Соседи


О египетско-ливийских отношениях. Объем ливийских инвестиций составлял на начало 1999 г. 3,7 млрд.ф. Ливийцы заинтересованы в участии в реализации проекта Новая Долина путем создания "инфраструктурных оазисов", включающих в себя гостиницы, конференц-залы, сеть бензоколонок и мастерских. В этой связи создана ливийская рабочая группа, которая займется изучением этого вопроса и посетит Тошку.
Стороны договорились провести изучение проекта по прокладке 360 км. газопровода для экспорта египетского природного газа в Ливию с перспективой его дальнейшей продажи в Европу. Второй составляющей проекта станет строительство нефтепровода аналогичной длины с пропускной способностью 150 тыс.б/д. для экспорта в АРЕ ливийской нефти: стоимость проекта в 1 млрд.долл.
АРЕ и Ливия планируют поднять уровень торгового обмена до 1 млрд.долл. в год (сейчас его объем оценивается в 300 млн.долл.). Предложено создание арабского координационного органа, формируется совместная группа по проработке вопроса единой денежной системы.
На совместных министерских заседаниях в марте 1999 г. в Каире оценены результаты процесса создания единой энергетической системы, рассматривались перспективы ливийских инвестиций в с/х проекты в Египте. Будет собрана египетская экспертная группа для изучения возможностей мелиорации на Великой реке в Ливии.
Решено преодолеть проблему взаимных задолженностей. В соответствии с соглашением о морском рыболовстве будет создано рыболовецкое СП. Заключен контракт на создание СП по производству египетско-ливийского автомобиля. Договорились также о создании общей информационной базы по промпроектам, вырабатываются меры по унификации стандартов и применению системы "единого качества" промышленной продукции. Подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Обсуждена идея строительства аэропорта на египетско-ливийской границе. Для проработки вопросов торгово-экономического сотрудничества в июне 1999 г. заседала Совместная комиссия под руководством премьер-министров двух стран.
Отношения со странами Персидского залива. Активное сотрудничество с заливными странами в экономической области по-прежнему имеет для египтян первостепенное значение в связи с возможностью доступа к значительным финансовым ресурсам, в т.ч. в рамках инвестиционного сотрудничества, а также ввиду необходимых Египту денежных поступлений от египетской рабочей силы в странах ССАГПЗ. Главным экономическим партнером Египта по-прежнему остается КСА. Из общего числа совместных инвестиционных проектов, реализуемых в АРЕ, на долю КСА приходится более 400, из них 21 - только в СЭЗ. Объем саудовских инвестиций в экономику АРЕ составил 1,4 млрд.долл. (более 40% арабских и 10% иностранных инвестиций).
Наиболее заметны инвестиционные вклады заливников в реализацию проекта "Новая Долина": ОАЭ безвозмездно предоставили Египту 4 млрд.ф. (1 млрд.долл.) на строительство канала им. шейха Заида. Саудовский принц Аль-Валид бен Талал заключил с Египтом контракт на приобретение 120 тыс. федданов в Новой Долине, для освоения которых он собирается потратить 1 млрд.долл. В перспективе бен Талал планирует развернуть с/х и промдеятельность на 500 тыс. федданов. Обсуждается реализация решения Кувейтского фонда развития о предоставлении АРЕ на льготных условиях 200 млн.долл. на финансирование работ в "Новой Долине". Создана совместная египетско-кувейтская холдинговая компания с уставным капиталом 500 млн.долл. Результатом работы первого заседания Высшего министерского египетско-кувейтского комитета в конце ноября 1998 г. стало подписание ряда соглашений по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, поощрению инвестиций и др.
Немаловажное значение для АРЕ имеет и арабский туризм, объем которого составляет 33% (1 млн.чел. в 1998 г.) от общего числа туристов, посещающих Египет. Первое место среди туристов из арабских стран, побывавших в стране в 1998 г., занимают саудиты - 233 тыс. туристов. КСА вкладывает 1 млрд.долл. инвестиций в туристические проекты Египта.
Что касается отношений стран ССАГПЗ с Ираном, то АРЕ продолжает держать сторону ОАЭ в территориальном споре вокруг островов Большой и Малый Томб и Абу Муса, призывая к выработке мирной формулы урегулирования и решения вопроса посредством переговорного процесса.
Каир продолжает проводить интенсивные контакты со странами ССАГПЗ и на двустороннем уровне. Наиболее плотный график обмена визитами сохраняется между Каиром и Эр-Риядом: на регулярной основе проводятся заседания Совместного египетско-саудовского комитета под эгидой мининдел, активно обсуждаются вопросы экономсотрудничества, среди которых и поэтапное (в течение 5 лет) создание зоны свободной торговли между двумя странами.
