На международной экономической конференции по Ближнему
Востоку и Северной Африке (Каир, МЕНА-96) были впервые обнародованы крупные
инвестиционные проекты, рассчитанные на освоение 118 млрд.долл. в течение
40 и более лет - урбанизация Синая, а также развитие Верхнего и Среднего
Египта (освоение территории губернаторства Новая Долина или проект канала
"Тошка"). При этом учитывается, что население страны, составлявшее
в 1996 г. 63,5 млн.чел., должно увеличиться к 2017 г. до 80 млн.чел.
Основные инвестиции в развитие египетской экономики направляются в с/х
и ирригацию (проект "Тошка" с освоением более 200 тыс. га пустынных
земель, строительство канала Ас-Салям и с/х освоение Сев. Синая), в энергетику
(строительство новых ТЭС и ЛЭП), в транспортное строительство (автодороги,
мосты, аэропорты, морпорты, трубопроводы, в нефте- и газодобычу, геологоразведку,
телекоммуникационные сети, а также в развитие среднего и малого бизнеса,
индустрию туризма. Проект прокладки канала и орошения земель в районе
Тошка является самым грандиозным общенациональным проектом Египта, по
значению приравненным к высотной Асуанской плотине. Президент Х.Мубарак
на месте закладки насосной станции 9 января 1997 г. заявил, что "выполнение
этого проекта позволит Египту достойно войти в XXI век и обеспечить египтянам
лучшую жизнь". Предусматривается прорыть в песках канал длиной 350
км. (1 этап), соорудить насосную станцию (18 основных и 3 резервных агрегата,
позволяющие осуществить подъем воды на высоту 53 м.), протянуть ЛЭП-220
от Асуанской ГЭС до насосного комплекса. Канал отсечет к западу от Нила
500 тыс.федданов песчаной земли, на которую затем будет уложен слой ила
из озера Насер.
В процессе реализации проекта, который будет осуществляться в несколько
этапов, должно быть вовлечено в с/х оборот 2,2 млн. федданов земли, сооружено
25 индустриальных зон, создана разветвленная инфраструктура. Финансирование
освоения Новой Долины будет осуществляться совместными усилиями как местного,
так и иностранного капитала. Правительство предполагает взять на себя
20 % всех расходов, а остальное должно приходиться на долю деловых кругов.
Инвесторам предоставляются льготы, в частности освобождение от всех налогов
до 20 лет.
Принятые в 1996-97 гг. законы и нормативные акты явились логическим продолжением
экономической реформы в АРЕ по созданию благоприятного климата для привлечения
иноинвестиций и активизации национального капитала в инвестиционной сфере.
Закон № 100/96 отменил монополию государства на строительство и эксплуатацию
объектов энергетики и коммунального хозяйства, закон № 229/96 предоставил
право инвесторам строить, содержать и эксплуатировать объекты общенациональной
и региональной инфраструктуры (автодороги, мосты, аэро- и морпорты). 11
мая 1997 г. издан закон № 8 "О поощрении инвестиций и гарантиях инвесторам".
Компании, зарегистрированные в соответствии с этим законом, освобождаются
от уплаты налога на корпорации на 5 лет (если они базируются в новых промзонах
и отдаленных районах, то этот срок увеличивается до 10 лет, а за пределами
долины Нила - до 20 лет). Льготы распространяются на компании: осваивающие
пустынные территории с использованием современных методов ирригации; занимающиеся
животноводством, птицеводством, рыболовством; промышленные и горнодобывающие;
реализующие проекты жилищного строительства не менее чем на 50 домов;
развивающие инфраструктуру, включая электро- и водоснабжение, канализацию,
автодороги и связь; компании по перевозкам грузов в рефрижераторах; гостиницы,
мотели, пансионаты, туристические городки; контейнерные терминалы, зернохранилища,
склады-холодильники; компании, специализирующиеся на финансовом лизинге,
на размещении ценных бумаг и т.д.
