Радио "Голос России", 27.10.2005


6. Круглый стол "Миротворчество ООН как оно есть".
Сайт Музея Миротворчества, 31.10.2005


7. Комментарий заместителя директора Инфоцентра ООН Юрия Шишаева
к публикации о российских миротворцах.
"Новые Известия", 01.11.2005


См. также из недавнего архива:
Рабочая встреча директора Инфоцентра Александра Горелика и Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сенегал в Российской Федерации генерала Мунтаги Диалло. Africana.ru, 10.08.2005


 

 

Из предварительного пресс-релиза Информационного центра ООН в Москве о круглом столе «Миротворчество ООН как оно есть»

<...> Хотя ООН занимается очень широким кругом вопросов, для большинства людей она ассоциируется прежде всего с преодолением конфликтов и кризисов. И несмотря на то, что на состоявшемся месяц назад Всемирном саммите в Нью-Йорке в центре дебатов были темы развития, борьбы с терроризмом, защиты населения в отдельных странах, где могут иметь место военные преступления, этнические чистки и т.п., - проблематика миротворчества не была обделена вниманием.

Усилия ООН по поддержанию мира были отмечены несомненными достижениями, хотя сохраняется и немало проблем. В свете уроков последнего времени нам представляется целесообразным организовать обмен мнениями между представителями российских государственных структур, академического сообщества, международных экспертов на данную тему. С этой целью Информцентр проводит круглый стол: "Миротворчество ООН как оно есть".

Для участия в нем приглашаются представители МИД, Министерства обороны и Министерства внутренних дел, ученые-международники, ветераны и действующие участники миротворческих операций ООН, а также журналисты. Среди них будет посол Сенегала в России Мунтага Диалло, в прошлом - Командующий силами Миссии ООН в Демократической Республике Конго. Мы надеемся, что встреча придаст импульс дискуссии в России о проблемах и перспективах ооновского миротворчества, а также, возможно, послужит выработке конкретных предложений на этот счет. <...>

 

Российское экспертное сообщество готово сделать контакты РФ с ООН более продуктивными

25 октября в Информационном центре ООН состоялся Круглый стол «Миротворчество ООН как оно есть».

25 октября, на следующий день после торжеств по поводу 60-летнего юбилея ООН, в Информационном центре ООН прошёл круглый стол «Миротворчество ООН как оно есть». Мероприятие состоялось по инициативе, в том числе, сотрудников Российско-Африканского делового совета.

В небольшом помещении Центра собрались российские офицеры-миротворцы, учёные – специалисты по теме, журналисты, представители заинтересованных государственных структур, педагоги, журналисты, студенты и даже две московские школьницы в голубых беретах – слушательницы одной из нескольких десятков столичных школ, составляющих т.н. «Сеть миротворчества».

В центре внимания собравшихся был доклад Чрезвычайного и Полномочного посла Сенегала в РФ генерала Мунтаги Диалло, который совсем недавно был главнокомандующим миротворческого контингента ООН в Демократической республике Конго – самой горячей точке планеты, где в непрерывно длящуюся несколько десятилетий войну в разные времена оказывались в том или ином виде втянуты граждане более 20 государств мира.

Современный период развития международного миротворчества в мировой литературе носит условное название «мускулистого». «Силовое навязывание мира» государствам, охваченным вооруженными конфликтами – это центральная проблема сегодняшнего миротворчества, активно обсуждающаяся в самых разных аудиториях мира – от школьных до ооновских. «ООН не ведёт войн и не является конфликтующей стороной» – этот тезис, сформулированный в т.н. «Докладе Брахими» в 2000, является титульным для миротворцев. Однако операции по поддержанию мира всё чаще становятся по сути военными, т.е. ООН применяет вооружённое воздействие, вплоть до бомбардировок, стремясь принудить стороны к миру. Такие действия, безусловно, подразумевают наличие «противника», т.е. по основному признаку являются войной.