В странах ССАГПЗ идут сокращения числа иностранных служащих и специалистов из арабских стран как в государственном, так и частном секторах (по данным ООН, уровень занятости иностранной рабочей силы в Омане составляет 61%, Кувейте - 82%, ОАЭ - 91% и Бахрейне - 40%). Объем отзывов иностранцев в странах залива в 1998 г. составил около 1,5 млн. служащих, причем в одной только Саудовской Аравии было сокращено около 750 тыс. "иностранных вакансий". Ввиду особого значения саудовского рынка рабочих мест для египтян, доля которых в нем достаточно велика (1,5 млн.), министерство по делам рабочей силы и эмиграции АРЕ заметно интенсифицировало контакты с властями Саудовской Аравии с тем, чтобы добиться для египтян привилегированного положения при наборе иностранной рабочей силы.
Поддерживаются тесные связи с Оманом, подтверждением чему стал визит султана Кабуса в АРЕ 4-9 февраля 1999 г., выявивший совпадение позиций двух стран по необходимости снятия санкций с Ирака, прежде всего отмены экономического эмбарго. В 1998 г. на заседании Совместного комитета стороны подписали соглашения по поощрению и защите инвестиций и укреплению эконом- и техсотрудничества. Подписано соглашение о сотрудничестве в области научных исследований и технологий с Бахрейном, предпринимающим активные шаги по увеличению объема торгового обмена с АРЕ: принято решение об открытии египетского торгпредства в Манаме, есть договоренность по организации обмена выставками промпродукции.
Египетско-катарские отношения находятся на финальном этапе "выравнивания" после устранения напряженности между Каиром и Дохой в ноябре 1997 г. Известны участие мининдел АРЕ А.Мусы в заседании Дамасской декларации в Дохе в ноябре 1998 г. и принятый неделей позже указ президента АРЕ об отмене режима въездных виз для граждан Катара, введенный летом 1998 г.; практически решен вопрос с аннулированными в этот же период контрактами египетских специалистов в Катаре. В области экономического сотрудничества стоит отметить контакты между Каиром и Дохой по обсуждению перспектив экспорта катарского природного газа в Европу через Суэцкий канал.
Арабский общий рынок. Идея создания АОР была впервые сформулирована в августе 1964 г., однако из-за крайне нестабильной военно-политической ситуации в регионе и крупномасштабных военных конфликтов на Бл. Востоке в 1967 г. и 1973 г. ее осуществление было отложено до лучших времен.
В июне 1996 г. участники Каирского саммита приняли принципиальное решение о формировании арабской зоны свободной торговли (АЗСТ), которое затем было конкретизировано в ходе 59-го заседания комиссии по социально-экономическим вопросам ЛАГ в феврале 1997 г., разработавшей рабочую программу по реализации этой идеи начиная с 1998 г.
1 янв. 1998 г. генсекретарь ЛАГ И.Абдель Магид официально объявил о начале поэтапного осуществления плана создания АЗСТ, рассчитанного на 10 лет. В 2007 г. в результате ежегодного снижения таможенных сборов на 10% намечается выйти на режим беспошлинной торговли между участниками действующего соглашения о поощрении и развитии взаимного товарооборота, в число которых на тот момент входили 18 арабских государств (о намерении в самое ближайшее время подключиться к соглашению заявили также Алжир, Джибути, Коморские о-ва и Мавритания). Будут созданы базовые предпосылки для углубления экономической интеграции арабских государств, конечной целью которой, как отмечено в решениях Каирского саммита, должно стать образование АОР.
Устранение таможенных барьеров должно способствовать ускоренному росту межарабской торговли, объемы которой составляют 38,5 млрд. долл. в год, при том, что суммарный внешнеторговый оборот арабских государств превышает 306 млрд.долл. Следующим шагом в направлении формирования АОР должна стать унификация действующих в отдельно взятых странах систем мер и стандартов, что в свою очередь позволит приблизиться к запуску экономической кооперации на двусторонней и многосторонней основе.
Линия на углубление финансово-кредитного и инвестиционного взаимодействия, по замыслу адептов АОР, будет способствовать выравниванию уровней экономразвития путем "подтягивания" к планке относительно "продвинутых" арабских государств наиболее отсталых стран региона, которые за счет финансовой поддержки соседей получат доступ к новейшим технологиям и смогут наладить производство конкурентных товаров и услуг.
