Для потенциальных инвесторов египетское законодательство пока остается загадочным


НЕФТЯНОЙ СФИНКС

Олег ИЛЬИН

Доказанные нефтяные запасы Египта, по данным информационного агентства MBendi, составляют 4,2 млрд баррелей, а общие запасы оцениваются в 6,3 млрд баррелей. Очевидно, что страна, обладающая таким потенциалом, не может претендовать на одно из ведущих мест в нефтяной "табели о рангах". Тем не менее, Египет по праву считается перспективным партнером, причем, не только для своих соседей по континенту, но и для крупнейших стран мира.

Начало масштабным экономическим и политическим преобразованиям в современном Египте было положено в 1974 г. Именно тогда президент страны Анвар Садат провозгласил начало "политики открытых дверей" (Open doors policy), ориентированной на построение конкурентной рыночной экономики и - в области внешней политики - на сотрудничество с западными державами. Значимость этого решения переоценить довольно трудно: оно радикально изменило геополитическую ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Дальнейшие события показали, что и экономические эффекты изменения курса египетского руководства оказались очень серьезными: в стране начался заметный экономический рост, вырос уровень иностранных инвестиций. Государство сумело выйти на одно из ведущих мест по развитию экономики на континенте, обогнав многих своих соседей.

Мощный импульс к развитию получил и один из основных секторов промышленности Египта - нефтегазовый комплекс. Привлекательность египетской нефтяной индустрии для иностранных инвесторов всегда была очевидна: несмотря на относительно скромные запасы углеводородного сырья (около 0,3% мировых), активная их разработка позволяла во многом решить проблемы удовлетворения внутреннего спроса, а также наладить снабжение (пусть минимальное) не которых сопредельных стран.

Современное состояние нефтяной отрасли
На сегодняшний день около 80% нефти добывается в зоне Суэцкого залива и дельты Нила. Другие нефтеносные районы расположены на приграничной с Ливией территории, известной как Западная (Ливийская) Пустыня (Western Desert), на Синайском полуострове, в Восточной Пустыне, а также около города Порт-Саид на берегу Средиземного моря. Специалисты отмечают, что постепенно доля суэцкой и нильской нефти будет падать и к началу 10-х годов третьего тысячелетия она составит около 60% от всего объема добываемого сырья.

Добыча нефти разлиными компаниями, 1998 г. (тыс. т)

1. Agiba 2463

2. Bapetco 754

3. Geisum 794

4. General Petroleum Corporation 1687

5. Geptco 489

6. Gupco 16 165

7. Khalda 1674

8. Petrobel 10004

9. Qarun 1808

10. Sopetco 481

11. Suco/Deoco 3233

И Т О Г О 39 552*

*Данные для 11 крупнейших компаний. Суммарный показатель составляет 41 011 тыс. т.И с т о ч н и к: Arab Oil & Gas, 1999 г.
Доминирующая роль в регулировании нефтяной промышленности Египта принадлежит вертикально интегрированной государственной Египетской Генеральной нефтяной корпорации (EGPC), деятельность которой охватывает фактически все сферы нефтяного бизнеса: от разведочного бурения до продажи нефтепродуктов потребителю. Впрочем, роль EGPC очень специфична: ее можно охарактеризовать скорее как административную. Компания является самым существенным рычагом влияния руководства страны на нефтяную отрасль. Приоритетными сферами интересов EGPC считаются регулирование экспорта и импорта нефти и нефтепродуктов, переработка сырья, а также реализация нефтепродуктов. Большую роль играет мнение руководства компании и в вопросах иностранного инвестирования в нефтяные проекты в стране. EGPC владеет нефтедобывающей компанией General Petroleum Corporation, а также целым рядом перерабатывающих предприятий. Кроме того, компания имеет крупные пакеты акций в основных совместных предприятиях, работающих в отрасли.