Это явное расхождение между манифестом самой влиятельной международной организации и её очевидной практикой уже давно привело к появлению массы новых проблем. Самую взвешенную точку зрения на проблему «мускулистого» миротворчества выразил генерал Диалло, сказавший, что его опыт участия в боевых миротворческих операциях свидетельствует: невозможно принудить к миру стороны, не находящиеся хотя бы в самом хрупком и неустойчивом переговорном процессе, что ООН может только п о д д е р ж и в а т ь стремление к миру. Г-н Диалло также заметил, что ООН, в силу ограниченности контингента и финансирования (бюджет организации по ведению миротворческих операции составляет всего 0,05% всех средств, которые тратят в настоящее время на вооружённые конфликты государства мира), не в состоянии вести широкомасштабные боевые действия по установлению мира и не должна подменять собой национальные армии и силы поддержания порядка, даже если к этому её призывают обе воюющие стороны, находящиеся в состоянии постоянных мирных переговоров.

Похоже, с ним согласились все участники Круглого стола, в том числе и российские офицеры, непосредственные участники миротворческих операций в разных точках планеты. Впрочем, их было не слишком много: в деятельности миротворческих сил ООН современная Россия принимает самое скромное участие. О недостаточности этого участия все высказались единодушно, приводя в пример опыт Украины и других постсоветских государств, успешно сотрудничающих с ООН в сфере миротворчества. Высказывались пожелания к российскому правительству найти способ более эффективного взаимодействия с ооновскими структурами по этому вопросу.

Живую дискуссию вызвали вопросы правового характера, связанные с переходом международного миротворчества на новую ступень. Можно ли квалифицировать захваченных в плен миротворцев как «военнопленных» со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями, чрезвычайно важными для самих миротворцев? Считать ли военными преступниками миротворцев, от вооружённых операций которых неминуемо страдает в определённой степени и мирное население? Какая судебная инстанция должна заниматься миротворцами, совершившими личные преступления в отношении мирных граждан (например, изнасилование) – международный суд или национальные суды стран? И если национальные суды, то какой стороны – страны-поставщика миротворческого контингента или принимающей помощь ООН страны? Должна ли, а если должна, то на каких юридических основаниях, ООН требовать выдачи пострадавшей стороне преступника-миротворца? Острой проблемой остаются также расхождения между международным военным правом и военным правом конкретных государств. Была подчёркнута необходимость создания всемирной базы данных по судебным разбирательствам, связанным с миротворцами.

Вообще повестка дня Круглого стола, составленная его инициатором – Информационным центром ООН в Москве – была весьма остра и затрагивала реальные глубинные проблемы современного этапа миротворчества, а ход беседы безусловно засвидетельствовал наличие в России высококвалифицированного экспертного сообщества, способного сделать контакты России с ООН гораздо более осмысленными и продуктивными.

Анна Бражкина,
глава информационно-аналитического центра
Российско-Африканского делового совета
25.10.2005

 

ООН и вооружённые конфликты в Африке

Радио «ГОЛОС РОССИИ»
Главная редакция радиовещания на Европу
Автор: Игорь ЯЗОН
ЭФИР: 27 октября 2005

В рамках отмечаемого в эти дни во всем мире 60-я создания Организации Объединенных Наций Информационный центр ООН в Москве провёл встречу в форме «круглого стола», посвящённую участию ООН в урегулировании вооруженных конфликтов в различных регионах мира и прежде всего в Африке. На ней побывал наш корреспондент Игорь Язон…

Тема встречи «Миротворчество ООН как оно есть» привлекло внимание представителей российский общественности, дипломатов, научных специалистов, а также Чрезвычайного и полномочного посла Республики Сенегал в Российской Федерации, генерала Mountaga Diallo. «Текущие операции ООН по поддержанию мира оказывают непосредственное воздействие на жизнь свыше 200 миллионов мужчин, женщин и детей, чьи судьбы были искалечены гражданскими войнами и вооруженными конфликтами» – эту цифру привел, открывая встречу, глава Инфорцентра ООН в Москве Александр Горелик.

