Александр Волин. Культ в эпоху глобализации

 

Культ в эпоху глобализации

Александр Волин, "Итоги", 1 декабря 2001. (Фото: Chris Brandis/AP)

 

Религиозные культы рождались не только в далекой древности. Они возникают и в наше время. Их иногда путают с тоталитарными сектами, хотя между ними нет ничего общего. К современным культам можно отнести, например, ямайское движение растафари.

Название возникло в 1930 году. В ямайских газетах появились сообщения о том, что в Эфиопии на царство короновался рас (князь) Тэфэри Мэконнын, или попросту рас Тафари. При короновании он принял имя-титул Хайле Селассие (в переводе - "власть Троицы"). Трудно переоценить значение этого факта для ямайских чернокожих. Хайле Селассие I, он же последний император Священной земли - Эфиопии, был для них наместником на земле Бога Джа. Сами последователи раста считали себя эфиопами в изгнании, представителями избранного Богом народа, истинными потомками древних иудеев, которые, по их собственному разумению, имели черный цвет кожи. Современные белые евреи, с их точки зрения, самозванцы, пришедшие неизвестно откуда.

Вся жизнь растамана проходит в ожидании репатриации на историческую родину - в Эфиопию. Нельзя понимать репатриацию раста буквально - как пространственное перемещение. Смысл этой идеи гораздо глубже. Имеется в виду возрождение духовной культуры Африки в душе самого человека и его возвращение к ее мистическим истокам.

С 1930 года до середины 60-х растафари было ямайским религиозным движением. Оно возглавлялось одновременно несколькими старцами, взгляды которых заметно различались. Поэтому не возникло ни ямайской растафарианской церкви, ни общей доктрины или канонического Писания. Некоторыми старцами использовалась старинная английская Библия Короля Якова, другие создавали собственные священные тексты, в которые бесконечно вносились поправки и исправления.

Вот отрывок из "Книги бытия", написанной в 1933 году видным растаманским старцем Расом Сэмом Брауном: "Мы, растафариане, предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов, но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни". Далее в документе излагаются этические положения растафариан, основанные на идее ненасилия.

Растафари - это не столько религиозная доктрина, сколько попытка внутреннего преображения, духовное усилие с целью понять, в чем состоит воля Бога Джа ("Джа" - искаженный вариант библейского Яхве). Поэтому растаманы (rastas) постигают божественную волю, участвуя в reasonings - теологических дебатах, на которых пытаются отыскать Истину.

Отношения раста с властями обострились после 1954 года, когда правительство Ямайки опустошило растафарианское мини-государство Пинакль ("башенка"), которое в тот момент управлялось старцем Леонардом Хауэллом. Его последователи переселились в трущобы Кингстона, столицы Ямайки, постепенно превратившиеся в гетто. В начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от идей ненасилия и учинили ряд кровавых столкновений с английскими солдатами. С этого момента по отношению к властям предержащим девизом раста стало "Отпусти мой народ!".

Когда движение только зарождалось, обыватели были шокированы видом этих черных юродивых. Их живописные толпы, одетые в красно-желто-зеленые одежды (цвета эфиопского стяга), в хорошую погоду бродили по побережью, вглядываясь в даль: а не плывут ли посланные императором Хайле Селассие корабли, чтобы увезти их на родину? Они целые сутки проводили в курении марихуаны, сложении стихов, пении гимнов и плясках под рэгги, а также в беседах на богословские темы, в которых хорошим тоном было проклинать нынешнюю цивилизацию. В понимании раста современный Запад - это погрязший в пороках библейский Вавилон.

Последователи раста, по их собственному убеждению, обладают просветленным умом, что дает им право по-своему трактовать Ветхий Завет. Оспаривать их суждения, построенные сплошь на логических допущениях и далекие от фактов, невозможно, а главное - бессмысленно. Но вместе с тем, когда слушаешь апологетов растафари, тому, что они говорят, очень хочется верить. Унизить неверием их мечту о счастье - все равно что обидеть ребенка. Черный континент, о котором они вечно грезят, неповторим в своем древнем великолепии, а мечта непрерывно сияет в их речах, искренних и жарких, как лучи африканского солнца.

Вернуться на главную