Закон №8/97 значительно расширил область правового регулирования в инвестиционной
сфере, ввел дополнительные гарантии и стимулы, предоставляемые национальным
и иностранным инвесторам, независимо от форм собственности, урегулировал
вопросы функционирования СЭЗ. Режим свободной зоны, предоставляемый упомянутым
законом и распространяемый на инвестиционные проекты, предусматривает
освобождение инвестора от таможенных пошлин, других налогов и выплат на
ввозимое в АРЕ оборудование, механизмы и транспортные средства (кроме
личных автомобилей). При этом распределение доходов, осуществляемое инвестором
после ввода объекта в эксплуатацию, не подпадает под действие налогового
законодательства АРЕ.
Основными способами привлечения инвестиций в АРЕ стали схемы БOT (строить-управлять-извлекать
прибыль), БOOT (строить-управлять-владеть-извлекать прибыль) и БOO (строить-управлять-владеть,
Built-Operate-Ownership).
Закон 3/97 в полной мере закрепил и расширил действие этих схем в инвестиционной
сфере. При этом, в соответствии с законом 89/98 "О тендерах",
основной формой получения заказа становится открытый (международный) тендер,
предусматривающий процедуру предквалификации, полное и строгое выполнения
тендерных требований по техническим и финансовым аспектам, а также внесение
временного депозитного вклада в размере 2% стоимости проекта (Big Bond
- гарантия участия). В случае выигрыша тендера инвестор обязан внести
окончательный депозитный вклад Perfomance Bond - гарантия исполнения)
в размере до 10% стоимости проекта. Однако на практике имеет место взимание
в качестве депозитов не 10% от стоимости контракта, а фиксированных сумм
от 150 до 350 тыс.долл. Таким образом, государство отказалось от монопольного
права привлекать материальные и финансовые ресурсы в основные отрасли
экономики страны, оставив за собой такое право лишь в сфере соцстраха,
госаппарата и армии, а также Суэцкого канала.
Многочисленные западноевропейские, американские и японские фирмы, а также
компании из Ю. Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Австралии и других
стран активно предлагают свои услуги и капиталы на инвестиционном рынке
Египта. Американская "Амоко" и итальянская "Аджип"
доминируют на рынке нефтегазовой промышленности, строительства объектов
нефтехимии. Французские фирмы, реализующие "Программу Мубарак-Ширак",
ведут строительство метро в Каире и Александрии, участвуют в модернизации
алюминиевых предприятий, создании системы телекоммуникаций. Немецкие компании
по "Программе Мубарак-Коль" осуществляют проекты профтехобразования,
являются ведущими фирмами и консультантами при строительстве объектов
энергетики. Японские организации участвуют в строительстве объектов инфраструктуры,
автосборочных производств, ирригации. Даже менее крупные фирмы из Дании,
Люксембурга, Голландии, Бельгии, а также из Китая, Индии, Турции и других
стран находят свою нишу на инвестиционном рынке Египта. Значительное место
занимают также инвестиции соседних арабских стран в развитии туристического
и гостиничного бизнеса в АРЕ.
Процессу активности зарубежных фирм способствуют достаточно привлекательные
кредитно-финансовые условия, предоставляемые им в рамках реализации инвестиционных
проектов: 40% - дар, 40% - т.н. "мягкий" кредит (17-20 лет рассрочка,
10 лет - льготные, 2,5-4% годовых) и 20% - бюджетное финансирование, а
также возможность размещения части изготавливаемого технологического оборудования
на египетских заводах.
Конференция "Факторы развития египетской экономики и привлечение
иноинвестиций". В Александрии с 23 по 26 марта 1999 г. прошла международная
конференция, организованная по инициативе Александрийской ассоциации бизнесменов
cовместно с ЮНКТАД.
Основной темой было обсуждение отчета экспертов ЮНКТАД об условиях иноинвестиций
в египетскую экономику. В 1999 г. рынок страны способен принять и разместить
до 3 млрд.долл., имеются необходимые гарантии и благоприятный режим для
инвесторов. С 1991 г. (начало экономических реформ) объем иноинвестиций
значительно вырос: реализовано и реализуется около 5000 частных проектов,
100 млрд.ф., при этом доля иностранных капиталов составляет 50%. Наиболее
крупными западными инвесторами в АРЕ являются США, Германия, Франция,
Швейцария, Италия и Великобритания. Значительную часть инвестиций представляют
арабские страны, прежде всего КСА, Кувейт,ОАЭ, Иордания и др. Однако в
общемировом объеме инвестиций доля Египта и развивающихся стран в целом
относительно мала: в 1998 г. из 100 млрд.долл. инвестиций в мире в Египет
поступило 800 млн.долл. - 28% всех инвестиций в Африке. Египет входит
в двадцатку наиболее крупных получателей иностранных инвестиций, 28 из
100 наиболее крупных мировых компаний работают на египетском рынке.
