Удивительная жизнь и судьба Евгения Всеволодовича
Сенигова
"Сопровождать нас в Каффу император
прислал одного из своих надежных людей. Это бывший русский офицер, превратившийся
в настоящего эфиопа – Е.Сенигов. Негус подарил ему участок земли в Дауро,
неподалеку от Аддис-Абебы, и часто приглашал в свой дворец. Там он познакомился
с красавицей амхаркой, которая вскоре стала его женой". Так писал
известный немецкий путешественник Ф.Бибер в 1905 году в Аддис-Абебе, готовясь
к своей знаменитой экспедиции в "страну царей-богов".
Согласно автобиографии Е.В. Сенигова, сохранившейся в одном
из дел Архива внешней политики России (АВПР), он родился в 1872 году в
обеспеченной дворянской семье. Закончил реальное училище в Петербурге,
затем в 1892-1894 годах учился в Московском Алексеевском военном училище,
откуда был выпущен подпоручиком и направлен в Туркестанский линейный батальон,
в Ферганскую область, где служил с 1894 по 1897 год.
Выйдя в отставку, в 1898 году Сенигов в составе военной
миссии отправился в Эфиопию. Там он поступил на службу к эфиопскому императору
Менелику II. Последний отправил Сенигова к наместнику Каффы Вольде Гиоргису,
покорителю этой провинции. Причиной такого странного, на первый взгляд,
назначения было стремление Менелика иметь незаинтересованных европейских
свидетелей своих завоеваний перед Европой – свидетелей, которым вынуждены
были бы верить колониальные державы. Так Сенигов получил в Каффе должность
начальника правого крыла армии Вольда Гиоргиса и в этом качестве в апреле
1904 года сопровождал известного немецкого путешественника Фридриха Бибера,
которого в Европе считают "открывателем Каффы".
Официальная должность (помимо роли "свидетеля перед
Европой", которую Сенигов фактически выполнял) была, по сути дела,
синекурой, а сам "начальник правого крыла" был увлечен Эфиопией
и эфиопским образом жизни. Попав еще в России под влияние народников,
Сенигов проникся идеей, что только крестьянская община может служить основой
развития свободного демократического государства. В России, где капитализм
крушил общинные устои, Сенигов не видел возможности для реализации своих
идей. В Эфиопии же, где феодализм и церковь не были столь сильны, он надеялся
на успех. Плененный африканской природой, он решил навсегда поселиться
в Эфиопии и задался целью создать на одном из островов озера Тана нечто
вроде "демократической коммуны".
Евгений Всеволодович был не первым европейским энтузиастом
усовершенствования нравов и общества путем возвращения к "простой"
и "естественной" жизни на лоне природы. Именно этим Эфиопия
привлекала русского офицера и его предшественников – французских сен-симонистов
Эдмона Комба и Мориса Тамизье, хотя Сенигов вряд ли знал об их существовании.
Сам он был не сен-симонистом и даже, пожалуй, не столько народником, сколько
толстовцем. Он одевался в эфиопские одежды, женился на эфиопской девушке
и жил с ней в обычной хижине, считая европейские постройки, которые уже
начали появляться в Аддис-Абебе, ненужными излишествами, равно как и европейский
обычай носить обувь.
Известно, что он хотел добиться самоокупаемости своей общины,
разводя табак в своем имении и сбывая его через русских подданых, купцов
из Дагестана Ханафи Магометова и его брата Хаджи, которые вели торговлю
эфиопским табаком. В первые годы жизни в Аддис-Абебе Сенигов активно занимался
созданием коммуны, отдавая этой затее все деньги, которые он зарабатывал
как художник. Как отличный рисовальщик, он пользовался большим успехом
среди придворной знати и среди европейцев, живших в эфиопской столице.
Однако затея с коммуной не заладилась. Художник начал много ездить по
стране, собирая легенды, записывал со слов стариков рассказы о местных
обычаях и традициях, много рисовал.
Его толстовские прожекты кончились, как и следовало ожидать,
полной неудачей, но эта неудача не озлобила его и не заставила видеть
ее причину в тупости и безнравственности окружающих, как это часто бывало
с его предшественниками в деле реформирования общества и морали. Увлеченный
художник-самоучка и страстный, Евгений Сенигов во всем оставался дилетантом,
но был человеком честным и бескорыстным.
Роковые превратности ХХ века не обошли
стороной ни Россию, ни Эфиопию, ни самого Сенигова. В 1921 году он выехал
из Эфиопии в Россию, но был задержан англичанами в Египте, и, как писал
он сам в апреле 1924 года, "я жил с 21 по 23 год в дороге, с 23-го
бедствую в Москве". Дальнейшая судьба Сенигова неизвестна. Некоторые
его картины попали на вечное хранение в Музей антропологии и этнографии
имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, там же хранится и его эфиопский
дневник. Будем надеяться, что новые разыскания прольют свет на жизнь этого
своеобразного человека.
Э.Пугач, С.Чернецов // "Азия и Африка сегодня",
2003, №1 (публикуется в сокращении), Портал
"Соотечественники"
|