Возвращение в Африку. 30 июня 1998 г. состоялось официальное вступление АРЕ в экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (KOMECA). На III очередном саммите организации в Киншассе соответствующие документы подписал мининдел А.Муса, тем самым Египет присоединился к этому крупнейшему экономическому объединению 20 африканских стран, где проживает 370 млн.чел.
АРЕ подала заявку на вступление в КОМЕСА, преемницу экономической группировки государств, применяющих на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования в торговле, еще в 1993 г. Однако из-за жесткого противодействия некоторых стран, в первую очередь Судана, в основе которого лежали мотивы политического характера, членство Египта в КОМЕСА было отложено на 5 лет.
По мере изменения региональной ситуации в пользу Египта и после однозначного согласия всех государств-членов КОМЕСА, АРЕ добилась статуса полноправного, 21-го, участника этого самого крупного экономического союза на африканском континенте.
За стремлением Египта войти в состав КОМЕСА просматривается убежденность Каира в необходимости диверсификации своих экспортных потоков в "южном направлении", с тем чтобы избежать зацикленности на рынках "северных" стран, проникновение на которые связано с рядом существенных трудностей. Политический вес Египта на африканском континенте настоятельно диктует Каиру курс на завоевание ведущих позиций и в сфере континентальной экономической деятельности. Каир сразу проявил себя как активный региональный участник организации, проведя 26 октября 1998 г. конференцию "Египет и КОМЕСА: новые перспективы торговли и инвестиций", а также выдвинув инициативу по созыву в Каире в октябре-ноябре 1999 г. региональной экономической конференции государств-членов КОМЕСА, по аналогии с экономическим форумом MENA (одобрена всеми участниками). Кроме того, Каир был избран в качестве одного из основных информационно-контактных центров сообщества, наряду с четырьмя ранее созданными "точками" (Йоханесбург, Лусака, Найроби, Аддис-Абеба).
Руководство АРЕ уделяет особое внимание планам своего вхождения в зону африканской свободной торговли (к 2000 г.) и таможенный союз (к 2005 г.), рассматривая их в качестве катализатора расширения уровня торгового обмена со странами КОМЕСА. Участие АРЕ в группе КОМЕСА открывает для Каира доступ по льготным ценам к источникам сырья, разрабатываемым странами-членами сообщества. Одновременно египтяне, стремясь ограничить свою зависимость от Запада, откуда идет основной поток импорта промтоваров, предлагают активизировать в рамках КОМЕСА процессы, ведущие к созданию СП объектов по сборке электронной аппаратуры, автомобилей, выпуску удобрений, лекарств, кожизделий, текстиля.
Египтяне стремятся также к запуску общеафриканских проектов в металлургической и пищевой промышленности, призывают партнеров по КОМЕСА к проведению совместных изысканий в области геологии. При этом со стороны АРЕ выражается готовность оказывать техпомощь (современное оборудование, интеллектуальная поддержка), обеспечивать подготовку кадров, организовывать конференции и выставки. Египет нацелен решать проблемы морских и воздушных перевозок в рамках КОМЕСА, планируя довести в течение ближайших двух лет число воздушных линий, соединяющих АРЕ с африканскими партнерами, до 12 (действуют 6 линий: Эритрея, Эфиопия, Кения, Танзания, Уганда, Судан). Предстоит также решить проблему свободного доступа на рынки КОМЕСА египетских экспортных товаров, чему пока препятствует отсутствие механизма страхования грузов от рисков некоммерческого характера (войны, госперевороты и т.д.).
Одновременно МИД, минторговли и промышленности АРЕ занимаются изучением переданных секретариатом КОМЕСА требований по стандартам, соблюдение которых необходимо при производстве продукции, предназначенной для экспорта в страны-члены этой экономической группы (египтян в данном контексте не устраивает требование обязательного использования не менее 35% местных компонентов в товарах "комесовской ориентации").
24-25 мая 1999 г. Египет впервые после вступления в КОМЕСА принял участие в саммите данной организации (египетскую делегацию возглавлял мининдел А.Муса), прошедшем в Кении. На саммите были утверждены предложения АРЕ о проведении ежегодной встречи на уровне мининдел, переносе в Каир суда данной организации, создании инвестиционного агентства стран-членов КОМЕСА. Позитивно встречена участниками и инициатива египтян созвать пятый саммит организации в Каире в 2001 г.