Участники конференции критиковали системы налогообложения и таможенных
сборов АРЕ, закон об инвестициях. По мнению выступавших бизнесменов, государство
должно предоставлять налоговые льготы не только в соответствии с месторасположением
предприятий (имеются ввиду вновь осваиваемые районы), но и с учетом важности
и перспективности отрасли, так как нередко трудовые и материальные ресурсы
расположены в разных регионах. Необходимо также предоставление налоговых
льгот как новым, так и расширяющим производство предприятиям. Среди негативных
факторов выступающие выделили госмонополию на авиаперевозки и их обслуживание,
что не только препятствует инвестициям, но и неблагоприятно сказывается
на развитии экспорта и туризма. Аналогичная ситуация сохраняется в сфере
морперевозок и нефтяной отрасли, допуск инвесторов в которые официально
разрешен, но на практике не поощряется. Многочисленные критические высказывания
участников конференции касались бюрократической системы и коррупции в
органах власти. Среди итогов конференции - договор о создании "Инвестиционного
клуба", объединяющего бизнесменов Александрии, экспертов ЮНКТАД и
ЮНИДО, к которому в перспективе присоединятся представители международных
организаций и бизнесмены из стран Средиземноморья, что позволит создать
единую сеть информации о совместных финансовых проектах.
О порядке представительств и филиалов иностранных юридических лиц. Основными
актами являются закон №159/1981 о компаниях и исполнительное регулирование
к указанному закону, утвержденное декретом № 96/1982. Иностранная компания
может быть непосредственно представлена в АРЕ в форме представительства
филиала или отделения или АО.
I. Иностранным компаниям открывать свои представительства, научные и технические
бюро или осуществлять свое "представительство" в иных формах,
целью которых является изучение конъюнктуры рынка или подготовка операций
по реализации проектов в отдельных сферах производства; запрещено заниматься
посреднической (коммерческой) деятельностью, а также выполнять функции
коммерческих агенств.
Представительство должно быть зарегистрировано в Управлении компаний.
Требуется представить следующие данные: название иностранной компании,
ее юридический статус, местонахождение за границей, ее цели, капитал,
отделение в АРЕ, адрес в AРE (если есть отделение), форма представительства,
цель открытия, временный или постоянный адрес, наличие финансовых средств
на счетах представительства и источник финансирования, номера телефонов.
К заявлению прилагаются: устав компании, заверенный нотариусом; перевод
на арабский язык основных положений устава; решение иностранной компании
об открытии представительства в АРЕ, назначении главы представительства,
переведенное на арабский язык. Если глава представительства является иностранцем,
то на него должны быть представлены следующие сведения: имя, написанное
арабскими буквами, национальность, имя, написанное латинскими буквами,
год и место рождения, вероисповедание, номер паспорта, место выдачи паспорта,
дата выдачи, должность, дата приезда в АРЕ, срок пребывания, место работы
в АРЕ, дата предыдущего приезда и убытия. Если глава представительства
египтянин, то необходимо указать: имя из трех слов, национальность, вероисповедание,
адрес, номер удостоверения, дату, место выдачи. Необходимо уплатить регистрационный
сбор чеком на имя Управления компаний. Представительство обязано уведомить
Управление компаний о всех изменениях, касающихся замены главы представительства,
его адреса, адреса представительства, номера телефона и пр.
Управление компаний вправе осуществлять проверку деятельности представительств
иностранных компаний и знакомиться с документацией и другими финансовыми
документами представительства на предмет соответствия их требованиям законодательства.
Представительство ежегодно направляет в Управление компаний информацию
о работниках отделения, их должности, сведения о зарплате.
