Многие этнические группы современной Ганы
сформировались в результате нескольких последовательных волн миграций.
Некоторые из них (аканы) пришли с севера, другие (эве и га) - с востока.
В 15 в. фанти (одна из групп аканов) появились на побережье, откуда было
изгнано коренное население. Небольшие раннегосударственные образования
аканов торговали и воевали друг с другом до тех пор, пока в 17 в. могущественные
ашанти не предприняли экспансию из своей столицы Кумаси, подчиняя и объединяя
в конфедерацию государственные образования лесной зоны. Примерно в то
же время к северу от Конфедерации ашанти стало набирать силу государственное
образование народа гонжа, которое могло соперничать с воинственными северными
соседями - государствами Мампруси и Дагомба. Предположительно часть племен
акан пришла на побережье из средневековой империи Гана после ее распада
в 11 в. Однако наверняка известно лишь то, что к моменту появления первых
европейцев на побережье Гвинейского залива в конце 15 в. там уже существовали
территориально-политические образования, а население занималось торговлей
и земледелием.
Первых
европейских торговцев привлекали золото, слоновая кость и пряности, однако
вскоре эти товары оттеснила на задний план более прибыльная торговля невольниками.
Именно работорговля была основной причиной территориальной экспансии ашанти
и строительства европейских фортов и торговых факторий на побережье Гвинейского
залива, где они заключали союзы с местными государственными образованиями.
К концу 18 в. соперничество между европейскими державами за контроль над
побережьем завершилось в пользу Великобритании, что привело к конфликту
с конфедерацией Ашанти. 19 в. был отмечен локальными войнами между англичанами,
закрепившимися на побережье, и ашантийцами, господствовавшими во внутренних
районах. Войны шли с переменным успехом, но в целом перевес был на стороне
ашантийцев вплоть до 1870-х годов. Английские войска под командованием
Гарнета Уолсли в 1873-1874 совершили стремительный поход на ашантийскую
столицу Кумаси и сожгли ее. С тех пор начался упадок конфедерации Ашанти,
в 1896 ашантихене Премпе I был отправлен в ссылку на Сейшельские о-ва.
После восстания ашантийцев в 1900, возглавлявшегося легендарной королевой-матерью
Яа Асантевой, когда английский гарнизон в Кумаси более месяца находился
в осаде, Великобритания ввела в Ашанти режим военного правления. В 19
в. британцы не только воевали с ашантийцами, но и вели поиск оптимальных
форм управления прибрежными районами, которые в 1874 стали британской
колонией Золотой Берег. В 1901 колонией стала и территория Ашанти, а районы,
расположенные севернее Ашанти (т.н. Северные территории), были объявлены
британским протекторатом. Название "Золотой Берег" было распространено
на все три британских владения - Золотой Берег (собственно колония), Ашанти
и Северные территории. В 1919 к Золотому Берегу было присоединено Западное
Того, мандат на управление которого от Лиги наций получила Великобритания.
Затем наступил период постепенной интеграции разных частей Золотого Берега,
чему в значительной степени способствовало производство какао-бобов на
экспорт. Эта культура быстро распространялась из юго-восточных районов
собственно колонии в Кваху и Ашанти. Англичане проводили политику "косвенного
управления" с использованием традиционных политических институтов
для нужд колониальной администрации. В рамках этой системы становится
понятным возвращение в 1924 из ссылки ашантихене Премпе, восстановление
в 1935 при следующем ашантихене Премпе II Совета конфедерации Ашанти и
создание в 1946 Территориального совета Северных территорий. Еще в 1850
на побережье современной Ганы был организован Законодательный совет, но
долгое время его большинство составляли английские колониальные чиновники,
а представители местного населения назначались губернатором и были в меньшинстве.
Выборное представительство африканцев в Законодательном совете было введено
в 1925. В выборах участвовали вожди и мизерная часть городского населения,
отвечавшая имущественному и образовательному цензам. В 1946 за счет включения
представителей Ашанти состав Законодательного совета был расширен, а впервые
в нем стало больше выборных членов, чем назначенных чиновников. Представители
Северных территорий были впервые избраны в Законодательный совет в 1951.
Прокатившаяся в феврале 1948 по крупным городам волна беспорядков и грабежей
вынудила колониальную администрацию ускорить процесс конституционных преобразований.
Причинами народных выступлений были послевоенный рост цен на импортные
товары, убытки, нанесенные болезнью шоколадных деревьев и общий подъем
национально-освободительного движения. В 1947 юристы и предприниматели
создали Объединенный конвент Золотого Берега (ОКЗБ), чтобы бороться конституционными
методами за самоуправление. Волнения 1948 свидетельствовали о росте политического
сознания среди других групп африканского населения - чиновников, учителей,
шоферов, мелких торговцев и крестьян. В январе 1950 состоялись массовые
демонстрации населения против новой конституции, которая, хотя и предусматривала
некоторое расширение участия африканцев в управлении Золотым Берегом,
но не гарантировала реального самоуправления. Эту кампанию протеста возглавил
Кваме Нкрума, который в конце 1947 вернулся из Лондона на родину, в 1948
превратил ОКЗБ в массовую партию и в середине 1949 привел б льшую часть
членов этой организации в созданную им Народную партию конвента (НПК).
