Eгипет и США

К особенностям экономического сотрудничества между АРЕ и США, приобретающего в последние годы признаки долгосрочного стратегического партнерства, относятся продуманная структурная организация помощи и широкий комплекс мер экономического стимулирования в рамках курса на дальнейшую либерализацию египетской системы хозяйствования.
Стержнем двусторонних экономических связей является программа партнерства "Мубарак-Гор", формально вступившая в действие 25 сент. 1994 г. - с момента подписания соглашения об учреждении совместной египетско-американской комиссии, в задачу которой входит создание условий для развития торговли, инвестиц. деятельности, диверсификации деловых связей с опорой на частный сектор.

В рамках программы Мубарак-Гор" действуют четыре подкомиссии: по экономической политике, торговле, инвестициям и внешним источникам финансирования; технологич. сотрудничеству; окружающей среде; образованию и подготовке кадров. Эти подкомиссии работают на регулярной, автономной основе и способствуют реализации конкретных проектов в перечисленных областях.
Важным рабочим органом программы партнерства является президентский совет, в состав которого с каждой стороны входят 15 "капитанов" национального бизнеса. Сопредседатели комиссии проводят регулярные совещания с членами своей части совета для выработки конкретных рекомендаций по актуальной проблематике экономических взаимоотношений, которые затем утверждаются в ходе пленарных сессий под председательством Х.Мубарака и А.Гора.
Важнейшим стимулом, определяющим особое внимание египтян к углублению экономического партнерства с США, является ежегодно выделяемая Египту по линии USAID эк. помощь в 815 млн.долл. Разрабатываемые конгрессом планы по сокращению дотаций иностранным государствам, превышающих в сумме 20 млрд.долл. в год, автоматически скажутся и на размерах субсидий, предоставляемых Египту. Эта тема в последние месяцы вошла в число "главных раздражителей" в целом достаточно стабильных американо-египетских отношений. Администрация США пытается убедить египтян, что последствия решения конгресса будут сведены для Каира к минимуму, с учетом прогнозируемого роста прямых инвестиций в экономику Египта.
К числу приоритетных направлений двустороннего сотрудничества следует отнести содействие в либерализации модели хозяйствования, инвестиционную поддержку нефтегазового комплекса, помощь в модернизации телекоммуникационной сети (американцы работают над созданием системы на 400 тыс. новых телефонных номеров в Каире, Александрии и т.д.), создание водоочистных сооружений, поощрение малого бизнеса, подготовка национальных кадров и т.д.
В Египте насчитывается более 2500 представительств ведущих американских компаний, причем большинство из них опирается на финансовые ресурсы, выделяемые Египту по линии USAID. За счет американской пакетной экономической помощи осуществляется немалая часть поставок оборудования, запчастей, услуг.
Американская помощь Египту в 1997/98 ф.г. сохранялась на уровне прошлых лет - 2,1 млрд.долл., из которых 1,3 млрд.долл. приходится на военную и 815 млн.долл. - на экономическую помощь. В 1997 ф.г. экспорт США в АРЕ составил 3840 млн.долл., а импорт из Египта в США - 694,9 млн.долл.
Прямые инвестиции в экономику АРЕ имеют тенденцию к устойчивому росту. Так, в 1996/97 ф.г. объем американских капвложений увеличился по сравнению с прошлым годом на 21% и достиг 694 млн.долл. (84% от общего объема иноинвестиций в экономику АРЕ). К концу 2000 г. эта цифра может составить 3 млрд.долл.
Египтяне обеспокоены растущим отрицательным сальдо торгового баланса. В ходе работы подкомиссии по торговле в апреле 1998 г. в Вашингтоне египетской делегации удалось не только добиться увеличения экспортных квот на поставки товаров местного производства в США, но и расширить с 4 до 7% номенклатуру египетских товаров, подпадающих под действие режима беспошлинной торговли.
Заметным событием в двусторонних отношениях стало проведение в Каире в начале мая 1998 г. неоднократно откладывавшегося второго заседания комиссии "Мубарак-Гор", в ходе которого был принят ряд важных решений, направленных на углубление экономсотрудничества между АРЕ и США в условиях прогнозируемого сокращения ежегодных американских субсидий. А. Гор в очередной раз подтвердил намерение администрации США вести дело к постепенной реструктуризации финансовой помощи Египту путем существенного увеличения объемов частных инвестиций в определяющие сферы экономики АРЕ. При этом американцы предложили приступить к работе по подготовке качественно нового соглашения, предусматривающего формирование механизма взаимных преференций в области торговли и инвестиций.
