Армен Мелик-Симонян. Армянская колония в Эфиопии

 

Армянская колония в Эфиопии

Армен Мелик-Симонян, "Планета диаспор", 6 апреля 2000г.

 

Автор этой статьи - АРМЕН МЕЛИК-СИМОНЯН, журналист по профессии, три года (1964 - 1966) жил в Эфиопии, работал там корреспондентом Агентства печати "Новости". А. Мелик-Симонян много путешествовал по Эфиопии и хорошо знаком с этой страной.

 

В начале XVI века, когда император Лебна Денгаль был молод, и власть находилась в руках регентши Елени, бабушки императора, когда Турция покоряла Средний Восток, грозя странам Северной и Восточной Африки, когда Португалия облачилась в доспехи великой державы, уравновешивая на мировых весах мусульманскую агрессивность христианским экспансионизмом, - Эфиопия послала за море своего первого дипломата. Это был армянин Матевос - монах и торговец, побывавший в Индии, Персии, Египте, Иерусалиме. Он появился при дворе эфиопского императора в роли представителя патриарха Александрийского. Матевоса полюбили, к его советам прислушивались, ему доверяли. И когда империи понадобился человек для выполнения необычной и важной миссии, послали его.

Первый европейский посол Эфиопии отправился в путь в 1509 году и через несколько месяцев без всяких происшествий добрался до дворца португальского короля Эммануила I. Неприятности начались уже во дворце. Португальцы не поверили верительной грамоте посла, они не понимали, как белый человек может представлять африканскую страну, и заточили посла в крепость.

Средневековые средства связи были несовершенны, а средневековый бюрократизм уже был в достаточной мере развит. Вот почему Матевосу пришлось ждать реабилитации в течение одиннадцати лет. В 1520 году ему возвратили верительные грамоты и оказали почести, которых он был лишен все эти годы. Португальцы устроили торжественные проводы, достойные восстановленного в своих правах посла империи. Вместе с Матевосом в Эфиопию отплыл португальский посол. Результатом этой затянувшейся миссии были переговоры о судьбе портов на побережье Красного моря, которым угрожали турки.

В XVI веке при дворе императора Фасилидаса появился сирийский армянин Мурад. Начав свою деятельность в качестве имперского торгового представителя, он стал затем политическим представителем, успешно осуществлял дипломатические миссии на Востоке и Западе.

Мурад прожил 102 года. Он стал министром при дворе Яссу I, и сам император называл его с уважением и любовью - отец Мурад. В 1700 году Яссу направил посольство во Францию к королю Людовику XIV. Возглавил посольство Мурад. Правда, согласно некоторым источникам, послом был не сам отец Мурад, а его племянник, носивший то же имя.

Другим дипломатом, услугами которого пользовался Яссу I, был армянин Элиас.

В те же годы Эфиопию посетил армянский архимандрит Аствацатур, которого сопровождал писатель из Тигранакерта Аветик Багдасарян. Пока архимандрит укреплял связи с эфиопской церковью, писатель отправился на запад и достиг района нынешней республики Чад задолго до европейских путешественников. Он оставил очень интересное описание увиденного.

В Эчмиадзине найдены фрагменты древних эфиопских рукописей. Жития армянских святых переводились на древний эфиопский язык гииз. Вместе с переводами в лоно эфиопской церкви пришли и святые армянской церкви: Григорий, Рипсиме, Гаяне.

Зародившись в глубоком средневековье, армяно-эфиопские отношения развились и укрепились в позднейшие времена, когда вслед за святыми армянской церкви Эфиопия приняла армянских беженцев.

 

***

 

- Вы знаете о страшной резне на земле Турецкой Армении в 1915 году. Но вы, может быть, не знаете, что массовые убийства начались задолго до этого, - Элиас Джеррахян стал смотреть в окно.
Под окном был асфальтированный двор и около десятка автомашин. К противоположной стороне улицы прилегало маленькое безвкусно раскрашенное увеселительное заведение. Еще дальше громоздился банк, а на несколько сот метров выше парил муниципалитет. Оба здания - банка и муниципалитета - были типичными замками ХХ века. Между ними тянулась узкая и прогнувшаяся, как перекинутый через горную реку мост, улица Черчилля. Если глядеть на нее долго, то начинает казаться, что она раскачивается.