В случае если иностранной компании требуется организовать сервисную сеть
(по обслуживанию и продвижению своих товаров на рынке) на территории Египта,
ей необходимо выбрать коммерческого агента и зарегистрировать свое представительство
в рамках закона о коммерческих агенствах. Отказ компании от услуг агента
может повлечь за собой отзыв регистрационного разрешения.
II. Иностранная компания может зарегистрировать свое отделение в АРЕ при
условии, что она заключила контракт с египетским государственным или частным
сектором.
Для того чтобы открыть отделение компании в АРЕ, требуется получение разрешения
от Управления по инвестициям. Отделение должно быть также зарегистрировано
в коммерческом реестре. До подачи заявки на регистрацию необходимо получить
в одном из египетских банков свидетельство об открытии своего счета на
сумму не менее 2500 ф. Сама заявка должна включать в себя данные: предмет
деятельности; балансовый отчет о деятельности головной компании за последний
год; решение органов управления компании об открытии в Египте своего отделения,
назначении управляющего и образовании капитала, необходимого для функционирования
отделения; копию контракта на совершение операций в АРЕ.
Регистрационное удостоверение (разрешение) действует в течение 5 лет.
Отделение иностранной компании должно быть также зарегистрировано в регистре
иностранных компаний, ведущемся в Управлении компаний.
Управление делами отделения иностранной компании осуществляется уполномоченным
лицом, которое может быть как иностранцем, так и египтянином.
Если отделение иностранной компании подпадает под действие налогового
законодательства АРЕ, необходимо также зарегистрироваться в налоговых
органах и получить налоговую карточку. Лицо, занимающееся вопросами регистрации
отделения, должно иметь доверенность своей компании, легализованную египетским
консульством в соответствующей стране.
Отделение компании может начать функционировать только после завершения
процедуры регистрации. В статье 170 закона 159/1981 указано на необходимость
соблюдения количественных требований в отношении персонала отделения компании:
египтяне должны составлять не менее 90% от общего числа занятых, и их
зарплата должна быть не менее 80% от общего фонда зарплаты. Кроме того,
египтяне должны занимать не менее 75% должностей административного и технического
характера, и их зарплата не может быть меньше 70% от общего фонда зарплаты
для данной категории работников. Иностранцы, вне зависимости от их должности
в отделении компании, должны получить разрешение на работу в АРЕ в установленном
порядке. Работники отделения компании вправе участвовать в распределении
не менее 10% прибыли отделения и не более общего ежегодного размера выплат
по платежным ведомостям.
К таким видам деятельности относятся, в частности, осуществление импорта,
объявление торгов с участием правительственных учреждений и организаций
госсектора. Однако если отделение иностранной компании изъявит желание
осуществлять такого рода деятельность, то оно должно действовать через
зарегистрированного в установленном порядке египетского агента.
При налогообложении отделений иностранных компаний учитываются два фактора.
Первый - статус "постоянного учреждения" в АРЕ, второй - получение
доходов от проводимой в Египте деятельности. Как египетские, так и иностранные
работники отделения компании подпадают под действие египетского законодательства
о подоходном налоге. При этом различаются налог на зарплату и налог на
общий доход. Налог на зарплату взимается в размере 2% от первых 480 ф.
и может достигнуть 22% с суммы, превышающей 3840 ф. Работодатель обязан
удерживать указанный налог. Общий налог на доход работника взимается от
общей суммы полученного чистого дохода в пределах 8% с суммы свыше 2000
ф. и 65% с суммы свыше 200 тыс.ф., за вычетом уплаченного налога по зарплате.
В обязательном порядке делаются отчисления на социальное страхование египетских
работников.
Отделение иностранной компании обязано назначить египетского аудитора.
Аудитор не вправе участвовать в управлении делами отделения компании,
однако ему должна быть предоставлена возможность знакомиться со всеми
финансовыми документами отделения.
Еще одной формой, обеспечивающей представительство иностранных компаний
в АРЕ, является создание АО или ООО в рамках закона №230/1989 ("Об
инвестициях") или закона №159/1901 ("О компаниях"). Как
правило, иностранные компании предпочитают действовать в рамках закона
"Об инвестициях", гарантирущего предоставление больших льгот
и привилегий.
|