И хотя после покушения на Х.Мубарака в Аддис-Абебе в 1995 г. президент АРЕ воздерживается от поездок по странам Африки, вынужденная инерция "первого лица" компенсируется активностью мининдел А.Мусы, который в 1997-98 гг. посетил большую часть африканских государств. Частыми гостями в Каире бывают главы государств и правительств стран к югу от Сахары. Несмотря на то, что экономические интересы АРЕ в Африке имеют трансграничный характер, акцент во внешней политике Египта все же делается на развитие и укрепление влияния в тех районах Африки, которые имеют для Каира стратегическое значение. К таковым относятся Судан и другие страны Нила, государства Африканского рога, района Великих озер. Главным препятствием на пути к реализации данной задачи являются многочисленные конфликты (южносуданская проблема, эфиопо-эритрейская война, сомалийская междоусобица, региональный конфликт в ДРК).
Впервые за историю афро-французских саммитов на 20-й такой встрече в верхах в Париже в конце 1998 г. Египет был представлен на уровне президента АРЕ Х.Мубарака.
Средиземноморье. ЕС в своей политике в отношении южного и восточного Средиземноморья руководствуется растущей взаимосвязью Европы со странами данного региона. Учитывается влияние складывающейся в них внутренней обстановки не только на экономические интересы ЕС, но и на безопасность на европейском континенте, на формирование оборонной политики Европы и усилия европейцев по контролю за демографической ситуацией.
Отсутствие четкой политики по поддержке экономического развития стран южного и восточного Средиземноморья приведет к тому, что разрыв в их доходах, по сравнению с государствами Европы в 1998 г. составлявший 1 к 12, к 2010 г. возрастет до 1 к 20. Подобное соотношение неизбежно вызовет рост иммиграционных потоков в страны Европы и обострение здесь социально-экономической, демографической и криминогенной обстановки. При этом общая численность населения стран южного и восточного Средиземноморья в 2010 г. будет насчитывать более 300 млн.человек (в 1995 г. - 220 млн.человек). ЕС исходит также из того, что эти страны обеспечивают 20% энергетических потребностей, поставляют в Европу половину своей экспортируемой продукции (в случае североафриканских государств - 2/3) и закупают у него половину своего импорта.
Идея евросредиземноморского партнерства, которая впервые была высказана на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Лиссабоне в 1992 г., получила свое развитие на встречах в Корфу в июне 1994 г. и в Эссене в декабре того же года. В июне 1995 г. в Каннах были одобрены предложения Европейской Комиссии по созданию механизма партнерства между странами Европы и Средиземноморья. В итоге в нояб. 1995 г. участники Барселонской конференции - министры иностранных дел 15 государств ЕС и 12 стран Средиземноморья, а также представители Совета ЕС и Европейской Комиссии - одобрили декларацию, определившую направления этого партнерства, и утвердили Рабочую программу реализации евро-средиземноморского сотрудничества.
Избраны два взаимодополняющих друг друга подхода: на двустороннем уровне - соглашения о партнерстве между ЕС и каждой из средиземноморских стран; на региональном уровне - постоянный многосторонний диалог в области политики, безопасности, экономики и культуры, включая обсуждение совместных проектов, путем укрепления взаимодействия между представителями частного сектора и правительственными структурами стран-участниц.
Механизм многостороннего взаимодействия включает в себя проведение каждые 3 месяца заседаний Евросредиземноморского Комитета по Барселонскому процессу, состоящего из "тройки" Евросоюза и каждой из стран Средиземноморья, для определения дальнейших действий по реализации Рабочей программы. Европейская Комиссия осуществляет контроль за всей работой по региональному сотрудничеству.
Одним из достижений евро-средиземноморского партнерства является создание механизма осуществления постоянного регионального диалога по вопросам политики и безопасности. Так, на встрече мининдел в Палермо в июне 1998 г. в рамках обсуждения вопросов мира и стабильности в регионе были рассмотрены проблемы терроризма и ближневосточного урегулирования. Участники форума выразили общую заинтересованность в активизации совместных мер по борьбе с терроризмом, в том числе одобрили решение обсудить эту проблему в ближайшее время на высоком государственном уровне с участием экспертов.
ЕС, заседавший в Каннах в июне 1995 г., определил помощь странам Средиземноморья 1995-99 гг. - 4,6 млн.экю. Вместе с займами от ЕИБ объем финансовой помощи странам Средиземноморья со стороны ЕС достигает 2 млрд.экю в год. Действует программа МЕДА (аналог программы PHARE, разработанной ЕС для стран ЦВЕ), созданная в основном для поддержки сотрудничества на двустороннем уровне (до 90% выделенных финансовых ресурсов), а также содействия реализации региональных проектов, включая социальную сферу. Часть финансовой помощи распределяется в виде грантов. Каждая страна представляет на рассмотрение ЕС предложения по финансированию национальных проектов, а решение о выделении средств принимается на конкурсной основе.