- Мои родители высадились в порту Джибути в начале века, - рассказывает немного погодя Элиас Джеррахян. - Железная дорога тянулась в то время лишь до Дире Дава. Здесь они пересели на мулов и больше месяца добирались до Аддис-Абебы. В Аддис-Абебе отец открыл кондитерскую восточных сладостей и, хотя столица в то время была большой деревней и в ней не было тысячи вещей, в которых люди нуждались больше, чем в восточных сладостях, отец что-то зарабатывал, и мы как-то жили.

Элиас и его брат Жорж учились во французской школе и одновременно работали, чтобы платить за учение. Потом они стали откладывать деньги на приобретение типографской машины (идея, родившаяся в голове Элиаса, когда ему было 14 лет). Детская мечта обернулась взрослой целеустремленностью и продуманностью. В историческом обзоре доктора Р. Панхерста, в главе, посвященной эфиопской прессе, написано: "В 1934 году организована типография Артистик Пригтинг Пресс братьев Джеррахянов".

Элиас Джеррахян был избран вице-президентом армянской общины в Аддис-Абебе, но фактически он возглавлял национальный совет.

В Аддис-Абебе, говорят, проживает около одной тысячи армян. Точной цифры никто, однако, назвать не может, ибо перепись не проводилась. Каждые четыре года происходят выборы в национальный совет общины, куда избирают семь человек. Эти семеро затем выбирают президента и вице-президента. Выборщиком может быть каждый армянин, достигший 21 года, но только мужчина. Женщины в выборах не участвуют, и такое положение вещей никому не кажется странным. Наверное потому, что в привычках и традициях армянского населения господствует влияние Востока.

Среди армян Аддис-Абебы сорок процентов имеют эфиопское гражданство, двадцать процентов - иностранные подданные, и сорок процентов не имеют никакого подданства.

Община имеет свою церковь, спортивный клуб "Арарат" и школу. Одна треть бюджета школы покрывается платой учащихся, а остальные две трети - за счет добровольных пожертвований. Один раз в год национальный совет общины устраивает благотворительный вечер, на котором, помимо членов общины, присутствуют многочисленные гости - эфиопы, итальянцы, греки, французы, американцы.

Среди эфиопских армян есть бизнесмены, торговцы, ювелиры, юристы и врачи. Есть музыканты и художники. Например, эфиопский гимн, который исполняется по радио несколько раз на день, написан композитором Кеворком Налбандяном.

В каждой стране бывает такая ситуация, которую можно назвать проверкой на лояльность. В такие моменты армяне в Эфиопии демонстрируют преданность дому, который их приютил. Некоторые из них становятся патриотами больше, чем сами эфиопы. Во время одного из очередных эфиопо-сомалийских конфликтов газета "Войс ов Эфиопиа" поместила заметку, начав ее так: "Мистер Пайлак Язеджян, 68-летний бизнесмен в отставке, возглавил список тех, кто пожертвовал деньги в фонд обороны Огадена. Он вручил чек на 500 эфиопских долларов лорд-мэру Аддис-Абебы".

Во время итало-эфиопской войны Язеджян возглавлял партизанский отряд, затем был схвачен итальянцами и несколько лет провел в тюрьмах. Он заявил, что, несмотря на свои 68 лет, готов идти на фронт и сражаться за Эфиопию.
Никто не может сказать, что армяне, живущие в Эфиопии, не платят благодарностью стране, которая оказала им гостеприимство. Но каждый армянин сохраняет теплые чувства и привязанность к другой стране - Армении, где многие из них никогда не были, но которая является их настоящей родиной.

Вернуться на главную