В прошлом месяце в Нью-Йорке прошел важный саммит ООН, на котором мировые лидеры обсуждали ключевые проблемы сегодняшнего дня, судьбы мира и самой ООН, вопросы ее реорганизации, – сказал затем Александр Горелик. – Я бы сказал, что о вопросах миротворчества в этот раз говорили немного. Десять лет назад, в 1995 году, когда отмечалось 50-летие ООН, эта тема была постоянно на слуху. Сейчас времена меняются и в последний раз куда больше говорили о терроризме, о возможности вмешательства во внутренние дела стран, где наблюдается массовые нарушения прав человека. О миротворчестве говорили гораздо меньше, а потому сегодня в Москве мы решили восполнить этот пробел и вернуться к этой теме, остающейся одним из ключевых направлений деятельности ООН. На нашей встрече мы хотели бы напомнить о цене миротворческой деятельности ООН. Ее бюджет в этой сфере вырос до 4,5 миллиардов долларов. Такого не было даже на пике деятельности ООН в середине девяностых годов, когда вооруженные конфликты поразили почти одновременно ряд стран мира, в том числе, к сожалению много их было в Африке. И в то же время, даже несмотря увеличение фондов ООН на миротворческие операции, они составляют всего на всего полпроцента совокупных военных расходов больших и малых стран. И это при том, что и сегодня еще миротворческая деятельность ООН дает немалый эффект, учитывая, в частности, такой факт - по расчетам экспертов цена вооруженных конфликтов составляет приблизительно 120-130 миллиардов долларов. Сумма потерь огромная, особенно на фоне тех 4,5 миллиардов долларов, которые ООН имеет возможность выделить на миротворческие операции, нужда в которых далеко не отпала. К чести ООН следует отметить, что она уже выработала механизм de gestion des conflits и использует его, выполняя свои миротворческие миссии. Хочу отметить, - сказал, в заключение, Александр Горелик, – что существенную роль в таких миссиях, в частности, в Африке, играла Россия, направляя по мандату ООН в зону конфликтов своих военных специалистов и технику. И как заверило российское руководство, Россия и впредь готова активно участвовать в урегулировании вооруженных конфликтов, где бы они не происходили, если ее об этом попросит ООН

С большим вниманием участники встречи выслушали выступление Чрезвычайного и полномочного посла Сенегала в России, генерала Mountaga Diallo, рассказавшего в том, как на практике реализуются миротворческие миссии ООН в Африке

...Ему довелось возглавлять одну из миротворческих операций ООН, в частности в Демократической республике Конго, а потому он хотел бы рассказать собравшимся своим скромным опытом реализации таких операций. Говорит, что за последние двадцать лет эти операции существенно изменились и если раньше «голубые каски» не очень то разбирались, кто там мятежники, а кто мирное население, жестоко обращались со всеми, то-теперь суть миротворческих операций сводится прежде всего к защите мирного населения и его изоляции от боевиков из противоборствующих в вооруженных конфликтах движений и групп. Иными словами в настоящее время в миротворческих операциях ООН на первое место вышли решение гуманитарных проблем, укрепление прав человека, защита детей и как итог урегулирования конфликтов – помощи в проведении выборов. Рассказывает, что в Африке ООН активно сотрудничает с региональными и субрегиональными организациями, что повышает эффективность самих операций. Формы ее участия в решении таких конфликтов стали гораздо разнообразнее и тщательно просчитанными. Затем рассказывает о том, как ООН участвовала в прекращении крупнейшего вооруженного конфликта в Конго, грозившего перерасти в первую мировую африканскую войну. При этом генерал признал, что ООН не сразу вступила в поиск решения этого конфликта и ее медлительность обернулась большими жертвами. Отныне, ООН изменила тактику и стремится действовать на опережение, не допуская разгорания конфликтов. И так организация действует повсюду и в Африке, и в Азии и других регионах, где возникает угроза конфликтов. Очень важно, что ООН располагает собственными миротворческими силами и обеспечивает их переброску в опасные зоны. Как отметил генерал, неудачи ООН в Конго стали для нее важным уроком, из которого она извлекла очень многое для совершенствования механизма урегулирования вооруженных конфликтов. Теперь ее силы действуют быстро, напористо, изолируют негативные элементы и защищают мирное население, выполняя тем самым главное предназначение ООН – сохранение и поддержание мира, предупреждение новых конфликтов и обеспечение безопасности по всюду в мире

...Мы рассказывали о прошедшем в Москве по инициативе Информационного центра ООН в России встречи «круглого стола» на тему «Миротворчество ООН как оно есть». В этой встрече принял участие Чрезвычайный и полномочный посол Сенегала в России, генерал Мунтага Диалло, возглавляший миротворческие силыи ООН во время вооруженного конфликта в Демократической Республике Конго

 

Круглый стол "Миротворчество ООН как оно есть"
Материал на сайте Музея миротворчества www.un-museum.ru

Хотя ООН занимается очень широким кругом вопросов, для большинства людей она ассоциируется прежде всего с преодолением конфликтов и кризисов. И несмотря на то, что на состоявшемся месяц назад Всемирном саммите в Нью-Йорке в центре дебатов были темы развития, борьбы с терроризмом, защиты населения в отдельных странах, где могут иметь место военные преступления, этнические чистки и т.п., – проблематика миротворчества не была обделена вниманием.