Во время работы комиссии было подписано четыре межправительственных соглашения: о сотрудничестве в развитии малых частных предприятий, защите окружающей среды, сфере образования, борьбе с преступностью.
Состоялось также подписание соглашения между правительством АРЕ и USAID о выделении 60 млн.долл. в качестве субсидий для продолжения программ реформирования египетской экономики.
Серьезное внимание в ходе заседания комиссии было уделено практическим шагам по повышению конкурентоспособности египетской с/х продукции и товаров пищевой промышленности на внешних рынках. Решено было направить в Египет в августе 1998 г. делегацию во главе с председателем аграрного комитета палаты представителей конгресса США, в состав которой вошли бы представители агропромышленных корпораций.
Урок для РФ. Если ранее наше сотрудничество с Египтом осуществлялось во исполнение межправительственных соглашений, то в современных условиях египетская сторона перешла к реализации проектов только на тендерной основе. Действенным механизмом получения заказа, будь то поставки оборудования, материалов или участие в реконструкции и модернизации ранее построенных объектов, является международный тендер. В этом смысле подписанное межправительственное соглашение не дает преимуществ российским организациям, а египетские структуры не имеют реальных рычагов воздействия на решения тендерных комитетов. Стремление российских организаций опереться на договоренности, достигнутые в межправительственном соглашении, наталкивается на нежелание египетской стороны выходить за рамки требований международных тендеров, что делает соглашение мало эффективным. Российские организации могли бы участвовать в так называемых закрытых торгах, объявляемых среди фирм одной стороны, т.е. среди российских фирм.
Подобную практику активно используют организации США в рамках программы Мубарак-Гор, Франции - в рамках программы Мубарак-Ширак (строительство метро в Каире). Согласно договоренностям между Данией и Египтом при поддержке МВФ, выполнение проектов ветроэнергетических станций в АРЕ осуществляется датскими фирмами в рамках проводимых закрытых торгов. Создаваемые совместные консорциумы активно привлекают к реализации проектов в качестве субпоставщиков египетские фирмы и предприятия-изготовители, а также фирмы третьих стран. Так, американцы привлекают фирмы Японии, Ю. Кореи, Германии к поставкам контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Французская сторона при строительстве метро в Каире использует подвижной состав японской "Мицубиси". Подобной практики придерживаются фирмы Италии, Германии и других стран.
Организации и фирмы из Вост. Европы активно проявляют заинтересованность в сотрудничестве. Как правило, при посещении Египта высшими должностными лицами этих стран в сопровождении руководителей коммерческих структур подписываются программы сотрудничества, в рамках которых развивается деловая активность. Эффективно работают совместные межправительственные комиссии (Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и Румыния), немаловажную роль играют ответные визиты египетских деловых кругов в эти страны.
Деловые контакты с Египтом устанавливают Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Азербайджан и другие страны СНГ. Руководители внешнеэкономического комплекса Украины и их египетские коллеги провели 3 заседания межправительственной комиссии. Товарооборот между Украиной и АРЕ в 1997 г. достиг 190 млн.долл. против 130 млн. в 1996 г.
Белоруссия, имевшая объем товарооборота с АРЕ в 1997 г. 52,8 млн.долл., предполагает расширить его за счет поставок оборудования и сырья, в т.ч. для реализации инвестиционных проектов (авто- и землеройная техника, металлоконструкции и др.).
Первое заседание межправительственной комиссии проведено с АРЕ Казахстаном в Алма-Ате в 1996 г.
Активизируется роль Китая в реализации инвестиционных проектов. Так, китайские организации получили заказ на мини-энергетические объекты в Файрме с предоставлением кредита в размере 3,5 млн.долл., получили ряд предложений на выполнение ирригационных объектов и с/х освоение земель. В апреле 1997 г. подписано китайско-египетское соглашение об использовании китайцами СЭЗ в Порт-Саиде. Организации КНР проявляют интерес к объектам машиностроения, создания телекоммуникационных сетей, в дорожном и гражданском строительстве, в сфере спецсотрудничества.
Было бы целесообразным рассмотреть возможность финансирования отдельных инвестиционных проектов в АРЕ за счет средств, выделяемых недавно созданным Ближневосточным банком реконструкции и развития, одним из учредителей которого выступает Россия; изучать возможности выступления на рынке АРЕ в качестве субпоставщиков или в консорциуме с ведущими западными и египетскими фирмами, имея в виду при этом их заинтересованность по предоставлению подобных условий при выходе на рынок России.