Нкрума и ряд других руководителей НПК были арестованы по обвинению в организации
беспорядков, но все они были освобождены после убедительной победы партии
в феврале 1951 на выборах в Законодательное собрание, где она завоевала
33 из 38 мест. Было образовано правительство во главе с Кваме Нкрумой,
в котором большинство составляли африканцы. Хотя Нкрума оставался противником
конституции 1951, он не отказывался от сотрудничества с губернатором колонии
Чарлзом Арден-Кларком и некоторыми британскими колониальными чиновниками.
В 1954 была принята "конституция Нкрумы", предусматривавшая
избрание депутатов в Законодательное собрание путем прямых выборов на
основе всеобщего избирательного права. Конституция приблизила НПК к заветной
цели - независимости страны. На состоявшихся в июне того же года всеобщих
выборах в Законодательное собрание партия Нкрумы завоевала 72 места из
104. В конце 1954 правительство Нкрумы пыталось предотвратить инфляцию
и ввело фиксированные закупочные цены на какао-бобы, несмотря на очень
высокие цены на них на мировом рынке. Оппозиция использовала это для критики
курса НПК на создание унитарного централизованного государства и ускоренную
модернизацию. В Ашанти при поддержке ашантихене было создано Движение
за национальное освобождение (ДНО), которое возглавил Кофи Бусиа. Его
союзниками стали Народная партия Севера, Мусульманская ассоциация и Партия
конгресса Того. Последняя организация выступала за объединение Британского
и Французского Того в единое государство и против включения Британского
Того в состав Золотого Берега.
Главным
требованием оппозиции было принятие конституции, которая обеспечила бы
федеративное государственное устройство. Учитывая это требование, британское
правительство настояло на необходимости проведения новых выборов, которые
состоялись в июле 1956. Хотя в Ашанти, куда входила область Бронг-Ахафо,
и в Северных территориях НПК потерпела поражение, в целом она снова одержала
победу, заняв, как и в 1954, 72 из 104 мест в Законодательном собрании.
На юге НПК получила все 44 мандата. Столкновения между сторонниками и
противниками Нкрумы продолжались и после выборов, пока правительство не
пообещало, что новая конституция будет гарантировать создание региональных
законодательных собраний. 6 марта 1957 была провозглашена независимость
Ганы.
Угроза целостности и безопасности Ганы сохранялась и после провозглашения
независимости. Центральному правительству сравнительно быстро удалось
установить контроль над Ашанти. Однако Партия конгресса Того готовила
накануне провозглашения независимости страны вооруженное восстание, а
затем начались волнения среди га, живущих в Аккре и недовольных потерей
доходов от сдачи земли в аренду и наплывом в столицу других этнических
групп. Значительная часть образованной элиты оставалась в оппозиции к
правительству. В этой ситуации НПК укрепляла свои позиции, мобилизуя население
на выполнение амбициозных планов экономического развития и социальных
преобразований.
Последовательно добиваясь создания в стране общенациональной радикальной
партии, в 1957 НПК провела закон, в соответствии с которым был наложен
запрет на деятельность политических организаций, создаваемых по расовому,
религиозному или региональному принципу. Оппозиционные силы отреагировали
на этот закон созданием Объединенной партии. В 1958, после раскрытия заговора
с участием членов Объединенной партии, был принят закон о превентивном
тюремном заключении. Последовавшие вслед за этим аресты осложнили деятельность
оппозиционеров.
При
Нкруме основой внешней политики Ганы стал панафриканизм. Гана добивалась
освобождения всей Африки от колониального ига и создания политического
союза, без которого независимость Ганы не имеет смысла. По инициативе
Нкрумы в Аккре были проведены Первая конференция независимых государств
Африки (апрель 1958) и Первая конференция народов Африки (декабрь 1958).
Гана оказывала значительную моральную и материальную поддержку национально-освободительным
движениям в африканских колониях и предоставила крупные займы Гвинее и
Мали, когда они стали независимыми (соответственно в 1958 и 1960). В своей
внешней политике Гана твердо придерживалась принципа позитивного нейтралитета.
Нкрума занял почетное место среди таких лидеров движения неприсоединения,
как президент Югославии Тито, премьер-министр Индии Неру, президент Египта
Насер и президент Индонезии Сукарно.
