Макроэкономика


Египет - одно из наиболее экономически развитых государств Бл. Востока и Африки. В стране проводятся мероприятия, направленные на совершенствование рыночных механизмов и повышение эффективности производства. 70% ВВП производит частный сектор, на его долю приходится более 60% всех капиталовложений. Экономически активное население - 17,9 млн.чел., в т.ч. женщины - 12%.
В структуре ВВП на производственные отрасли приходится 49,9% (в т.ч. сельское хозяйство - 17,3%, промышленность - 25,2%, строительство - 7,4%), инфраструктура и производительные услуги - 35,2%, социальные услуги - 14,9%. С 1996 г. правительство АРЕ предпринимает меры по ускорению приватизации госсобственности.
Относительно стабильное финансово-экономическое положение АРЕ, последовательное осуществление структурной реформы экономики создают благоприятный климат для притока инвестиций (объем капвложений из-за рубежа в 1997 г. составил 14,8 млрд.долл.). Египтяне заинтересованы в налаживании различных форм кооперации с зарубежными партнерами, в т.ч. путем создания производств на основе передовых технологий.
В стране реализуется ряд крупномасштабных экономических проектов (многопрофильная программа "Новая долина", освоение Синая, развитие газового и энергетического комплексов, создание экономической зоны в сев.-зап. части побережья Суэцкого залива, сооружение крупного морского терминала к востоку от Порт-Саида, освоение железорудного месторождения и строительство меткомбината вблизи Асуана и др.).
Сельское хозяйство. Площадь обрабатываемых земель - 3,4 млн.га. Климатические условия позволяют собирать два урожая в год. Пригодные для с/х обработки земли составляют менее 4% территории АРЕ. Почти вся земля находится в частном владении - 3 млн.наделов. Собственным производством Египет удовлетворяет не более 40% потребностей в продовольствии. Освоение земель - в среднем 70-80 тыс.га в год.
Производство сырья и промтоваров: фосфаты - 1,45 млн.т., сталь - 2,3 млн.т., алюминий - 170 тыс.т., нефтепродукты - 25 млн.т., цемент - 21,6 млн.т., х/б пряжа - 325 тыс.т., ткани х/б - 1540 млн.м., легковые автомобили (сборка) - 36,7 тыс.шт., грузовики - 13,9 тыс.шт., стиральные машины - 316 тыс.шт., холодильники - 495 тыс.шт., газовые плиты - 80 тыс.шт. Ряд крупных производств создан в новых индустриальных городах, расположенных к северу от Каира (гг. Садат, 6 Октября, 10 Рамадан и др.).
С мая 1991 г. осуществляется одобренная МВФ программа стабилизации финансов и экономики АРЕ в целом. Обеспечены устойчивость и внутренняя конвертируемость египетского фунта. Уровень инфляции в 1998 г. составил, по официальным оценкам, порядка 4-4,3%. Платежный баланс был сведен с дефицитом в 2,1 млрд.долл. (в 1997г. - положительным сальдо в 1,9 млрд.долл.). В 1998 г. на 15% по сравнению с предыдущим годом вырос внутренний долг, составив 50,2 млрд. долл. Валютные резервы превысили 20 млрд.долл. Объем внешней задолженности АРЕ в 1998 г. составил 27,4 млрд.долл. (25 млрд.долл. в 1997 г.). Основные источники поступления валюты: частные денежные переводы из-за границы - 3 млрд. долл., доходы от туризма - 2,9 млрд.долл. (3,5 млрд.долл. в 1997 г.), поступления от Суэцкого канала - 1,7 млрд.долл. (1,8 млрд.долл. в 1997г.), нефтеэкспорт - 0,8 млрд.долл. (1,4 млрд.долл. в 1997 г.).
Объем внешнеторгового оборота в 1998 г. составил 18,5 млрд.долл., в т.ч. экспорт - 3; импорт - 15,5 млрд.долл., дефицит - 12,5 млрд.долл. (в 1997 г. соответственно - 17,6 млрд.долл., 3,9 млрд. долл., 13,7 млрд.долл. и 9,8 млрд.долл. Основные партнеры - США, страны ЕС (ФРГ, Франция, Италия). Экспортные поступления покрывают лишь 19,3% расходов на импорту).