В Египте существует немало компаний с участием в акционерном капитале, помимо египетских, крупнейших нефтяных корпораций мира. Некоторые созданы совместно с такими гигантами, как BP/Amoco, Mobil, Royal Dutch/Shell Group, Agip и т.д. Самой крупной частной нефтедобывающей компанией в стране по праву считается британо-американо-египетская Нефтяная корпорация Суэцкого залива (Gulf of Suez Petroleum corporation - Gupco), в которой около 50% уставного капитала принадлежит BP/Amoco (см. таблицу). Она контролирует большинство открытых в последние 20-25 лет месторождений на шельфе Красного моря и в зоне Суэцкого залива.

Одной из серьезных проблем для развития нефтяной отрасли Египта стал мировой ценовой кризис. Если к середине 1998 г. страна подошла с положительным торговым сальдо по нефти и нефтепродуктам, то общий итог года оказался неутешительным: уровень валютных поступлений от их реализации на внешнем рынке упал с 1,73 млрд до 850 млн долларов. Несмотря на это, в 1998 г. египетская нефтяная отрасль сумела добиться определенных успехов: объявленные тендеры на разработку месторождений в зоне Суэцкого залива собрали довольно представительный состав участников, а сумма контрактов, подписание которых запланировано на 1999 г., превысила 1 млрд долларов, что может стать серьезным фактором стабилизации и дальнейшего роста египетской нефтяной отрасли.

Однако далеко не всегда политическая и экономическая ситуация в стране благоприятствовала деятельности иностранных инвесторов. Причем, вмешивались не только внешние факторы: большое значение имели колебания внутренней политической и экономической конъюнктуры. Либерализация нефтяного рынка периодически сменялась введением жестких фискальных регуляторов.

Так, например, в 70-80-х годах был принят целый ряд относительно прогрессивных и либеральных законов (Закон об инвестициях, 1974 г., Закон о компаниях, 1989 г., Объединенный налоговый закон, 1981 г., Новый закон об инвестициях, 1989 г.). Но, несмотря на это, в 1990-1991 гг. экономический кризис, спровоцированный ужесточением фискального и таможенного режимов, привел к уходу с египетского рынка ряда крупных компаний, таких, как Total, BP, Conoco и т.д. Некоторые из них (например, BP) впоследствии вернулись, но это возвращение стоило руководству Египта колоссальных усилий. Желание сохранить "на плаву" энергетическую отрасль страны стало одной из причин начала нового либерального курса в отношении нефтяной промышленности, объявленного в 1993 г.

Следует отметить, что выйти из кризиса удалось очень быстро, чему в немалой степени способствовала грамотная экономическая политика руководства страны. С 1993 г. ситуация начинает постепенно стабилизироваться. Как следствие, стал снижаться и уровень политических и инвестиционных рисков. Среди наиболее эффективных мер по стабилизации положения и привлечению иностранных инвестиций можно назвать следующие: увеличение налоговых льгот на добычные работы (скидки выросли с 20 до 40%), пролонгация большинства контрактов на разработку месторождений приграничной зоны (Западная Пустыня), проведение открытых тендеров на разработку более крупных, чем ранее, нефтеносных площадей, а также повышение внутренней закупочной цены на газ.

По данным информационного агентства MВendi, за 35 лет (с 1964 г.) в нефтяную отрасль Египта было инвестировано около 19 млрд долларов. Крупнейшим инвестором является американская компания Amoco, которая вложила больше трети от этой суммы (около 7 млрд долларов). За ней следует итальянская Agip с 5,5 млрд долларов.

Большое значение для Египта имело заключение в 1992 г. двустороннего экономического соглашения с Соединенными Штатами, в результате которого политические устремления руководителей страны получили солидное подкрепление в форме многопрофильного экономического сотрудничества. Нефтяные аналитики в Египте склонны комментировать это соглашение как "начало нового пути", "уникальный шанс для экономики страны" и т.п. Вместе с тем, не стоит переоценивать потенциальные возможности сотрудничества некогда заклятых врагов.