Кроме того, Европейская комиссия, учитывая специфику каждой отдельно взятой страны региона, реализует дополнительные программы по усилению роли частного сектора и модернизации промышленности. Основная работа ведется по следующим направлениям: создание благоприятного климата для развития экономики; содействие торговле; поощрение инвестиций; ускорение приватизации; развитие инфраструктуры; поддержка мелкого и среднего бизнеса; развитие трудовых ресурсов; повышение конкурентоспособности компаний. В Барселонской декларации закреплено положение о поэтапном создании к 2010 г. общей зоны свободной торговли. Создание зоны свободной торговли оговаривается в каждом из двусторонних соглашений, в которых предусматривается переходный период, не превышающий 12 лет.
ЕС заключил двусторонние соглашения о партнерстве с пятью средиземноморскими странами - Марокко, Тунисом, Израилем, Иорданией и ПНА. В процессе обсуждения находятся проекты аналогичных соглашений с Египтом, Ливаном, Сирией и Алжиром.
Отношения между Египтом и ЕС строятся на основе Соглашения о сотрудничестве января 1977 г., вступившего в силу в ноябре 1978 г. Четыре протокола к данному Соглашению предусматривают оказание Египту финансовой помощи в реализации программ в экономической, социальной и с/х областях на общую сумму 425 млн.экю. Перечислено около половины предусмотренных средств.
Крупнейшими из имеющихся в протоколах проектов являются: строительство системы по очистке воды в Хелуане (35 млн.экю); кредитная линия на развитие сельского хозяйства (45 млн.экю) - выполнена; программа по развитию продовольственного сектора (55 млн.экю) - ыполнена; создание новой с/х зоны Бустан в районе Западной дельты (15 млн.экю); программа приватизации предприятий (43 млн.экю); реформирование банковского сектора (11,7 млн.экю); развитие ветеринарной службы (20 млн.экю): программа по развитию частного сектора (25 млн.экю); программа по развитию с/х сектора (75 млн.экю).
Финансовая помощь Египту по Соглашению 1977 г. до 1995 г. поступала в форме бюджета, ограничивавшего рамки использования средств их целевым назначением. По сути дела это Соглашение регулирует отношения между донором и получателем. Заключение Соглашения о партнерстве откроет для Египта более широкие возможности в вопросах получения финансовой помощи, а также ряд других преимуществ.
В янв. 1996 г. египетская сторона вышла с предложением увеличения свободного от тарифов экспорта египетских с/х товаров в страны ЕС. К концу 1996 г. текст проекта Соглашения был согласован сторонами на 95%. Оставшуюся часть составляют спорные вопросы, разногласия по которым затруднили дальнейшее продвижение переговоров.
В торгово-экономических отношениях Египта с ЕС сохраняется немало сложных проблем. Раздражение в Каире весной 1998 г. вызвало решение Европейской Комиссии ввести 20% антидемпинговые пошлины на египетский хлопок (ЕС является основным потребителем этого важного товара египетского экспорта). Разъяснения европейцев, что такого рода меры приняты в результате тщательного расследования соответствующих жалоб ряда европейских (французских и др.) фирм и затронули не только Египет, но и другие страны (Китай, Индию, Индонезию, Пакистан, Турцию), не смягчили недовольства египетской стороны. Египетские производители хлопка вынуждены были приостанавливать поставки в европейские страны. Это далеко не первый шаг европейцев, направленный на ограничение допуска египетской продукции на рынки ЕС. В ноябре 1996 г. Еврокомиссия уже пыталась прибегнуть к антидемпинговым мерам в отношении египетского хлопка. Но тогда это решение, действовавшее полгода, было отменено постановлением министерского совета стран-членов ЕС. В мае 1997 г. были приняты дискриминационные меры, затронувшие ряд ввозимых из АРЕ х/б и трикотажных изделий, что обернулось ущербом для египетских экспортеров в 150 млн.долл. Не удовлетворяются пожелания египтян увеличить квоты для их аграрной продукции, поставляемой в европейские государства (цитрусовые, картофель, рис).
Такой подход ЕС блокирует предпринимаемые египетским правительством усилия по хотя бы частичному выравниванию неблагоприятного для Египта баланса (1:3,6) в торговле со своим главным коммерческим партнером (на долю стран ЕС приходится 35% экспорта и 41% импорта АРЕ). Египетские СМИ писали о том, что европейцы настойчиво ставят вопрос о снятии Египтом таможенных барьеров, но не спешат открывать собственный рынок.