В 1995г. парламент АРЕ ратифицировал членство Египта в ВТО. С 1974 г. египетское руководство проводит политику "открытых дверей" и либерализации экономики, заключающуюся в широком привлечении иноинвестиций, а во внутреннем плане - cоздании условий для преимущественного развития частного капитала при сохранении сложившегося в стране госсектора. Основные принципы этой политики были сформулированы бывшим в то время президентом АРЕ А.Садатом: "Экономика должна стоять не на одной гипертрофированной, а на двух крепких ногах - государственном и частном секторах".
Осуществление программы структурных преобразований в АРЕ в 90-х гг. получило широкую поддержку со стороны многочисленных международных и региональных организаций, таких как МВФ, МБРР, Парижский клуб, Африканский банк развития, а также отдельных стран-доноров, и в первую очередь США и стран-членов ЕС.
В результате проводившихся с 1991 г. переговоров в рамках Парижского клуба и с отдельными странами-кредиторами Египту удалось добиться поэтапного списания 24,5 млрд. долл. внешней задолженности и переноса срока погашения оставшейся ее части в рамках Парижского клуба на 25 лет. В результате была решена весьма остро стоявшая проблема обслуживания внешнего долга, составляющего в настоящее время всего около 30 млрд. долл.
Экономические реформы в АРЕ в 90-х гг. осуществлялись в рамках выполнения трех согласованных с МВФ программ, последняя из которых завершилась в сент. 1998 г. Относительно высокие темпы экономического развития, которые Египту удалось сохранить, несмотря на усилившуюся международную финансовую нестабильность, позволили ему отказаться от заключения нового соглашения с МВФ. Однако, как заявило египетское руководство, курс на продолжение начатых в 1991 г. реформ будет продолжен, также как консультации с этой международной организацией.
Процесс приватизации госпредприятий, активизировавшийся с 1996 г., осуществляется в трех формах продажи акций: на фондовой бирже, стратегическому инвестору или коллективу предприятия. Успехи в осуществлении приватизации обусловлены тем, что все без исключения предприятия были приватизированы лишь после их тщательной подготовки к этому.
Реализация отдельных проектов в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, финансов, туризма, а с распространением системы БОТ и ее разновидностей и в области транспорта и энергетики все больше переходит из сферы деятельности госорганов в сферу деятельности частных компаний. Функции государства в области экономического развития все более сосредотачиваются на выработке его основных направлений и планов социально-экономического развития (ежегодных, пятилетних и двадцатилетних), а также разработке крупных национальных проектов, таких как освоение Южной Долины, создание технопарка неподалеку от Исмаилии, строительство крупного контейнерного порта Шарк эль-Тафрия около Порт-Саида.
Важным направлением экономической политики является стимулирование накоплений и инвестиций. В этих целях осуществляется дальнейшая либерализация банковской и страховой систем, усиливающая конкурентную борьбу в этих сферах, в частности за счет предоставления более широких возможностей для иностранного капитала. Следующим шагом на этом пути должна стать реформа пенсионной системы и налогового законодательства.
Темпы прироста внутренних накоплений опережают темпы прироста инвестиций, в результате чего доля иноинвестиций в их общем объеме, составляющая около 5%, постоянно сокращается. К 2006 г. объем внутренних накоплений сравняется с величиной инвестиций. Стабильный курс египетского фунта поддерживается с 1991 г. Эти и другие меры руководства страны позволят довести удельный вес инвестиций в структуре расходов ВВП к 2016 г., когда должна быть завершена 20-летняя программа социально-экономического развития, до 26%.
Взвешенная политика проводится в социальной сфере. Примером может служить позиция египетского руководства в отношении отмены дотаций на товары первой необходимости (хлеб, рис, сахар), одного из главных условий МБРР и МВФ для финансирования проводимых в стране экономических реформ; отмена дотаций приведет к социальным потрясениям. Также сдержанно, по причине опасений появления массовой безработицы, египетское руководство подходит к вопросам приватизации, хотя и рассматривает ее как одно из важнейших направлений своей внутренней политики. Практическое ее осуществление было начато в 1994 г. и по состоянию на окт. 1998 г. приватизировано всего 118 госкомпаний (37,5% общего числа), из которых более 50% акций было продано лишь по 71 компании.
В результате египетскому руководству удалось обеспечить относительную стабильность обстановки в стране. Ускоренными темпами начали развиваться отрасли, производящие товары широкого потребления (продукты питания, готовая одежда, обувь, бытовая химия и др.), а также услуг, особенно туризм.