Правовые условия работы в нефтяном бизнесе
По характеристикам действующих правовых систем африканские страны делятся на три большие группы: в ряде из них (например, Нигерия, Замбия) существует развитая система общего права (common law), исторически развивавшаяся под влиянием англо-саксонской правовой системы. Вторая - самая большая группа стран (Алжир, Габон, Египет и др.) следует нормам гражданского права (civil law). Здесь преобладающее влияние имела французская правовая традиция. В странах третьей группы распространена смешанная система, в ряде случаев трансформировавшаяся в сугубо специфический национальный продукт, совместивший в себе черты различных правовых систем.

Естественно, предпринимательская деятельность, в том числе и в области энергетики, регулируется общими нормами, выдержанными в русле той или иной правовой школы. В Египте, как было отмечено, действует система гражданского права. Для нефтяной отрасли страны это означает следующее:

существование государственной собственности на природные ресурсы;
наличие специфической договорной системы. Права и обязанности государства и частной компании регулируются преимущественно двусторонними соглашениями (конечно, в соответствии с действующим законодательством);
существование системы "разрешений", выдаваемых государством нефтяной компании на осуществление того или иного вида деятельности в стране.
Все это создает ситуацию, при которой законы, принимаемые парламентом страны, играют роль "фона", в то время как двух- и многосторонние соглашения, касающиеся конкретных проектов (разведочных, добычных, переработки и продажи нефти и нефтепродуктов), имеют определяющее значение. Причем, формы такого рода договоров могут быть совершенно различными.

В Египте применяются два типа соглашений: договор концессии, который заключается между государством (в лице EGPC) и иностранной нефтяной компанией, проявившей интерес к работе на рынке страны, и соглашение о разделе продукции. Первый тип соглашения является "исторической" формой (концессии появились еще в XIX в.), поэтому он в значительной степени несовершенен. В договоре концессии оговариваются все вопросы, связанные с деятельностью компании: лицензирование, юридическое оформление, размер выплат, льгот, налогов, прибыли каждой из сторон и т.д. Договор является "конституирующим" документом, процедура внесения изменений в который крайне затруднена.

Второй тип - соглашение о разделе продукции (СРП). Оно касается работы на определенном участке (по определенному проекту, на контрактных площадях, по результатам проведенного тендера и т.д.). Нормы соглашения отличаются известной гибкостью, поэтому многие иностранные компании, работающие в Египте, предпочитают использовать именно эту форму.

Наиболее часто применяемыми формами юридического оформления иностранных нефтяных компаний в Египте являются:

предприятия с ограниченной ответственностью (companies With Limited Liabilities - WLL);
совместные предприятия (Joint Ventures companies);
акционерные компании (Joint Stock companies);
аффилированные компании (Affiliated companies).
Для каждого типа предприятий существует свой собственный налоговый режим. Практика показала, что наибольшей популярностью пользуется создание предприятий с ограниченной ответственностью и совместных предприятий. По мировым стандартам уровень налогообложения в Египте не очень высок, однако, например, в ситуации мирового кризиса каждое, даже минимальное, колебание налоговых ставок оказывалось крайне чувствительным. Ситуацию осложняет то, что значительная часть суэцкой и нильской нефти (около 70%) добывается на морских месторождениях, что увеличивает риск дополнительных финансовых потерь.

Инвестиционное законодательство
Все иностранные инвестиции, поступающие в страну, регулируются Законом об инвестициях (Investment law) № 8, вступившим в силу 12 мая 1997 г. Помимо других сфер, этот документ регулирует инвестирование буровых и добычных работ, а также развитие транспортной инфраструктуры. В законе оговаривается, что правительство может внести в список отраслей свои изменения в соответствии с "национальными интересами страны". Кроме того, оно может изменить установленные законом нормы в сторону ужесточения или смягчения регулирования той или иной сферы экономической деятельности.