В 1960 правительство почувствовало себя достаточно сильным, чтобы вынести
на общенародный референдум вопрос о новой конституции, которая предусматривала
введение в Гане президентской республики. 90% избирателей одобрили эту
конституцию и столько же поддержали кандидатуру Нкрумы на пост президента.
1 июля 1960 Гана была провозглашена республикой. Режим Нкрумы пользовался
поддержкой народа, но не был прочным, поскольку его социальная база неуклонно
сужалась. Антиправительственные настроения усилились в городе Секонди-Такоради
после подавления там забастовки рабочих в 1961. Неудачные покушения на
президента в 1962 и 1964 показали, что полиция и верхушка правящей НПК
не являются надежной опорой режима. После того как суд не признал виновными
партийных функционеров, обвиненных в организации первого покушения на
Нкруму, независимость судебной системы была ограничена. После второй попытки
устранения Нкрумы произошли кадровые изменения в руководстве полиции.
В феврале 1964 Гана стала однопартийным государством. В 1965 были произведены
перестановки в руководстве вооруженными силами после того, как военачальники
выразили недовольство созданием президентской гвардии. Эти события происходили
на фоне роста дефицита платежного баланса и государственного долга, обусловленных
резким падением мировых цен на какао и нехваткой средств для финансирования
грандиозных проектов развития промышленности, субсидируемых за счет краткосрочных
займов на крайне невыгодных условиях. Все это привело к жестким ограничениям
импорта, увеличению налогов, нехватке товаров первой необходимости и инфляции.
24 февраля 1966, когда Нкрума находился в зарубежной поездке, армия осуществила
переворот, и к власти пришла военно-полицейская хунта.
Национальный совет освобождения (НСО), правивший Ганой после переворота,
представлял общественные слои, которые в 1948-1951 проиграли НПК, - предпринимателей,
лиц с высшим образованием и прежде всего представителей этих групп в вооруженных
силах, на государственной службе и в системе высшей школы. Западные кредиторы
Ганы приветствовали свержение Нкрумы. Новому руководству Ганы, состоявшему
из военнослужащих, полицейских и гражданских лиц, была предоставлена финансовая
помощь, были также отсрочены выплаты по внешним долгам. Благоприятным
фактором для закрепления позиций военного режима стало повышение мировых
цен на какао в конце 1960-х годов. В результате произошло сокращение бюджетного
дефицита и замедлились темпы инфляции. Однако ежегодно происходило падение
производства, а численность населения увеличивалась более быстрыми темпами,
что сопровождалось ростом безработицы. В 1969 была принята вторая республиканская
конституция, и по результатам парламентских выборов было сформировано
гражданское правительство во главе с Кофи Бусиа.
Новое правительство, как и его предшественники, оказалось не в состоянии
решить экономические проблемы страны - справиться с непомерной внешней
задолженностью и избавиться от зависимости от уровня мировых цен на какао-бобы.
Ухудшение положения на мировом рынке какао, ввод ограничений на импорт,
проведение государственной политики строгой экономии, галопирующая инфляция,
коррупция и авторитарные методы управления государством за два года подорвали
доверие к правительству Бусиа. 13 января 1972 группа офицеров совершила
государственный переворот. Власть в стране перешла к Совету национального
спасения (СНС) во главе с полковником Игнатиусом Ачампонгом.
Новый военный режим сумел выплатить часть внешнего долга, но кардинальные
проблемы страны обострились после четырехкратного повышения мировых цен
на нефть в 1974-1975. Гана столкнулась с гиперинфляцией и острой нехваткой
основных потребительских товаров. Вскоре порожденная тотальным дефицитом
коррупция поразила и сам СНС. В 1978 Ачампонг был отстранен от власти
своим заместителем генерал-лейтенантом Фредом Акуффо. 4 июня 1979 произошел
новый военный переворот, осуществленный группой младших офицеров и солдат
во главе с лейтенантом ВВС Джерри Ролингсом, который заявил о необходимости
принятия новой конституции, проведения выборов и создания гражданского
правительства. Объявившая себя наследницей нкрумовской Народной партии
конвента Народная национальная партия (ННП) завоевала 71 из 140 мест в
парламенте, 42 места заняли депутаты от Народного фронта, образованного
на базе партии Кофи Бусиа. Член ННП Хилла Лиманн был избран президентом
Ганы. Наступил период Третьей республики. Недолго находившиеся у власти
младшие офицеры, совершившие последний переворот, провели "чистку"
вооруженных сил и государственного аппарата от лиц, виновных в развале
экономики и злоупотреблении властью. В ходе этой чистки по приговору суда
были расстреляны три бывших руководителя страны - генералы Ачампонг, Акуффо
и Африфа, а также пять других высших военных чинов. 24 сентября 1979 гражданское
правительство президента Хиллы Лиманна официально приступило к исполнению
своих обязанностей.