Темп прироста ВВП в 1997/98 ф.г. (с 1 июля по 30 июня) возрос на 5,7%, в то время как в 1996/97 ф.г. он составлял 5,3%, а в 1995/96 ф.г. - 4,9%. Опережающими темпами развивались сфера услуг (4,8%), особенно финансы и страхование (10%), транспорт и связь (6,8%), и торговля (6,2%). Темпы роста в производственных отраслях в 1997/98 ф.г. составили в целом 4,7%. Все это делает Египет более привлекательным для вложений капиталов. В 1997/98 ф.г. в АРЕ было зарегистрировано 3,6 тыс. новых компаний с уставным капиталом 20,4 млрд.ф., в том числе 1,7 тыс. компаний с иностранным участием. Число обанкротившихся компаний сократилось с 1,9 тыс. до 1,2 тыс.
По плану социально-экономического развития на 1998/99 ф.г., темп прироста ВВП намечено увеличить до 6,2%, объем валовых инвестиций - до 66 млрд.ф., из которых на иностранное финансирование придется всего 5%.
За период с 1995/96 по 1997/98 ф.г. ВВП в текущих ценах вырос с 67,3 до 80,2 млрд.долл., а в расчете на душу населения эти показатели составили 1140 и 1310 долл. Основными источниками инвалютных поступлений АРЕ по-прежнему остаются доходы от туризма, частные переводы египетских граждан, работающих за границей, доходы от эксплуатации Суэцкого канала и поступления от экспорта нефти и газа.
В 1997/98 ф.г. эти источники несколько оскудели. Под влиянием террористических актов в Луксоре и Каире ниже ожидавшихся оказались поступления от туризма (в 1996/97 ф.г. - 3,6 млрд. долл.). Доходы от эксплуатации Суэцкого канала снизились с 1,9 до 1,8 млрд.долл. в связи с сокращением количества проходящих по каналу судов и возрастающей конкуренцией танкерному флоту со стороны нефте- и газопроводов. Ситуация в районе Персидского залива не позволит в полной мере использовать возможности притока избыточной рабочей силы из АРЕ, хотя поступления от переводов средств египетскими рабочими из-за границы составляют порядка 3,4 млрд.долл. в год. Официальный уровень безработицы в АРЕ в 8,5% занижен и оценивается в 15-20%.
О плане экономического и социального развития на 1999/2000 ф.г. В рамках осуществления пятилетнего плана (на 1997/98-2001/02 гг.) Народное собрание в апр. 1999 г. одобрило план экономического и социального развития на 1999/2000 ф.г. (начался 1 июля).
Темпы прироста ВВП предусматривается довести до 6,8%, против 6,2% в 1998/99 ф.г. Объем ВВП должен вырасти до 286,6 млрд.егип.ф., при этом 74,7% ВВП предусматривается произвести в частном секторе (ранее на его долю приходилось около 70%).
Удельный вес производительных отраслей хозяйства в ВВП составит 49,9%, или 143 млрд.ф., что на 9,7 млрд.ф. выше уровня предыдущего ф.г.
Среднегодовой темп прироста в производительных отраслях хозяйства ожидается в 7,3%, в сфере услуг - 6,8%, в соцобслуживании - 5,2%. На 8,6% предусматривается увеличить производство в ткацкой промышленности, на 12,9% - в химической, на 11% - в горнодобывающей. Темпы прироста с/х продукции предусмотрены в 3,8%, в нефтяном и газовом секторе - 8% (в основном за счет увеличения добычи газа), в энергетике - 7,7%.
Объем инвестиций в экономику страны предусматривается в 71,2 млрд.ф. (66 млрд.ф. в прошлом году), причем 68,4% этой суммы - за счет капиталовложений частного сектора. Основной поток инвестиций предполагается направить на развитие Верхнего Египта - 22,9%, Синая и зоны Суэцкого канала - 20,4%, Большого Каира - 16,9%. На нужды образования предусмотрено 2,5 млрд.ф., здравоохранения - 1,7 млрд.ф. На 11,3% - сократить объем импорта и увеличить на 12,3% объем экспорта. Предусматривается обеспечить дополнительно 535 тыс. рабочих мест. Для увеличения плановых показателей предусмотрено: продолжение экономических реформ и корректировка программ на местах; повышение уровня производства и качества услуг; обеспечение работой лиц с высшим образованием; создание более благоприятного инвестиционного климата для привлечения в страну иностранного капитала; размещение населения в новых районах с созданием льготных условий для проживания; соблюдение социальной справедливости в распределении национального дохода и обеспечении субсидий для лиц с низкими доходами; поощрение мелких и средних предприятий частного сектора; активное использование госпланирования для развития крупных проектов; снижение уровня инфляции.