По инвестиционному законодательству Египта, страна открыта для капиталовложений во все сферы экономики, за исключением направлений, входящих в так называемый черный список (табачная промышленность и отрасли, связанные с вооружением). Главной приманкой для иностранного нефтяного инвестора являются возможности снижения налоговых ставок или даже освобождение от некоторых из них. Налоговые льготы, предусмотренные Законом об инвестициях, очень разнообразны: от предоставления "налоговых каникул" компаниям, созданным по предусмотренным законом нормам (от 5 до 20 лет), и освобождения от налогов при реорганизации предприятий до создания многочисленных "свободных зон", в которых уровень налоговых сборов в значительной степени отличается от установленного законодательством Египта для других зон.

Специфика инвестиционного законодательства Египта относительно нефтяного сектора заключается в том, что основные инвестиционные потоки регулируются посредством системы индивидуальных (двух-, трехсторонних) договоров, использование которой свойственно странам с гражданской правовой традицией. Эта система таит в себе определенные риски, но в условиях неустойчивой ценовой и общеэкономической конъюнктуры ее применение вполне оправданно: она позволяет гибко реагировать на все происходящие изменения.

Одним из важнейших условий притока иностранных инвестиций в экономику страны является законодательное регулирование таможенного и валютного режимов. Но если от государственного контроля за валютным курсом Египет отказался еще в 1991 г., то с таможенным законодательством несколько сложнее. Как и в большинстве африканских стран, эта служба в Египте входит в состав Министерства финансов. Непосредственное управление ей осуществляется директором, подотчетным министру. Однако основными полномочиями по правовому регулированию таможенного режима страны обладает президент (в соответствии с законодательством, таможенные тарифы утверждаются в форме президентского указа).

С 1990 г. идет активный процесс пересмотра списка товаров, квотируемых или запрещенных к экспорту, постепенно снижается уровень таможенных ставок на импорт. Смягчение налогового режима затронуло и энергетику страны: ввозимое сырье облагается одним из самых низких налогов (от 1 до 5%), а экспортные пошлины вообще не предусмотрены: таможенное обложение экспорта возможно только в исключительных случаях - по специальному распоряжению президента. Современный экспортный тариф применяется только в отношении 10 групп товаров, в числе которых, в частности, антиквариат, цветные и феррометаллы, шкуры животных и т.д. Товары, направляемые в свободную зону или вывозимые из нее, облагаются фиксированным налогом, составляющим 1% от стоимости.

Таким образом, руководство страны пытается создать оптимальные условия для эффективного экспортно-импортного обмена товарами и услугами. При этом нефтяная отрасль, наряду с другими приоритетными областями (туризм, хлопок и т.д.), пользуется значительными льготами, что способствует интенсивному ее развитию.

Инвестиционные риски
Простота и прозрачность инвестиционного законодательства привлекает к себе довольно большое количество инвесторов.

Однако специфическая правовая система и особенности управления (прежде всего административного) экономикой страны зачастую не оправдывают ожиданий инвесторов. С этим во многом было связано уже упоминавшееся прекращение деятельности ряда крупных европейских и американских нефтяных компаний на египетском рынке в начале 90-х годов.

Существующие инвестиционные риски можно разделить на две группы. К первой относятся макроэкономические обстоятельства (мировой кризис, изменение конъюнктуры и т.д.), которые ставят под угрозу капиталовложения в ту или иную отрасль. Вторая связана с внутренними условиями страны, куда предполагается вложить средства. Среди макроэкономических инвестиционных рисков, актуальных для нефтяной промышленности Египта, можно выделить следующий.

Переориентация рынка на использование газа. Этот риск присущ не только нефтяному рынку Египта. Он характеризует практически всю мировую систему энергетической безопасности. В этом плане египетский рынок не является исключением.

Принимая во внимание данное обстоятельство, многие иностранные нефтяные компании начали вносить коррективы в свои долгосрочные планы. Наряду с активной эксплуатацией нефтяных месторождений, они стараются инкорпорироваться и в газовый бизнес (посредством создания совместных предприятий, акционерного капитала, долевого участия в конкретных газовых проектах и т.д.).