Усилия ООН по поддержанию мира были отмечены несомненными достижениями, хотя сохраняется и немало проблем. В свете уроков последнего времени Информационный центр ООН в Москве организовал обмен мнениями в рамках круглого стола "Миротворчество ООН как оно есть", который состоялся 25 октября в 16:00 по адресу: Глазовский переулок, д. 4/16.

Для участия в круглом столе были приглашены представители МИД, Министерства обороны и Министерства внутренних дел, ученые-международники, ветераны и действующие участники миротворческих операций ООН, а также журналисты и юные миротворцы из Южного административного округа г.Москвы.

После окончания круглого стола юные миротворцы взяли интервью у посла Сенегала в России Мунтага Диалло, в прошлом – Командующего силами Миссии ООН в Демократической Республике Конго.

Интервью у участника круглого стола "Миротворчество ООН как оно есть"

25 октября 2005 года нам довелось побывать в Информационном центре ООН, где в честь 60-ти летия ООН проводился круглый стол "Миротворчество ООН как оно есть". В зале присутствовали ветераны миротворческих операций, юристы, политологи, преподаватели.

Главным гостем этого мероприятия стал генерал Мунтага Диалло, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сенегал в Российской Федерации. В рамках круглого стола поднимались вопросы, связанные с проведением миротворческих операций в Африке и других регионах мира, с необходимостью и допустимостью применения миротворцами оружия, с безопасностью гражданского населения. Можно ли "принуждать к миру" силовыми средствами?

Этот вопрос важен для всех миротворцев. В своем докладе Господин Посол приводил примеры "силовых операций", подчеркивая при этом, что применение силы – крайнее средство, которое должно быть минимальным, иметь четко очерченные цели и комбинироваться с дипломатическими путями решения проблемы.

В перерыве нам удалось поговорить с генералом Мунтага Диалло и задать ему несколько вопросов:

– Господин Посол, в каких миротворческих операциях Вы принимали участие?

– Я принимал участие в двух типах операций: непосредственно ООНовских на африканском континенте и региональных, в 1978-79 гг. в Конго.

– Сколько Ваших соотечественников участвовало в миротворческих операциях?

– С 1960-го года – несколько тысяч сенегальцев. В основном это военнослужащие.

– Какой вклад может внести молодежь в миротворческое движение?

– Молодые люди из разных стран мира и сейчас вносят свой вклад в миротворчество, работая в качестве добровольцев в миссиях ООН. Причем, и это важно, речь идет не о военных, а о гражданских лицах.

– Большое спасибо, Господин Посол.

Беседовали
Коршунова Наталия и Филиппова Виктория,
учащиеся 9-го класса СОШ № 1034


Первоисточник: http://www.un-museum.ru/vestnik/212.htm#3

 

Комментарий заместителя директора Инфоцентра ООН Юрия Шишаева к публикации о российских миротворцах в "Новых Известиях"

– Если мы говорим об участии россиян в миротворческих операциях ООН, то надо однозначно признать: на сегодня оно приняло минимальные размеры. Это касается равным образом как военных, так и гражданских представителей РФ. Несколько человек присутствуют в качестве военных наблюдателей в урегулировании кризисов в Демократической Республике Конго и в Боснии и Герцеговине, да еще в Либерии и Сьерра-Леоне остались пара-тройка гражданских. Вообще перемещения наших соотечественников-миротворцев, пусть и единичные, довольно хаотичны и уж точно не зависят от политики государства. Все это удивительно на фоне того, что за службу в составе миротворческих сил на Балканах наши военнослужащие получали хорошие сотни долларов. Да и не в одних только долларах дело – миротворческая служба под флагом ООН – это прежде всего престиж государства..
"Новые Известия", 01.11.2005

Первоисточник: http://www.newizv.ru/news/2005-11-01/34560/


ВВЕРХ

на главную Africana.ru