После более семи лет неудачного военного правления и трех месяцев террора,
который осуществлял Революционный совет вооруженных сил во главе с Джерри
Ролингсом, государственная казна была опустошена. Новое руководство Ганы
признало необходимость приступить к реализации серьезных экономических
реформ. Однако темпы реформирования оказались неоправданно медленными,
что выхвало раскол в руководстве правящей партии. Все эти обстоятельства
вкупе с личными амбициями побудили лейтенанта ВВС Ролингса 31 декабря
1981 вновь захватить власть.
На сей раз он появился на политической арене как популистский лидер левого
толка, возглавивший революционное правительство - Временный совет национальной
обороны (ВСНО). Новое руководство отменило конституцию страны и запретило
деятельность всех политических партий. Были распущены все местные органы
исполнительной власти, а их полномочия переданы комитетам защиты революции
(КЗР).
Второе пришествие Ролингса к власти было поддержано большинством ганцев,
но его режим вскоре столкнулся с тяжелейшими проблемами. В рядах вооруженных
сил усиливался раскол по этническому принципу, неоднократно предпринимались
попытки новых военных переворотов, самая серьезная из которых произошла
в июне 1983. Два года подряд, в 1982 и 1983, в стране свирепствовала столь
жестокая засуха, что резко сократилось производство не только продовольствия,
но и гидроэнергии. Попытки правительства ввести контроль над ценами на
основные продукты питания оказались неэффективными и лишь усугубили ситуацию
на продовольственном рынке, а инициатива членов некоторых КЗР навести
порядок путем выборочной конфискации товаров и наказания "спекулянтов"
и тех, кто припрятывает продовольствие, вызвала резкое недовольство уличных
торговок, в руках которых находилась розничная торговля.
В 1982-1983 ВСНО колебался в выборе стратегии преодоления экономического
кризиса. "Левый" подход предусматривал введение жесткого государственного
регулирования экономики и обращение за помощью к таким странам, как Ливия
и СССР. "Прагматический" подход делал ставку на оживление хозяйственной
деятельности через инициативу частных производителей, в первую очередь
фермеров, и получение помощи от западных стран и международных организаций
- Всемирного банка и Международного валютного фонда. Осенью 1983 был сделан
выбор в пользу "прагматического" варианта. Седи был резко девальвирован,
были увеличены закупочные цены на продукцию фермеров, началось осуществление
антиинфляционной программы оздоровления экономики. Все это позволило правительству
получить от Всемирного банка и МВФ чрезвычайную помощь в размере 200 млн.
долл., а несколько позже стала поступать и другая международная помощь
в виде субсидий и займов на выгодных условиях.
Вскоре программа оздоровления экономики стала приносить положительные
результаты на макроэкономическом уровне. В 1984-1990 ежегодный прирост
общего объема производства составлял в среднем ок. 5%, темпы инфляции
снизились со 100% в год до более приемлемых, хотя еще и высоких 33% и
продолжали снижаться.
Четвертая республика. Возвращение Ганы к демократическому государственному
устройству началось с проведения в начале 1989 выборов на непартийной
основе в местные собрания всех 110 районов страны. В июле 1990 была сформирована
Национальная комиссия за демократию (НКД), которая в последующие несколько
месяцев провела ряд региональных конференций, где обсуждались экономические
и политические перспективы страны. В ходе дебатов превалировало мнение,
что Гана готова к восстановлению демократии и к переходу к многопартийной
системе правления.
В марте 1991 НКД разработала порядок процесса восстановления демократии,
и в мае того же года ВСНО принял ее рекомендации, но отказался от немедленной
легализации политических партий. Для разработки новой конституции было
сформировано консультативное собрание. Проект конституции, подготовленный
в марте 1992, получил одобрение на референдуме 28 апреля 1992. В мае было
разрешено создание политических партий, но запрещалось формальное восстановление
политических организаций, существовавших до 1982.
3 ноября 1992 были проведены президентские выборы, на которых Ролингс
получил ок. 60% голосов. Хотя зарубежные наблюдатели признали, что в целом
выборы были свободными и справедливыми, по мнению оппозиционных партий,
они сопровождались многочисленными злоупотреблениями. Оппозиция бойкотировала
парламентские выборы, состоявшиеся 29 декабря 1992.
В результате "Четвертая республика" начала свое существование
с парламентом, почти целиком состоявшим из членов партии Ролингса Национальный
демократический конгресс (НДК). После окончания первого срока президентства
Ролингса и парламента в 1996 были проведены очередные выборы. Ролингс
остался на посту президента, получив 57% голосов. На парламентских выборах
кандидаты НДК завоевали 133 из 200 депутатских мандатов в законодательном
органе. Следующие всеобщие выборы намечены на 2000. Даже если Ролингс
не будет иметь конституционного права выставлять свою кандидатуру, срок
его непрерывного пребывания на посту главы государства превысит 18 лет.
|