Особую роль в этом сыграла начатая руководством страны в 1993 г. программа по привлечению нефтяных компаний в газовый сектор страны. К концу 90-х годов эта политика дала ощутимые результаты: многие нефтяные компании стали активными участниками газового рынка. Более того, основная часть газовых месторождений, открытых в последние годы, контролируется нефтяными компаниями. В большинстве случаев контроль осуществляется через участие в работе совместных предприятий.

Так, например, BP/Amoco и Repsol контролируют два сухопутных и одно морское (в зоне Красного моря) месторождения суммарной мощностью 15,6 млн м3; Agip и BP/Amoco разрабатывают шельфовые месторождения Hapy и Baltim East и собираются инвестировать около 700 млн долларов в развитие месторождения Temsah в акватории Порт-Саида; Elf Equitain, Shell Egypt, Sipetrol и BP/Amoco в 1998 г. получили права на разработку глубоководных газовых месторождений в Средиземном море.

В 1996 г. была создана первая частная компания по транспортировке газа - Egypt Trans-Gas, - в которой участвуют примерно равными долями правительство Египта (34%) и нефтяные компании Amoco и Egyptian Oil company (по 33%). Основными направлениями деятельности Egypt Trans-Gas являются строительство газопровода до стран восточного Средиземноморья и соединение газовых месторождений в Западной Пустыне с внутренней дистрибьюторской сетью.

Вторая группа инвестиционных рисков связана со спецификой внутреннего регулирования экономической деятельности компаний в нефтяной отрасли Египта.

Получение разрешений. Как уже отмечалось выше, в соответствии с законодательством, для начала работы в нефтяной отрасли иностранная компания должна соблюсти несколько формальностей. Одной из них является заключение рамочного соглашения с EGPC, которое впоследствии рассматривается и утверждается (или не утверждается) правительством страны. Как показывает практика, такая схема чревата коррупцией государственных чиновников и функционеров EGPC. Законодательство устанавливает только общие "правила игры", а нюансы деятельности компании оговариваются в специальных двусторонних договорах.

По мнению экспертов, крупные иностранные компании уже "приспособились" к такому ведению дел и не испытывают особых проблем в оформлении необходимых документов. Однако насколько такое "приспособление" законно и какие именно условия определяют согласие сторон в переговорах, можно только догадываться.

Этот риск особенно опасен для средних инвесторов, чья деятельность затрагивает национальные интересы лишь косвенно и требования к которым со стороны египетских государственных структур (включая EGPC) никем, кроме них самих, не контролируются.

Возможность одностороннего изменения условий контрактов со стороны государства. Это право оговаривается во всех официальных документах. Основной (и непреложной) мотивацией решения государства изменить условия уже существующего контракта являются "национальные интересы страны". Совершенно очевидно, что это понятие довольно абстрактно и не имеет четкого содержательного определения. Тем не менее, в юридической практике Египта оно используется довольно часто и, надо сказать, эффективно (с точки зрения государства, конечно).

В связи с этим возникают две опасности: неожиданных финансовых потерь и коррумпированности государственных чиновников, ответственных за контроль над соблюдением контрактов. Позиция государства по этому вопросу во многом зависит от текущей политической конъюнктуры, поэтому положение даже стабильно работающих нефтяных компаний можно назвать неустойчивым. Необходимо отметить, однако, что данная норма касается не только нефтяного и газового бизнеса в Египте - она пронизывает фактически все предпринимательское законодательство страны, каким бы прогрессивным и "прозрачным" оно ни казалось.

Особую опасность этот риск несет для компаний, не привыкших, во-первых, к нормам гражданского права, и, во-вторых, готовых работать только в условиях честного и открытого партнерства как с государством, так и с частными организациями и лицами. Однако необходимо отметить, что в последние годы, особенно после начала активной интеграции египетской экономики в мировую, контроль за односторонним изменением законодательства или отдельных соглашений был в значительной степени усилен, что во многом снизило влияние этого риска. В то же время, пока данная норма остается юридически действительной, нельзя говорить о полном избавлении от указанной опасности, даже несмотря на то, что практика последних лет говорит скорее о существовании конструктивных партнерских отношений между государством и иностранными компаниями, чем о произволе египетских властей.

Концессионное право. Существующее в Египте концессионное право также несет определенные риски для иностранного инвестора. Особенно актуальными они являются для нефтегазовых корпораций, многие из которых работают именно по концессионным соглашениям.

Энциклопедия определяет концессию как "договор о передаче в эксплуатацию иностранному государству, компании или отдельному лицу на определенный срок природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству". Особой характеристикой концессии (согласно французской правовой традиции) является разделение принадлежности объектов инфраструктуры, оборудования и т.д., используемых в ходе работы по проекту. Существует три категории концессии: "возврата" (biens de retours), "компенсации" (biens de reprise) и "собственности" (biens propre). Для каждого вида подразумевается свой порядок раздела оставшегося оборудования и инфраструктуры. В первом случае они отходят государству, во втором случае концессионер имеет все права собственности на оборудование и инфраструктуру на время действия договора концессии, но после государство может потребовать его в качестве своей доли или компенсации за ущерб. В третьем случае концессионер располагает всем по своему усмотрению даже после окончания контракта, и государство не может претендовать на распоряжение имуществом концессионера.

Риск в данной ситуации состоит в том, что, не зная тонкостей гражданского законодательства, концессионер может попасть в ситуацию, когда оборудование и, например, социальная инфраструктура, построенная на время реализации проекта, могут на совершенно законных основаниях быть отчужденными государством.

Зависимость многих сфер экономики от президентской власти. Как уже отмечалось, президент страны имеет право вмешиваться не только в текущее исполнение законов страны, но и регулировать многие их положения специальными указами. Эта ситуация чревата непредсказуемыми изменениями, которые могут иметь довольно серьезные последствия. Главной проблемой в данном контексте является личность самого президента, специфика его политических и экономических воззрений, уровень информированности и компетентности и т.д. В большинстве случаев существование этого риска практически не влияет на регулирование экономики, однако, юридически он закреплен на самом высоком уровне - в Конституции страны.

Эта ситуация, несмотря ни на что, в значительной степени провоцирует потенциально нестабильное положение. Справедливости ради стоит отметить, что нынешнее руководство страны, исходя из собственных политических интересов, предпочитает не вмешиваться таким образом в управление экономикой, но готово использовать имеющиеся полномочия в случае неблагоприятной ситуации.

Политическая ситуация. Нефтяные инвестиционные риски тесно связаны с современной политической ситуацией в стране. По сравнению с некоторыми другими нефтяными государствами мира, политическая ситуация в Египте является довольно спокойной. Тем не менее, существуют две серьезные проблемы: традиционно сложная обстановка на Синайском полуострове и деятельность террористических организаций.

Синайская проблема важна в основном потому, что на полуострове сосредоточены значительные нефтяные запасы. Тем не менее, их разработка представляется делом отдаленного будущего, так как потенциальные инвесторы опасаются вкладывать капитал в зоны с высоким уровнем политических рисков.

Проблема терроризма имеет значение в основном в связи с туристическим бизнесом, однако, ряд громких случаев (в частности, убийство туристов в Луксоре в 1996 г.) во многом способствовал формированию очень осторожного отношения к Египту не только со стороны любителей экзотики, но и крупнейших нефтяных компаний мира.

Таким образом, правовые условия вложения иностранных инвестиций в нефтяную отрасль Египта способствуют интенсивной работе зарубежных компаний. Однако некоторые специфические черты управления экономикой, а также ряд правовых нюансов создают определенные риски для такой работы. Тем не менее, Египет по праву считается одним из самых перспективных партнеров на африканском континенте, и нет оснований полагать, что он утратит свой имидж и в будущем столетии.

Нефть России, №6-99